Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Лекция 13. Глобализация социальных процессов в современном мире

Динамика социальных конфликтов карендорф в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы6 борьбу за власть, престиж, авторитет.кты нфликты

Конфликтология выработала 2 модели описания конфликтов:

1) процессуальная;

2) структурная.

1. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта.

2. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

1-ая предконфликтная стадия разбивается на 2 фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации. Вторая фаза начинается с инцидента или повода. На этой стадии происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов. Здесь конфликт из скрытой (1-ая фаза) переходит в открытую.

Конфликтное поведение – характеризует 2-ую основную стадию конфликта.

Конфликтное поведение – это действия направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые социальные группы и индивиды усугубляют. Это характеризуется нарастанием агрессивности. В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликта.

Сила – способность оппонента реализовать свою цель вопреки партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд компонентов: 1) физическую силу; 2) информационно-цивилизованную форму применения силы; 3) социальный статус (доходы, уровень власти); 4) прочие ресурсы (деньги, территория).

Важное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения:

1. достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности;

2. снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок;

3. искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана 3 программа поведения, то наступает 3-ья стадия в развитии конфликта – стадия разрешения.

Возможно частичное или полное разрешение конфликта. Одним из важных условий для успешного разрешения конфликта является своевременный и точный диагноз его причин, так же обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон; поиск путей преодоления конфликта. Средства и методы: прямой диалог сторон, переговоры через посредника. Рекомендации для разрешения конфликта: стороны должны стремиться к снятию психологической напряженности, демонстрировать взаимное уважение, проявлять склонность к компромиссу. На заключительной стадии предпринимаем усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидирую психологическую напряженность.

3. Виды социальных конфликтов (в России). Политические конфликты – этот конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер.

В России после распада СССР – это конфликт между исполнительной и законодательной властью, события 1993г. формой разрешения являются выборы депутатов федерального собрания и референдум по принятию 1-ой конституции России. Однако объективно причины конфликта не устранены. Сегодня – это противостояние Президента и Федеральное Собрание.

Национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями.

Социально-экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу нормального доступа к этим благам и иным ресурсам.

 

План:

1. Модернизация

2. Технический прогресс и постиндустриальное общество

3. Теория мировой системы И.Воллерштайна

4. Место России в мировом сообществе

 

1. Модернизация. Проблема технической модернизации возникает в связи с тем, что социальная экономическая глобалистика делит «ядро» и «периферию» современного мирового сообщества по очень конкретному принципу. Поскольку внутри системы происходит постоянный обмен – в полном соответствии с рыночными коммуникативными принципами – и поскольку в результате обмена распределение богатства и социального благополучия оказывается весьма неравномерным – в полном соответствии с властными, организационными принципами, достаточно лишь проанализировать меняются ли «сапоги на сюртуки».

Оказывается, что нет: идет обмен знаний на ресурсы, информации на энергию.

Однако не только проблемы экономического отставания могут беспокоить общество, находящееся на пути модернизации («осовременивание»). Его должна страшить перспектива как «неуспеха» так и полного успеха. Если обратиться к концепции Н.Лумана, то «коммуникативное общество» на постсовременном этапе развития в силу объективных причин начинает терять мобилизационные возможности и свою идентичность.

Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и функциональной дифференциации, общество, в конце концов, переживает состояние автоматизации всех своих важнейших систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгорманичным.

2. Технический прогресс и постиндустриальное общество. Смена технологического базиса, которая отражает прогресс прикладного знания и совершенствования средств производства вывела современное общество за рамки детерминистской логики экономической цивилизации (доиндустриального и индустриального типа). Добыча в аграрных обществах и переработка (в промышленных) продуктов природы сменяется добычей и переработкой информационной цели и преимущественным развитием сферы услуг.

Изменение технологии сказывается на организации всей системы социальных связей. Меняются структура занятости, соотношение разных профессионально-квалификационных групп. Доля живого труда в производственных затратах катастрофически снижается и теряет смысл расчет стоимости по капиталовложениям, поскольку общество потребителей перестает интересоваться тиражируемым (массовым) товаром и ищет уникальных, творческих способов удовлетворения потребностей своих членов. «Стоимость» окончательно превращается в «ценность», а «собственность» становится экономическим нонсенсом, поскольку эффект от использования информации тем больше, чем больше она распространена. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы жизни современного общества: промышленную, политическую, культурную. Они создают принципиально новые условия для индивидуальной конкуренции. Поскольку в современном обществе структура социальных позиций определяется экономическими статусами, а те в свою очередь – преимущественно характерам профессиональной деятельности человека, разницу стартовых условий социального продвижения определяют уже не расовые, половые или возрастные различия, а образование, опыт, мастерство, талант.

Одним из далеко идущих последствий «информатизации» общества является тенденция «лидерства женщин». Новый технологический базис производства изменяет и само содержание труда, который должен быть: ответственным, профессиональным, компетентным, творческим. В противном случае нарушается технология, падает эффективность, снижается конкурентоспособность, система приходит в упадок.

Развивающиеся страны, направляющие значительные инвестиции в образование и науку вошли в число конкурентоспособных мировых лидеров производства, а те кто за счет продажи ресурсов «латает» экономические и социальные дисбалансы общества, оказываются в усугубляющемся кризисе.

Знание в современном мире – это важнейший ресурс, позволяющий радикально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к другим видам капитала.

3. Теория мировой системы И.Воллерштайна. Воллерштайн в своей теоретической концепции доказывает, что в 1759-1950г. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы и происходила поляризация мира. Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров, использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда (проще говоря, эксплуатации колоний и национальных окраин).

Воллерштайн доказывает невозможность мощного индустриального развития европейских стран при условии эксплуатации исключительно собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Только привлечение сырьевых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из которых фактически становились империями.

К середине XX века ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь «окраинный», периферийный мир оказался захвачен (вовлечен, экономически привязан к центру) – экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Всемирное общество остается структурно поляризованным и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя – оно достижимо не для всех и только за счет других, считает Воллерштайн.

Это совсем не тот вывод, который мог бы порадовать или хотя бы обнадежить россиян, поскольку именно наше государство в силу ряда причин чисто социального характера и не использовало ресурсный и мобилизованный потенциал, который позволил бы ему удержаться в «ядре» не скатываясь на уровень экономической периферии. Более того, новое положение российского общества в мировом сообществе, строго следуя модели Воллерштайна должно быть, осмыслено в 2-х перспективах:

- возможности обретения политических союзников;

- возможности радикального совершенствования технологической базы производства.

4. Место России в мировом сообществе. Россия в силу ряда причин чисто социального характера утратила позицию мировой сверхдержавы и не использовала ресурсный и мобилизованный потенциал, который позволил бы ей удержаться в «ядре» не скатываясь на уровень экономической периферии. Более того, новое положение российского общества в мировом сообществе, строго следуя модели Воллерштайна, должно быть осмыслено в 2-х перспективах:

- возможности обретения политических союзников;

- возможности радикального совершенствования технологической базы производства.

Именно эти 2 проблемы следует решать в 1-ую очередь, потому что в рамках представления глобалистической концепции общества монополия центра может быть нарушено исключительно объединением менее развитых стран на региональном уровне с целью противодействия экономическому диктату «ядра».

Действительное «выползание» отдельного общества одной национальной экономики болота социальной зависимости возможно только при условии создания субпериферии, т.е. более слабого окружения, которое в свою очередь должно будет отдать свои ресурсы на строительство локального «ядра». Притом, что Россия остается державой регионального значения, это довольно реалистичная перспектива противодействия экспансии более мощных «партнеров», но она входит в существенное противоречие с новыми политическими идеологиями общества.

Вторая проблема – технической модернизации возникает в связи с тем, что социально-экономическая глобалистика делит «ядро» и «периферию» современного мирового сообщества по очень конкретному сообществу. Поскольку внутри системы происходит постоянный обмен – в полном соответствии с рыночными коммуникативными принципами – и поскольку в результате обмена распределение богатства и социального благополучия оказывается весьма неравномерным – в полном соответствии с властными, организационными принципами, достаточно лишь проанализировать, меняются ли «сапоги на сюртуки».

Оказывается, что нет: идет обмен знаний на ресурсы, информации на энергию. «Ядро», пользуясь своим интеллектуальным превосходством, продает технологии и вывозит капитал, а «периферия» продает сырье, товары, человеческие ресурсы. По этой причине вытеснение России с мировых рынков технологий и высокотехнологичной продукции, а также «утечка умов» должны рассматриваться обществом как реальные угрозы будущему социальному благополучию.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11, 16. Лекция 12. Социальные конфликты и логика их разрешения. | Тема 13, 18-27. Лекция 14. Методы исследования в социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.