Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общения. Виды речевого общения

Читайте также:
  1. A. Понятие о корреляционном анализе
  2. B. Понятие о регрессионном анализе
  3. I. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
  4. VI. 1. Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования.
  5. А. Понятие инвестиций.
  6. Агропромышленный комплекс (АПК): понятие, цели функционирования, основные сферы. Прогнозирование и планирование АПК
  7. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
  8. Акустический аспект речевого воздействия в рекламе
  9. Базовая система ввода-вывода (BIOS). Понятие CMOS RAM
  10. Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
  11. Билет 23. «понятие прибыли предприятия, ее значение и сущность. Планирование, прогнозирование и распределение прибыли в современных условиях».
  12. Биофизические принципы исследования электрических полей в организме. Понятие о токовом диполе.

Вопросы лекции

Тема 2 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

Лекция 4

 

Содержание лекции: Понятие речевого общения. Виды речевого общения: фатическое – нефатическое, вербальное – невербальное, устное – письменное, контактное –диктантное, межличностное – публичное – массовое, официальное – неофициальное, свободное, стереотипное. Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Классификация речевых ситуаций. Успешность речевого общения и условия успешного общения. Формы речевого общения: монолог, диалог, спор.

 

 

1. Понятие речевого общения. Виды речевого общения.

2. Единицы речевого общения. Условия успешного общения.

3. Формы речевого общения.

 

Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М.С. Каган), или «особую форму взаимодействия людей» и т.д.

Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». В этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь. Следовательно, общениеэто реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Наряду с термином общения широкое распространение получило слово «коммуникация». Внаучной литературе оба слова используются как синонимы. При этом в лингвистических работах чаще используется слово «коммуникация», а в исследованиях по психологии – «общение». Коммуникация – это информационная связь субъекта с тем или иным объектом.

Речевая коммуникация (от лат. communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) – это одно из значений, которые в современном русском языке есть у слова «коммуникация».

Коммуникацией называют и пути сообщения (например, водная коммуникация), и формы связи (телеграф, радио, телефон), и общение, связь между людьми для передачи и получения информации, и массовую коммуникацию – процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям.



Общение (по словарю С.И. Ожегова) – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Эти понятия объединяет, делает синонимами речь, которая связывает людей и служит основным средством передачи информации в различных ее видах и формах. Поэтому мы будем рассматривать понятия «коммуникация» и «общение» только применительно к речи, к речевой ситуации.

В этом смысле под «коммуникацией» понимается передача речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя. А под «общением» – речевое взаимодействие между людьми.

Можно ли сказать, что применительно к речи понятия «коммуникация» и «общение» полностью тождественны? Различия в значениях этих терминов (эти различия проанализировал М. С. Каган в книге «Мир общения»):

1. «Коммуникация»в своем прямом значении является исключительно информационным процессом, адресованным человеку, животному, машине (может осуществляться и на искусственных языках), а «общение» всегда двухслойно (оно имеет и практический, и духовный (информационный) характер).

2. «Коммуникация»предполагает информационную связь субъекта с тем или иным объектом. При этом в роли объекта может выступать как человек, так и животное или машина. «Общение»же возможно только между субъектами, т.е. между людьми, ощущающими свою индивидуальность и уникальность.

3. «Коммуникация»– это прежде всего процесс передачи информации. В этом отношении он односторонен и монологичен. «Общение»– это процесс взаимодействия, он двусторонен и диалогичен (по М. С. Кагану).

Таким образом, в основе различения оттенков значения слов «общение» и «коммуникация» лежат особенности отношений между участниками этого процесса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы лекции | Фатическое – информативное общение

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. A. Понятие о корреляционном анализе
  2. B. Понятие о регрессионном анализе
  3. I. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
  4. VI. 1. Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования.
  5. А. Понятие инвестиций.
  6. Агропромышленный комплекс (АПК): понятие, цели функционирования, основные сферы. Прогнозирование и планирование АПК
  7. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
  8. Акустический аспект речевого воздействия в рекламе
  9. Базовая система ввода-вывода (BIOS). Понятие CMOS RAM
  10. Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
  11. Билет 23. «понятие прибыли предприятия, ее значение и сущность. Планирование, прогнозирование и распределение прибыли в современных условиях».
  12. Биофизические принципы исследования электрических полей в организме. Понятие о токовом диполе.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.