Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их влияние на дальнейшее развитие науки




Символический интеракционализм

Теория коммуникативного действия

Э.Мейо «Доктрина человеческих отношений». Суть – благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства – новые средства повышения производительности труда: «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих».

Методологической основой являются принципы: 1) человек – социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;

2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

3) следует ориентироваться на удовлетворение потребностей людей или чисто на технические факторы подчинения производительности труда;

4) разработка новых средств повышения производительности труда (см. выше).

Абрахам Маслоу (1943) – иерархическая теория потребностей. Классификация потребностей: базисные (в пище, в воспроизводстве, безопасности, в одежде, жилище); производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).

Главное в его теории – объяснение движения потребностей – потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т.е. требующими удовлетворения, лишь после того, как будут удовлетворены предыдущие.

 

Интеракционализм – это взаимодействие. Дж. Мид: поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Взаимодействие индивидов – непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Коммуникации становятся возможными благодаря тому, что придают одно и тоже значение данному символу. Социальное «Я» включает 2 понятия «Я» (индивидуальное сознание) и «Мы» (индивидуальное сознание в глазах других), т.е. Я – это всегда диалог (Я оценивает свои действия через внутреннее освоение Мы).

Т.О. общество, оказывается как бы внутри Я. Поэтому богатство личности и ее своеобразие зависят от широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

 

Тема 1. Лекция 3. Процесс институализации социологии в России,

первые социологические центры,

План:

  1. Субъективистская школа
  2. Социально-психологическая школа
  3. Учение Питирима Сорокина
  4. Развитие марксизма в России.

1. По Парсонсу (социальное действие) процесс институализация – это закрепленные во времени отношения между участниками действий таким образом, что их поведение сохраняется неизменным независимо от того, кто конкретно участвует во взаимодействии.

Российская мысль, как часть общемировой социологии испытывала влияние со стороны различных течений запада, но вместе с тем выдвигались и собственные оригинальные теории (П.Л.. Лавров 1823-1900; Н.К. Михайловский 1822-1904). По Лаврову сущность общественного развития состоит в переработке культуры: в переработке застойных общественных форм в цивилизацию с гибкими динамичными структурами и отношениями. По Михайловскому: истина не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть – удовлетворение его познавательной способности. Н.И. Кареев (1850-1931) подчеркивал уникальность и неповторимость социально-исторических явлений.

Эти ученые относятся к субъективной школе. Они проводят различия между законным и случайным субъективизмом: законный субъективизм требует учитывать интересы и цели изучаемых личностей, а случайный субъективизм обусловлен предубеждениями самого исследователя.

К субъективной школе в социологии России тесно примыкают сторонники психологического направления: Л.И. Петражицкий (1867-1913). Он в своей концепции природы нормативного сознания исходил из первичности психоэмоциональной стороны жизни индивидов и общества. По Петражицкому – подлинной основой жизни является психическое взаимодействие по преимуществу – эмоциональное. Эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики: воли и сознания.

2. Е.В. де Роберти (1843-1915) его концепция носит социально-психологический характер с социально-этической направленностью. Он критиковал органицизм, настаивая но том, что общественная жизнь – это духовный процесс.

Роберти утверждает, что психическое поведение людей объясняется социокультурными факторами. Основой культуры общественного развития является знание (культивирующих его лиц и воспринимающих его), т.е. коллективный опыт.

3. Позитивизм М.М. Ковалевского (1851-1916) – учение о социальном прогрессе, сущность которого в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. М.М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительного исторического метода через параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни.

В борьбе субъективистской социологией и позитивизмом параллельно развивалась социология марксизма: 2 теории – 1) ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин); 2) легальный марксизм (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев). Легальный марксизм носил временный социокульткрный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции идеями марксизма в канун революции.

Второй период нарастания процесса институализации в России привел к приобретению социологической науки статуса социального института. В 1918-1919гг. создаются кафедры социологии в Петербургском и Ярославском университетах, учрежден социологический институт.

4. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) лидер правого крыла эсеров, в 1922г. выслан из России, работал в США. Его центральная тема – социокультурная динамика. Он рассматривает цивилизации и культуры в качестве атомарных единиц своего анализа. По Сорокину описать и понять любое общество можно через призму присущих ему значений, норм, ценностей. Дает понятие: культурные образцы – виды деятельности, мысли, творчества, верования. Культура – это целостное индивидуализированное единство. Исторический процесс – смена трех социокультурных систем: 1) идеациальной; 2) чувственной; 3) идеалистической, для каждой своя система ценностей:

- для идеациальной – Бог, а чувственный мир – временное пристанище (т.е. потусторонняя ориентация);

- для чувственной – чувственная реальность то что воспринимается сенсорно имеет смысл, то что вне эмпирического опыта – не существует (посюсторонняя реальность);

- для идеалистической – переходный характер: объективная реальность частично опосредуется сверхчувственным началом, но и частично – чувственным.

Современное состояние западной культуры П. Сорокин оценивал как критическое, т.к. происходит то, что чувственный нынешний тип социокультуры обречен на закат, т.к. он ведет к деградации человека.

П. Сорокин создатель теории Социальной мобильности. 2 типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный (движение вверх и вниз по социальной лестнице различно по виду и скорости). В каждом обществе существуют социальные «лифты» (армия, школа, Вузы, церковь, профессиональные организации).

В 30-е годы окончательно утвердился марксизм было провозглашено, что исторический материализм есть социология марксизма. Социология объявлена философской наукой – это теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

5. Марксистское ученик об обществе:

- научный анализ современного ему капиталистического общества: классовая структура общества, распределение благ по принципу владение средствами производства;

- признание закономерности общественного развития;

- принцип детерминизма – существование причинно-следственных связей и зависимостей (способ производства материальных благ влияет на общественную жизнь, государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религию);

- утверждение о поступательном прогрессивном развитии: переход от научных общественно-экономических формаций к внешним: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем феодальной, капиталистической и коммунистический. (Но в наше время отказ народов от строительства коммунизма).

- анализ общества через общенаучный критерий: естественный исторический процесс столь же закономерен, как и природные процессы он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет волю и сознание (больше определяет сознание).

Но марксистские учения выражают интересы пролетариата, возникает вопрос: не противоречит ли атомированность объективности? Поскольку выводы этих ученых попадали в зависимость от интересов правящей партии и реального социализма – они носили односторонний необъективный характер.

Вывод: классический период развития мировой социологии имеет следующие основные направления:

1) позитивистское направление (О.Конт);

2) органическое направление (Спенсер);

3) социологическая теория общества (Э.Дюркгейм);

4) понимающая социология и теория социального действия (М. Вебер);

5) марксистское направление (К.Маркс, Ф.Энгельс)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.