Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жесты походки

Мимика

План

Лекция 6 Паралингвистика

Кинесика (мимика, походка, поза)

1. Мимика. Мимические коды эмоциональных состояний

2. Жесты походки

3. Осанка как паралингвистическое средство

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении. Но эта проблема еще окончательно не решена.

В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (табл. 1).

Психологи установили, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее – эмоции страдания и страха.

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т. д. Но настроение человека нельзя определить только по отдельным признакам! Например, размер зрачка и положение глаз могут иметь много различных значений.

Части и элементы лица   Эмоциональное состояние
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза прищурены или раскрыты   Глаза прищурены   Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз   Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей   Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб   Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное
                   

Таблица 1 – Мимические коды эмоциональных состояний

Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ.

Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица:

на одном полюсе – агрессивно-жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать свое или умереть», он обычно смотрит вам прямо в глаза, широко открыв свои, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами.

на другом конце спектра – некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из-под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он очень открытый и контактный человек, верящий в кооперацию как динамический процесс.

Джейн Темплтон, психолог, опубликовавшая статью «Как продавец может открыть то, что у покупателя на самом деле на уме», замечает: «Если глаза возможного покупателя опускаются в землю, а лицо отворачивается в сторону – вам откажут. Напротив, если рот расслаблен, без механической улыбки, подбородок выставлен вперед, то покупатель, вероятно, обдумывает ваше предложение. Если его взгляд встречается на несколько секунд с вашим, одновременно с легкой боковой улыбкой, доходящей, по крайней мере, до уровня носа, то он склоняется на вашу сторону. И наконец, если голова доверительно опускается на тот же уровень, что и ваша, улыбка расслабленная и полна энтузиазма – покупка действительно будет сделана».

Когда человек стоит на обеих ногах (ноги расположены не больше чем на две ширины ладони друг от друга), это твердая и одновременно гибкая стойка! Она свидетельствует о сильном, уравновешенном, спокойном, но живом, твердом, способном примениться к обстоятельствам характере; человек с таким характером – резкая противоположность «дрожащему от страха».

Неподвижная, застывшая стойка при сильной напряженности характеризует твердость, упрямство, недостаток оборотливости, плохую приспособляемость, негибкое самоутверждение.

Твердая стойка, вес тела – на одной ноге, другая лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, вместе с некоторой расслабленностью характеризуют бдительность, подвижность, живые реакции, гибкость, приспособляемость, непринужденность; но это уже и определенная подспудная нехватка устойчивости, которая становится заметной при более сильных нагрузках.

Изменчивая стойка при недостатке напряжения, частая смена основной опорной ноги – нет твердой точки опоры («легко опрокинуть»), лабильность, недостаток твердости и дисциплинированности, воли к самоутверждению и преодолению, слабость побуждений, мягкость, стремление к удобству, ненадежный, боязливый, внушаемый тип характера. Часто такими бывают политики, из уст которых выходят громкие слова об их самостоятельности и твердой точке зрения. При этом, «переступая» с одной ноги на другую, они выдают через язык тела знающим людям свою истинную слабость!

Покачивание, приподнимание на носки; постоянное резкое поднимание корпуса – или подготовка активного движения вперед, в смысле готовности к борьбе, агрессивной установки, или (вероятно, еще чаще) заносчивость. В любом случае здесь не хватает настоящей "устойчивости".

Можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего критичны и скрытны. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль бордюра и как бы рассматривающего, что на нем лежит (рис. 1).

Рис. 1

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции (рис. 2). Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход. Типичный образец – У. Черчилль.

Рис. 2

Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной (рис 3). Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова. Они как бы говорят себе: «Давай посмотрим на это со всех сторон».

Рис. 3

Ритмичная походка: расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, наличие напряжения в смысле особого внимания, критичности или готовности к действиям; в известной степени – игривый ответ на внешний стимул.

Равномерная походка: волевая деятельность или стремление к цели, которой хотят достичь, применяя силу воли; чем это желание сильнее, тем более равномерна походка, шире шаги, прямолинейнее линия движения, тем больше верхняя часть тела наклонена вперед.

Широкие шаги: часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость до сплошной занятости, деловитость, непринужденность, свободно разворачивающееся самоощущение, скорее всего, направленное на далекие цели, абстрагирующееся мышление.

Короткие, маленькие шаги: скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность; самочувствие проявляется лишь ограниченно. Тип мышления скорее конкретный, связанный с чувственными впечатлениями.

Нарушения в ритмичности: известная раздвоенность и отсутствие уверенности, надежности: замешательство, задумчивость, направленность в себя, нехватка внутренней свободы, робость.

Самодовольные, несколько помпезные люди могут сигнализировать о таком своем состоянии походкой, которую «прославил» Б. Муссолини (рис. 4).

Рис.4

Эта подчеркнуто широкая и медленная походка – обычное известное желание выставиться напоказ, действия с пафосом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулировка | Лекция 7 Паралингвистика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.