Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое исследование

Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры

Теории линейного развития культуры (предполагают существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации)

О. Конт предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Каждой из трех стадий развития человеческого разума (теологическая, метафизическая и позитивная) соответствуют определенные формы общественного устройства.

Ж. Кондорсе выделял десять этапов исторического процесса, или десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха открывается Французской революцией и должна характеризоваться ликвидацией социального неравенства, совершенствованием человека.

Теории циклического развития культуры (предполагают существование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл).

Н. Я. Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический и германо-романский. По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно.

О. Шпенглер выделил два этапа развития культуры: этап восхождения (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции). Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».

В основе историософской концепции А. Тойнби лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Согласно Тойнби, в своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад.

Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации о социальном мире и выявление закономерностей общественной жизни.

Этапы социологического исследования: 1) подготовка исследования (формулировка проблемы, выбор объекта и определение целей и задач исследования, изучение литературы по теме исследования, составление программы, выдвижение гипотез); 2) сбор первичной информации; 3) обработка информации; 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Типы социологических исследований

В зависимости от широты охвата материала и глубины анализа различают: 1) разведывательные, или пилотажные, исследования – охватывают небольшие совокупности данных, проводятся по упрощенной программе; 2) описательные исследования – проводятся по тщательно разработанной программе на базе методически отработанного инструментария; 3) аналитические исследования – ставят целью углубленное изучение и всесторонний анализ явления.

В зависимости от общей направленности различают: 1) теоретико-прикладные исследования – предназначены для разработки новых подходов к изучению крупных социальных проблем; 2) прикладные исследования – направлены на практическое решение конкретных социальных проблем.

Социологический эксперимент – метод, предназначенный для проверки гипотез социологического исследования. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект (личность, группа, социальный институт). Различают натурный эксперимент (предполагает вмешательство экспериментатора в исследуемую ситуацию) и мысленный эксперимент (исключает вмешательство в исследуемую ситуацию).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура. В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли | Лекция первая. История социологии как область знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.