Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема социальной среды




Заключение

Расово-антропологическая школа в социальной науке складывалась с середины XIX в. Среди ее представителей были философы, историки, биологи, антропологи. С различными вариациями эта школа подчеркивала неравноценность человеческих рас и антропологических типов, выражающуюся в неравноценности соответствующих психических, социальных и культурных черт. Представители этой школы обосновывали пагубность смешений рас и антропологических групп. Вместе с тем в концепциях Гобино тезис о неравноценности различных рас сочетался с утверждением о равноценности различных цивилизаций и культурным релятивизмом. Это было новым явлением в социальной мысли того времени, в которой господствовали идея прогресса и представление о превосходстве европейской культуры.

Исследования антропологов – представителей школы – были чрезвычайно примитивными с точки зрения современных антропологических методик. При этом они вдохновлялись бурно расцветавшими в то время мифами об “арийцах”, “тевтонцах”, “германцах” и т. п. Антропометрические признаки, которым они придавали такое важное значение, в частности головной указатель, в действительности не находятся в тесной связи с социальным статусом и распределены среди самых разных социальных групп. Хотя расовые и антропологические различия существуют реально, специфические особенности различных обществ и культур зависят прежде всего не от них, а от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Данные различных социальных наук убедительно демонстрируют тот факт, что одни и те же расы и антропологические типы обнаруживают самые разнообразные качества в зависимости от социальных и культурных ситуаций. Тезис о пагубности расовых смешений также не находит подтверждения научными данными.

Основные идеологические функции расово-антропологических теорий состояли и состоят в обосновании необходимости привилегий (уже имеющихся или тех, к которым стремятся) определенных социальных групп и слоев, в переключении социальных напряжений и конфликтов на этнические и расовые, а также в обосновании экспансионистской внешней политики.

Декларации о необходимости развития общества посредством “культивирования” рас неизбежно оборачивались призывами обеспечить наиболее благоприятные условия, т. е. привилегии для “высшей” расы. Эта раса может быть представлена “высшими” классами и слоями; наследственной аристократией, людьми “пролетарского происхождения” (например, в 20-е годы в СССР выходцы из дворян и буржуазии лишались прав только по причине своего происхождения, становясь “лишенцами”) и т. п. Это классовый расизм. “Высшая” раса может представляться каким-либо “избранным” народом или этнической группой (например, в идеологии национал-социализма). Это этнический расизм.

Не случайно представители расово-антропологической школы были, как правило, противниками демократии, ненавидели либеральные ценности. Декларируемое стремление поставить антропологические факторы на службу обществу и культуре, как правило, скрывало в себе противоположное стремление: поставить общество и культуру на службу определенной “расе” или группе, выделяемой по признаку происхождения (классового, сословного или этнического). Поскольку реальные факты не подтверждали расистских постулатов, понятие расы (а также класса, сословия, этноса, определяемых по признаку биологического происхождения) неизбежно приобретало символический или мистический смысл.

На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных тоталитарных режимов и тоталитаристских политических движений.

Представители расово-антропологической школы обратили внимание исследователей на значение взаимодействия биологически наследуемых постоянных антропологических признаков, с одной стороны, и социальных и психических черт с другой. Но истолкование этого взаимодействия, как правило, сопровождалось такой мифотворческой нагрузкой, что научная ценность этих концепций становилась минимальной, нулевой или отрицательной. Поэтому для истории социологии расово-антропологическая школа – это не столько источник серьезных идей, сколько интересный и поучительный объект изучения, позволяющий лучше понять механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрассудков. Несомненно, важное значение в современном обществе имеют исследование и практический учет влияния биологической наследственности на здоровье населения, комплекс проблем, изучаемых евгеникой и медицинской генетикой. Но эта проблематика находится главным образом за пределами социальной науки. Что касается междисциплинарных исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этнологии, генетики и т. д., то их перспективность несомненна.

Литература

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

2. Чебоксаров H. Н. Расы // БСЭ. 3-е изд., М., 1975. Т. 21.

3. Gobineau A. de. Essai sur l’inйgalitйdes races humaines. P., 1853. T. l.

4. Chamberlain H. S. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts. 9. Aufl. H. 1-2. Mьnchen, 1909.

5. Чемберлен X. С. Арийское миросозерцание. М., 1913.

6. Grant M. The Passing of the Great Race. N. Y., 1916.

7. Vacher de Lapouge. Race et milieu social. Essai d’anthroposociologie. P., 1909.

8. Vacher de Lapouge J. Les sйlections sociales. P., 1896.

9. Ammon O. Die Gesellschaftsordnung und ihre natьrliche Grundlagen. Jena, 1895.

10. Вольтман Л. Политическая антропология. СПб., 1905.

11. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. СПб., 1900.

12. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.

13. Ломброзо Ч., Ляски Р. Политическая преступность и революция. СПб., 1906.

 

1 См., в частности, его произведения в русских переводах: Век Возрождения / Пер.
с фр. Н. М. Горбова., М., 1913; Кандагарские любов­ники / Пер. с фр. И. Мандельштам. Пг., 1923; Влюбленные из Кандагара. (Тот же рассказ в переводе Рюрика Ивнева.) М.; Л., 1926; Вели­кий чародей / Пер. с фр. Р. М. Ивнева. Л., 1926.

2 “Краснокожие”, по Гобино, – результат смешения “желтой” и “черной” рас.

3 Гобино подвергает критике европоцентристские оценки других народов: “Из-за того, что внешний облик их цивилизаций не напомина­ет наш собственный, мы склонны часто поспешно заключать, что либо они варвары, либо они ниже нас в достоинствах. Нет ничего более по­верхностного и, следовательно, более подозрительного, чем заключение, сделанное из подобных оснований” [там же, 149]. Такие суждения не противоречат его утверждению относительно превосходства “белой” ра­сы; ведь с его точки зрения все цивилизации, как европейские, так и неевропейские, созданы прежде всего ее усилиями.

4 Под головным указателем в антропологии понимается процентное отношение наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине. Поня­тие было введено шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х годах XIX в.

 

 

1. преступность. Продолжающийся рост преступлений против личности. Частое применение оружия и взрывчатки. Рост дерзких краж и ограблений.

2. Алкоголизм.

3. Наркомания.

4. Бродяжничество.

5. Проституция – это постоянная привычная отдача себя любому желающему за вознаграждение без него.

 

Социология семьи.

Характеристика патриархальной семьи:

1. она была связана с крестьянским образом жизни и сельскохозяйственными видами труда.

2. Беспрекословный авторитет старших.

3. Производственный коллектив.

4. Свободное учебное заведение.

5. Свободная система воспитания.

6. Своеобразная судебная система.

7. Это был клуб, где развлекались своими средствами.

8. Своеобразный родительный дом, поликлиника и аптека.

9. Своеобразная брачная контора.

Проблемы семейно-брачных отношений в настоящее время.

1. трудности найти мужа или жену.

2. Ослабление прочности брака и семьи.

Причины развода:

1. алкоголизм и наркомания.

2. Материальное не благоустройство.

3. Крах традиционного деления на мужские и женские обязанности.

4. Этическое невежество супругов.

5. Уменьшение численности семьи.

6. Снижение рождаемости.

7. Проблемы здоровья женщин.

8. Занятость домашним хозяйством.

9. Ослабление родственных связей.

 

Социология личности

Человек – биологическое существо.

Индивид – один из группы.

Индивидуальность – это особенность, которая отличает одного человека от другого (имеются ввиду биологические и индивидуальные качества).

Личность – совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. уровень – направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения;

- цели человека;

- ценностные ориентации;

- иные установки человека;

- интересы личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. уровень - жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

3. уровень – особенности психический процессов.

- чувства;

- восприятие;

- мышление;

- память;

- воля.

Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.

4. биологические свойства.

- строение тела;

- патологические свойства в строении тела;

- темперамент (тип нервной системы);

- половые и возрастные свойства.

 

Процесс социализации личности

Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация – это не однонаправленный процесс.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

Типология личности

1. идеальный тип.

2. Личность нормативного типа.

3. Реально распространенный тип.

В зависимости от ценностных ориентаций выделяются реально существующие типы:

А. Традиционалисты – ориентированны на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Слабо выражено творческое начало, стремление к самореализации и самостоятельности.

Б. Идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционными нормам, независимость и пренебрежение авторитетами. Установка на саморазвитие во что бы то ни стало.

В. Фрустрированный. Низкая самооценка, угнетенное подавленное состояние, ощущение себя выброшенным из жизни, тревожность и чувство безысходности.

Фрустрация – обман и неудача.

Г. Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Д. Идонисты – ориентированны на получение удовольствий здесь и сейчас.

 

Ролевая теория личности.

1. поведение человека определяется социальной ролью, которую он играет в данных обстоятельствах.

2. Роль – это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемое от каждого, занимающего данное положение или находящегося в определенной ситуации.

3. Роль – это нечто внешнее по отношению к человеку. Следовательно, любую роль необходимо изучить.

Этапы ролевого поведения:

1) ожидание

2) понимание роли.

3) Приемлемость роли.

4) Выполнение роли.

4. интеграция ролей в каждом человеке всегда уникальна.

5. Лично с каждой ролью сживается только частично.

6. Существует приоритет ролей в каждом человеке.

7. Социальные роли в течении времени изменяются даже у одного и того же человека.

8. Роли могут приходить в конфликт друг с другом (может быть меж ролевой конфликт; внутри ролевой конфликт между разными людьми).

 

Интеллигентность как свойство личности.

 

Интеллигентность – это внутреннее свойство, не связанное с образованием, это нравственное здоровье человека.

Черты интеллигентности:

1. восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, преобладание духовных ценностей над материальными.

2. Интерес к истории, уважение к культуре прошлого, т.е. историческая память.

3. Эстетическое чутье, умение увидеть красоту в окружающем мире.

4. Умение понять характер и индивидуальность другого человека, оценить его по достоинству, войти в его положение и помочь если нужно, но не заметно.

5. Отсутствие равнодушия, злорадства, зависти и грубости.

6. Овладение навыками воспитанного человека.

Интеллигентность это способность к восприятию и пониманию окружающего мира и людей, а так же терпимое отношение к ним.

 

Социология религии.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

Вера – это знание, которое основывается не знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 – 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

1. первобытные религии.

Тотемизм – вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм – вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия – это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм – вера в души и духов.

2. политеистические религии – многобожие.

3. Монотеизм – единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).

Структурные элементы религии:

1. религиозное сознание.

- религиозная идеология

- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности)

соборность – единение.

2. религиозная деятельность.

- культовая (освещение, крещение, венчание)

- внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство).

3. религиозная организация

- церковь (церковно и священно служители, миряне)

- секты – отколовшаяся часть от церкви с лидером.

 

Современная религиозная ситуация в России.

1. изменился образ церкви в общественном сознании.

2. Вовлечение в сферу церкви различных социальных институтов (школы, больницы, тюрьмы, дома престарелых).

3. Увеличение числа крещеных и верующих.

4. Распространение не традиционных религий (Кришна).

5. Увеличение числа людей, колеблющихся между верой и неверием.

6. Падение значимости атеизма.

7. Увлечение религиозной символикой.

 

Роль руководителя в коллективе

Оптимальным является трудовой коллектив разнородный по возрасту, полу, уровню квалификации и образования (в коллективе от 10 до 35 человек).

Функции руководителя:

1. формирует, разрабатывает цели деятельности коллектива.

2. Определение работы для подчиненных и контроль над ее выполнением.

3. Вознаграждает эффективную работу.

4. Делегирует (передает) ответственность.

5. Заботиться о повышении квалификации подчиненных.

6. Консультировать подчиненных.

7. Создает благоприятны климат в коллективе.

Методы управления коллективом

1. приказы.

2. Уговоры.

3. Угрозы.

4. Просьба.

5. Подкуп.

6. Требования.

7. Указания.

Формы поощрений.

1. похвала.

2. Одобрение.

3. Поддержка.

4. Материальная (премии).

5. Моральная (благодарности, грамоты)

Формы наказания.

1. поощрение.

2. Выговор.

3. Лишение премий.

4. Беседа наедине.

Основные стили руководства.

Стиль руководства – это совокупность наиболее характерных приемов и способов руководства, применяемых данным руководителем.

Критерии оценки стилей руководства.

1. применяемые методы.

2. Личные качества.

3. Поведение с подчиненными.

4. Отношение в руководимом коллективе.

Три основных стиля.

1. автократический (командный). Приказные методы, единоличное решение вопросов, холодность в общении с подчиненными, нетерпимость к возражениям и замечаниям с их стороны, требует пунктуальности в выполнении своих распоряжений, коллектив не информируется о положении дел, жесткая дисциплина.

Плюсы:

Оперативное принятие решений, дисциплина, исполнительность и аккуратность, выполнение заданий и премий.

2. демократический.

Распоряжения отдаются в более мягкой форме, доверие к сотрудникам, делегируются полномочия, забота о профессиональном росте, информирует о положении дел в коллективе, поддерживает инициативу, воспринимает конструктивную критику, искренний интерес к работе подчиненных, но нет мелочной оценки.

Плюсы: благоприятный психологический климат.

3. либеральный (попустительский)

Руководитель не принимает активного участив производственной деятельности подчиненных.

4. анархический.

Руководитель принимает решение только по требованию вышестоящей инстанции или по требованию коллектива.

 

Этапы развития коллектива.

1. стадия формирования коллектива. Обязанность руководителя – контроль над выполнением своих распоряжений.

2. Стадия дифференцирования работников. Увеличение числа совместно-принимаемых решений.

3. Стадия интегрирования сотрудников.

 

Общественное мнение.

Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных социальных групп к событиям и фактам социальной действительности.

В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается совет или выносится решение по тем или иным социальным проблемам. Чаще всего оно существует в виде оценок. Общительное мнение отличают относительной распространительностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью.

Виды общественных мнений.

1. оценочная. Оно отражает отношение к тем или иным социальным факторам.

2. Аналитические.

3. Конструктивные. За которыми следует принимать какие-либо решения.

4. Регулятивные. Которые требуют внедрения определенных норм общественных отношений..

Факторы, влияющие на формирование общественного мнения:

1. личный жизненный опыт.

2. Групповые интересы.

3. Уровень информированности людей.

4. Деятельность органов управления по созданию общественного мнения.

Общественное мнение может быть:

- монистическим (единым).

- Плюралистическим (множественным).

Структуры общественного мнения.

1. рациональные элементы (наше знание)

2. эмоции.

3. Волевые элементы (направление действия).

 

Формы выражения общественного мнения.

1. письмо к вышестоящим инстанциям.

2. Митинги, демонстрации, пикеты.

3. Петиции, заявление от определенных социальных групп и партий.

4. Через СМИ, через определенные передачи, интервью, аналитические передачи.

5. Референдум.

6. Через социологические исследования.

Функции общественного мнения.

1. экспрессивная (выражает точку зрения различных групп населения).

2. Познавательная (дает информацию, которую выражает народ).

3. Консультативная (дает варианты разрешения социальных проблем).

4. Директивная (за выполнением общественного мнения следуют реальные действия).

5. Информативная.

 

Этапы формирования общественного мнения.

1. возникновение чувств и представление в сфере индивидуального сознания.

2. Обмен индивидуальными мнениями в процессе общения и формирование общей точки зрения.

3. Выделение из групповых точек зрения типичного, что и составляет общественное мнение.

4. Функционирования общественного мнения и его воздействия на реальные явления с целью изменения или сохранения их.

Одной из форм существования общественного мнения являются слухи.

Слухи – социально-психологическое явление представляющее собой обобщение о некоторых событиях, еще ни чем не подтвержденных и передаются от устно от одного человека к другому.

Современное состояние общественного мнения.

1. население нашей страны пережило информационный обвал

2. плюрализм мнений.

3. Особое психологическое состояние реванша.

4. Плюрализм мнений часто носит разрушительный характер, т.к. нет культуры дискуссии.

5. Ужесточение оценки критериев оценки экономической и политической ситуации в России.

 

Социология науки.

Наука – это система знаний, форма общественного сознания, деятельности.

Социология науки исследует науку, как своеобразную социальную систему со своими специфическими внутренними взаимосвязями, находящимися в неразрывной связи и взаимодействии с основными человеческой деятельности и обществом в целом.

1. наука – это специфическая форма человеческой деятельности, творческий процесс получения новых знаний, создания новых идей.

2. Наука – это система постоянно развивающихся знаний (статическое определение).

Предпосылки развития науки:

1. общественные потребности или социальный заказ.

2. Объем финансирования.

3. Масштабы экономического эффекта от внедрения.

4. Число лиц, занятых в сфере профессионального и не профессионального научного труда, уровень их подготовки и квалификации.

5. Собственная внутри принятая логика науки.

Основные направления развития мировой науки.

1. возрастание роли науки, как двигателя социального прогресса.

2. Увеличение объема информации, обладающего научной ценностью.

3. Научная деятельность стала относительно автономной.

4. Увеличение объема финансирования науки.

5. Сокращение сроков внедрения научных достижений.

6. Увеличение общей численности научных учреждений и занятого в низ персонала.

7. Дифференциация науки в целом и ее отдельных дисциплин.

8. Сейчас около 2000 научных дисциплин.

9. Усиление процесса интеграции наук, синтеза научных знаний.

10. Усиление взаимодействия фундаментальных и прикладных наук.

11. Математизация знаний.

12. Проникновение методов и принципов кибернетики в различные области науки.

 

Основные формы социальных связей.

Социальный контакт.

Контакты – это мимолетные, кратковременные связи.

Виды контактов:

1. пространственный (предполагаемый и визуальный).

Пространственные контакты – это первоначальное и необходимое звено в формировании социальных связей.

2. контакты заинтересованности. Их сущность заключается в выборе социального объекта, обладающая определенными ценностями и чертами, соответствующими потребностям данного индивида. (видами являются односторонний и обоюдный, очный и заочный, вызывает позитивные или негативные эмоции). В контактах заинтересованности проявляются уникальные и индивидуальные черты личности, а так же особенности социальных групп и организаций, к которым принадлежит человек.

3. Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи индивиды начинают вступать в кратковременное соприкосновение, в ходе которого они обмениваются определенными ценностями, но здесь нет стремления уменьшить поведение другого человека. Внимание концентрируется только на предмете обмена.

Социальное действие.

Это действие человека, который соотносится с действиями других людей или ориентируется на него. Социальное действие должно быть рациональным, осознанным и должно ориентироваться на поведение других людей.

Оно в себя включает:

1. действующее лицо.

2. Потребность в активизации поведения.

3. Цель действия.

4. Метод действия

5. Другое действующее лицо.

6. Результат действия.

Большое значение имеет ситуация в которой происходят социальные дейтсвия.

Ситуации делятся на:

- условия действия, т.е. тот, что человек изменить не может.

- Средства действия, т.е. то, что человек может контролировать.

В основе социального действия лежат определенные мотивы поведения, сформированные потребностями.

Социальное взаимодействие.

Это система взаимообусловленных социальных действий, связанные причинной зависимостью, при котором действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальные действия – это звенья в цепи социального взаимодействия.

Социальные взаимодействия более разнообразны по формам проявления чем социальные действия. Здесь большую роль играет система взаимных ожиданий и предъявляемыми индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий.

При взаимодействии очень большую роль играет личная симпатия или антипатия.

Два вида взаимодействия:

- сотрудничество, т.е. взаимосвязанное действие индивида, направленное на достижение общей цели с обоюдной выгодой для обеих сторон.

- Соперничество, т.е. стремление к оттеснению, опережению или подавления соперника, стремящегося к таким же целям.

Эти типы взаимодействий полярные и сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями для взаимодействующих индивидов.

Вывод: в результате того или иного тапа взаимодействий возникают разные отношения между людьми.

Социология отношения

Это совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных по смыслу друг с другом и характеризующегося соответствующим поведением. В зависимости от взаимодействий, социальные отношения четко различаются по смыслу и содержанию.

Социальные отношения осуществляются на различной основе. В качестве такой основы могут выступать различные ценности, т.е. целевое желательное событие (что хотим приобрести власть, благополучие, уважение, любовь и т.д.). Ценности служат толчком для любого рода социальных отношений.

В силу не равенства, существующего в обществе, ценности распределены между членами общества неравномерно. На этом строятся отношения власти, подчинения, все виды экономических отношений, любовь, дружба партнерство.

В каждой социальной группе существует свое отличительное от других распределение ценностей между членами социальной общности.

Виды социальных отношений:

- односторонние и взаимные.

- Отношения независимости.

 

Социальные конфликты.

Конфликты – это столкновение противоположных целей, принципов и взглядов, субъектов взаимодействия.

Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов, как представители тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Причины конфликтов:

1. наличие противоположных ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины.

3. Социальное неравенство.

4. Отношение между элементами социальной структуры.

 

Функции конфликтов:

1. разрядка психологической напряженности.

2. Коммуникативная (связующая).

3. Консолидирующая.

4. Разрушительная.

 

Классификация конфликтов:

- по сферам социальной действительности: экономическая, политическая, межнациональная, идеологическая, в сфере культуры и т.д.

- по субъектам конфликта:

1. личностный конфликт – это конфликт внутри себя, т.е. на уровне индивидуального сознания.

2. Межличностный – разногласия между двумя или несколькими людьми из одной или нескольких групп (чаще всего сроятся на эмоциях).

3. Межгрупповой конфликт – это конфликт между группами, социальными общностями.

4. Конфликт принадлежности, когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность.

5. Конфликты между средой.

- по типам социальных действий.

1. конфронтация – пассивная противостояние групп.

2. Соперничество – борьба за признание личных достижений со стороны общества, социальной организации, социальной группы.

3. Конкуренция.

4. Схватка – когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать нужно только на победу.

5. Дебаты – возможен спор, маневры и компромиссы.

6. Игры, когда обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил и никогда не доходят до разрешения социальных отношений.

Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, формами отстаивания своих интересов.

Виды конфликта:

1. открытые.

2. Скрытые.

3. Ложные (отсутствует объективное основание и только у одной стороны существует основание).

Действующие лица конфликта:

1. лица, которые принимаю участие в конфликте, но не осознают его причины.

2. Субъекты – люди которые осознают противоречия интересов и влияют на ход конфликта.

Виды субъектов конфликта:

- первичные группы (непосредственные участники конфликта).

- Вторичные группы – те, кто стремится быть не замешанным в конфликте, но вносят свой вклад в его разжигание.

- Лица, заинтересованные в разрешении конфликта.

Механизмы социального конфликта и его стации:

1. предконфликтная ситуация.

2. Непосредственно конфликт, начинается с инцидента, т.е. действий, направленных на изменение поведения противников. Действия в конфликте могут быть открытыми и скрытыми, непосредственными и опосредованными, физическими, психическим и идеологическими.

3. Разрешение конфликта. Признаком завершения конфликта выступает завершение инцидента, т.е. прекращение конфликтного взаимодействия, когда изжита коренная причина конфликта.

 

Социальные и культурные изменения.

Социальные изменения – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Развитие – это необратимое направленное изменение материальных и духовных объектов.

Типы социальных изменений:

1. эволюционное и революционное изменение.

2. Прогрессивное и регрессивное.

3. Имитационные и инновационные изменения.

Эволюционное изменение (разработал Г. Спенсер):

Эволюционные процессы объясняются как медленные, плавные количественные преобразования объектов.

Революционные изменения – относительно быстрые, коренные и качественные изменения.

Социальна эволюция.

Заключается в усложнении формирования общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.

Разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.

Общество переходит в своем развитии от одной стадии к другой.

Стадии развития общества:

1. традиционное или аграрное общество, где господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия.

2. Индустриальное общество – развитая и сложная система разделения труда; массовое производство товаров на мировой рынок; механизация и автоматизация управления производством; НТР.

3. Постиндустриальное общество, где главным стала информация.

Революционное изменение (основал Карл Маркс и Ф. Энгельс):

Общество проходит в своем развитии определенные общественно-экономические формации (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическая, коммунистическая). Переход от одной формации к другой происходит в виде социальной революции.

Социальная революция – это коренной качественный переход во всей общественной жизни.

Главной причиной социальной революции является конфликт между растущими производственными силами и устаревшими производственными отношениями. Следствие - острая классовая борьба.

Первым актом социальной революции является завоевание политической власти, благодаря чему происходит преобразование во всех других сферах общественной жизни и формируется новая система общественных отношений.

 

Концепции культурно-исторических типов общества.

Все народы делятся на «исторические» и «не исторические».

Не исторические – это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не могут решать свою судьбу, не могут выработать форму своей государственности и т.д.

Культурно-исторические типы могут создавать только исторические народы:

1. Египетский.

2. Китайский.

3. Ассиро-вавилонский.

4. Иранский.

5. Индийский.

6. Иранский.

7. Еврейский.

8. Греческий.

9. Римский.

10. Аравийский.

11. Романо-германский.

12. Перуанский.

13. Славянский.

Культурно-исторические типы различаются сочетанием четырех основных элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического.

Почти все культурно-исторические типы строятся на одной основе, только славянскому типу присущи все четыре элемента.

Общество всегда проходит четыре фазы своего развития:

1. бессознательный – период зарождения народа.

2. Период государственного становления.

3. Расцвета.

4. Упадка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.