Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: ОЩУЩЕНИЯ

1. Понятие и общая характеристика ощущения как познавательного процесса.

2. Анализатор и его структура.

3. Классификация и общие свойства ощущений.

4. Чувствительность и ее измерение: пороги чувствительности.

5. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

 

Понятие. О богатстве окружающего мира, о звуках и крас­ках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью орга­нов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабаты­вающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответствен­ным за регуляцию температуры тела, работу органов пищева­рения, органов движения, желез внутренней секреции, за на­стройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Известный русский врач СИ. Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда боль­ная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязанием на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку все время необходимо получать сведения об окру­жающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят инфор­мационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нару­шениям организма.

Показательны в этом отношении результаты исследований по ограничению сенсорной информации, связанные с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах - цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внеш­них воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У ис­пытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию моно­хроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

О природе ощущений. Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же - результат воз­действия материи на органы чувств. При этом ощущения отража­ют мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, слу­жит практика, деятельность субъекта.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, это трактовка ощущений субъективными идеалистами (Беркли, Юмом, Махом и др.) как единственной реальности, в ре­зультате чего мир рассматривается ими лишь как совокупность ощущений. С другой стороны, это концепция, для которой ощу­щения - только условные знаки, символы внешних воздействий (И. Мюллер, Гелъмголъц). Эта теория исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, свидетельствующих о том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать различные ощущения. Так, сетчатка глаза дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электри­ческим током или давлением. В то же время механический раз­дражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз. Основываясь на этих фактах, И. Мюллер выдвинул принцип специ­фической энергии органов чувств. Согласно идее Мюллера ощуще­ние зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздра­житель. Значит, делает вывод Мюллер, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира, следовательно ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.

В действительности же, хотя приведенные Мюллером факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во-первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электриче­ский ток или механический раздражитель. Звуки, запахи и другие раздражители, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощу­щений. Аналогично свет и запах не могут вызвать слуховых ощущений. Значит, такие относительно универсальные раздражи­тели, как электрический ток и механический раздражитель, представляют собой редкие исключения. Во-вторых, ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству. Так, меха­нический удар или электрический ток, воздействуя на ухо, вызы­вает грубое слуховое ощущение, которое нельзя сравнить с богат­ством слуховых ощущений, вызванных воздушными колебаниями.

Следует различать раздражители, адекватные для данного орга­на чувств и не адекватные для него. Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт дли­тельной эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с об­щественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспо­собления организма к среде, органы чувств могут успешно выпол­нять свою функцию лишь при условии верного отражения ее объективных свойств. Таким образом, здесь действует принцип не «специфических энергий органов чувств», а «органов специфиче­ских энергий». Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств, Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действитель­ные свойства предметов и явлений материального мира, воз­действующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущения суть субъек­тивные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответст­вующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущение возникает в ре­зультате преобразования специфической энергии раздражителя, воз­действующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении ощущения привели к выводу, что ощущение как психическое явление при от­сутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функ­ции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе - руке. Вместе с тем очевидно различие между исполнительными и ощупьшающими движениями руки. ИЛ. Павлов назвал последние ориентировочно-исследователь­скими реакциями, относящимися к особому типу поведения – поведения перцептивного, а не исполнительного. Подобное пер­цептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения.

Анализатор. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внеш­ней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростреми­тельных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с цент­ральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (пе­риферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечи­вается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анали­за, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусствен­ного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствитель­ности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в сред­ней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализа­тора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центро­стремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, воз­никает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной час­ти и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окру­жающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Отбор полезной информации в ощущениях. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростре­мительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обрат­ной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффек­тором. Ощущение не есть результат центростремительного про­цесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлек­торный акт, подчиняющийся в своем формировании и протека­нии общим законам рефлекторной деятельности.

Динамика процессов, происходящих в подобном рефлектор­ном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процес­сом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптиче­ского «прибора» с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысотную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнару­жения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Это можно уподобить обычной редакторской практике: одно периоди­ческое издание публикует, например, только информацию о спор­те и спортсменах, тогда как другое отвергает все, кроме ориги­нальных научных статей. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения. Например, у насекомых эти механизмы вклю­чены в решение нелегкой задачи — отыскания партнера своего вида. Перемигивания светлячков, «ритуальные танцы» бабочек и т.п. — все это генетически закрепленные цепи рефлексов, следующих один за другим. Каждый этап такой цепи последо­вательно решается насекомым в двоичной системе: «да» — «нет». Не то движение самки, не там цветовое пятно, не тот узор на крыльях, не так она ответила в танце - значит, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность: начало нового этапа возможно только после того, как на преды­дущий вопрос отвечено «да».

Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных крите­риев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены морем стиму­лов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосред­ственно связаны с потребностями организма. Голод, жажда, готов­ность к спариванию или какое-либо другое внутреннее влечение могут быть теми регуляторами, критериями, по которым осуществляется селекция стимульной энергии.

Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувстви­тельность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощу­щение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет дви­гаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализиру­ют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно.

Классификация ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соот­ветствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предме­тов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверх­ности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, располо­женные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информа­цию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы кинестезическими или кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контакт­ные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. Мы назвали пять рецепторов, соответ­ствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выделенных еще Аристотелем.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощу­щениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений — температурных. Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплооб­мена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной науки принятое раз­деление ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений мож­но считать внешневнутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статикодинамические.

 

Общие свойства ощущений. Ощущения — это форма закономерного отражения адекватных раздражителей. Так, ощущений адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характе­ризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимик­рон, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Слуховые ощущения — результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значе­ние для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфи­ческие раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интен­сивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цве­товому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отража­ет бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной харак­теристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характе­ристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздра­жителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 милли­секунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновремен­но с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявля­ется в так называемом последействии. Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчеза­ет не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные после­довательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздраже­нию. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последова­тельного образа основан принцип кинематографа. Последователь­ный образ изменяется во времени, при этом положительный об­раз заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны».

Появление последовательных образов можно научно объяс­нить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утом­ляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сет­чатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость и мы видим сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравни­мое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают воспри­ниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локали­зация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактиль­ные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на кото­рую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем так­тильных.

Чувствительность и ее измерение. Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказыва­ется способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражите­ля, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не пере­даются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жиз­ненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе им­пульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у кото­рого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы орга­низм к неминуемой гибели. Именно кора больших полушарий стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя тем самым организм от ненужных реакций.

Однако подпороговые импульсы не безразличны для организ­ма. Подтверждением этому служат многочисленные факты, полученные в клинике нервных болезней, когда именно слабые, подкорковые раздражители из внешней среды создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возник­новению галлюцинаций и «обмана чувств». Подпороговые звуки могут восприниматься больным как сонм навязчивых голосов при одновременном полном безразличии к настоящей человеческой речи; слабый, еле заметный луч света может вызвать галлюци­наторные зрительные ощущения различного содержания; еле заметные тактильные ощущения — от контакта кожи с одеждой — ряд извращенных острых кожных ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувстви­тельностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера дея­тельности и возраста человека, функционального состояния ре­цептора, силы и длительности раздражения и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только конста­тировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), проверяя спо­собность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение до­бавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличение веса необ­ходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметного различия нужно добавить около 33,3 грамма. Таким образом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения (разностный порог) характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражи­телей средней силы.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующим образом: согласно этому положению, которое носит назва­ние основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической про­грессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различе­нию, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.Понятие разностной чувствительности используется не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и по отношению к другим особенностям некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительности к разли­чению форм, размеров и цвета зрительно воспринимаемых пред­метов или к звуковысотной чувствительности.

Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая ве­личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре­ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель­ности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе про­должительного действия раздражителя. Мы упоминали об этом явлении в начале настоящей главы, говоря о своеобразном настрое анализаторов на изменение раздражений. В случае дейст­вия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощу­щение может угаснуть совсем.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи­санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни­ем действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого Холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном свето­вом раздражении называют световой адаптацией. Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов (при обморожении).

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно­сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап­тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре­делить как позитивную адаптацию. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда уве­личивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажден­ная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существо­вании негативной болевой адаптации долгое время был спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не обнаруживает негативной адаптации, а, напротив, действует все сильнее с течением времени. Однако новые факты свидетель­ствуют о наличии полной негативной адаптации к уколам иглы и к интенсивному горячему облучению.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десят­ков минут), обонятельный и вкусовой.

Взаимодействие ощущений. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влия­нием раздражения других органов чувств называется взаимодействи­ем ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влия­нием слухового раздражения. СВ. Кравков (1893—1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствитель­ность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в ка­честве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выра­женной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюда­ется снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощу­щения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствитель­ности под влиянием слабых болевых раздражений.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствитель­ности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсиби­лизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений яв­ляются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анали­заторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко ирра­дирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности по­следних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызва­но воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подо­бранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упраж­нений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется еще в од­ном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощуще­ния, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдает­ся в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встре­чаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые компози­торы (НА. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др.). Яркое проявле­ние подобного рода синестезии мы находим в творчестве литов­ского художника М.К. Чюрлениса - в его симфониях красок.

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Чувствительность и упражнение. Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздра­жителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настоль­ко сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слу­шать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувст­вительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запа­хами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связыва­ются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.

Особый интерес представляет возникновение у человека чув­ствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанци­онная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профес­сиями.

Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят про­светы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощуще­ния у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает измене­ния, равные 1/60—1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме - в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, исполнение на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скри­пачей он более развит, чем у пианистов. Опытные летчики по слуху легко опреде­ляют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развива­ются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Несмотря на большое количество подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попытка объяснить повышение осязательной чувствительности у слепых. Удалось выделить тактильные рецепторы — пачинпевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопостав­ления было проведено то же исследование на коже зрячих людей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фаланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достигало 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является констант­ной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабли­ваясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраива­ется и структура анализатора в целом.

Прогресс техники влечет за собой колоссальную информаци­онную перегрузку основных каналов связи человека с внешней средой — зрительного и слухового. Потребность разгрузить зрительный и слуховой анализаторы неизбежно связана с активи­зацией других систем связи, в частности, кожных систем. Миллионы лет развивается вибрационная чувствительность у жи­вотных, в то время как для человека еще нова сама идея передачи сигналов через кожу. А возможности в этом отношении довольно большие: ведь площадь человеческого тела, способная восприни­мать информацию, достаточно велика.

В течение ряда лет предпринимались попытки разработки «кожного слуха», основанною на использовании адекватных для вибрационной чувствительности свойств раздражителей, таких, как местоположение раздражителя, его интенсив­ность, длительность, частота вибраций. Использование первых трех из перечислен­ных качеств раздражителей позволило создать и успешно применить систему кодируемых вибрационных сигналов. Испытуемый, изучивший алфавит «вибраци­онного языка», мог после некоторой тренировки воспринимать предложения, подаваемые со скоростью 38 слов в минуту, причем этот результат не был предельным. Очевидно, возможности использования для передачи информации человеку вибрационной и других видов чувствительности далеко не исчерпаны и значение развития исследований в этой области трудно переоценить.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наследственные новообразования | Тема: ВОСПРИЯТИЕ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.