Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы культуры 9 страница

Отчет включает в себя обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.), анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации. Выводы, предложения и рекоменда­ции должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверж­даться документальными и статистическими данными.

В заключение отметим, что СИ являются одним из самых точ­ных инструментов измерения, анализа социальных явлений, хотя при всей значимости результатов их нельзя абсолютизировать. На­ряду с другими методами познания СИ расширяют наши возмож­ности познания общества, повышают эффективность практиче­ской деятельности.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Реферат— краткое изложение в письменном виде или в форме публикации доклада, содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Работа над рефератом условно разделяется на выбор темы, подбор литературы, подготовку и защиту плана; написание теоретической части и всего текста с указанием библиографических данных используемых источников, подготовку доклада, выступление с ним.

Тематика рефератов полностью связана с основными вопросами изучаемого курса.

Тему реферата студенты выбирают самостоятельно, но если на одну тему претендует несколько студентов, на помощь приходит преподаватель. Список литературы к темам не дается, и студенты самостоятельно ведут библиографический поиск, причем им не рекомендуется ограничиваться университетской библиотекой.

Важно учитывать, что написание реферата требует от студентов определенных усилий и они нуждаются в постоянной помощи.

Особое внимание следует уделить подбору литературы, методике ее изучения с целью отбора и обработки собранного материала, обоснованию актуальности темы и теоретического уровня обоснованности используемых в качестве примеров фактов какой-либо деятельности.

Выбрав тему реферата, начав работу над литературой, необходимо составить план. Изучая литературу, продолжается обдумывание темы, осмысливание прочитанного, делаются выписки, сопоставляются точки зрения разных авторов и т.д.

Реферативная работа сводится к тому, чтобы в ней выделились две взаимосвязанные стороны: во-первых, ее следует рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый, а во-вторых, как форму научной работы, творческого воображения при выполнении учебного задания. Наличие плана реферата позволяет контролировать ход работы, избежать формального переписывания текстов из первоисточников.

Оформление реферата включает титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи или печатной форме реферата.

Реферат выполняется в письменной или печатной форме на белых листах формата А4 (210x297 мм). Шрифт Times New Roman, кегель 14, через 1,5 интервала при соблюдении следующих размеров текста: верхнее поле — 25 мм, нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 15 мм. Нумерация страниц производится вверху листа, по центру. Титульный лист нумерации не подлежит.

Рефераты должны быть написаны простым, ясным языком, без претензий на наукообразность. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если же такие термины и символы все-таки приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте реферата. Это правило касается и дипломных работ.

Объем реферата предполагает тщательный отбор информации, необходимой ддя краткого изложения вопроса.

Важнейший этап — редактирование готового текста реферата и подготовка к обсуждению. Обсуждение требует хорошей ориентации в материале темы, умения выделить главное, поставить дискуссионный вопрос, привлечь внимание слушателей к интересной литературе, логично и убедительно изложить свои мысли.

Рефераты обязательно подлежат защите. Процедура защиты начинается с определения оппонентов защищающего свою работу. Они стремятся дать основательный анализ работы студента, обращают внимание на положительные моменты и недостатки реферата, дают общую оценку содержанию, форме преподнесения материала, характеру использованной литературы. Иногда они дополняют тот или иной раздел реферата. Последнее особенно ценно, ибо говорит о глубоком знании студентом-оппонентом изучаемой проблемы. Обсуждение не ограничивается выслушиванием оппонентов. Другие студенты имеют право уточнить или опровергнуть какое-либо утверждение. Преподаватель предлагает любому студенту задать вопрос по существу доклада или попытаться подвести итог обсуждению.

Доклад — публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Студент должен не только выбрать тему доклада, исходя из своих интересов, но и суметь подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.

Необходимо, чтобы студент мог выступить на заседании кружка, на семинарском занятии. Написание доклада является достаточно сложной работой и требует уже сформировавшихся умений и навыков работы с литературой, особой мыслительной деятельности, знаний правил оформления.

Доклад требует плана, по которому он выполняется. План должен быть предпослан самому содержанию и отражать его. Кроме того, студент, приступая к составлению доклада, должен иметь конспекты литературных источников по изучаемой проблеме. При оценке доклада учитываются его содержание, форма, а также и культура речи докладчика.

 

 

Контрольные вопросы, задания, тесты по социологии

q 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) социальная структура (три определения);   б) социальная дифференциация (одно определение);     в) социальное расслоение (два определения);   г) социальная стратификация (четыре определения);   д) социальное неравенство (два определения);   е) социальная мобильность (два определения) 1) процесс структурирования неравенства, существующего между различными группами людей по формам и объему потребляемых благ, образу жизни, воспроизводству статусного положения; 2) устоявшиеся социальные отношения – регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого; 3) перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии, определяемой обычно с точки зрения широких профессиональных или социально-массовых категорий; 4) любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием (или, наоборот, репрессией разных форм деятельности); 5) иерархически выстроенное распределение социокультурных благ, посредством которого общество получает возможность стимулировать один виды деятельности и взаимодействия, толерантно (терпимо) относиться к другим и подавлять третьи; 6) черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют определенное постоянство во времени, взаимосвязаны и определяют или обусловливают в значительной степени функционирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов; 7) самостоятельный показатель "прогресса" общества, отражающий количество стабильных возможностей осуществлять реальные социальные перемещения, т.е. в той мере, в какой имеются либо создаются условия для образования новых социальных групп, можно говорить о продвинутости общества к современному состоянию, при котором социум в большей степени поощряет развитие человека и его индивидуальность; 8) процесс иерархического группирования людей на социальных уровнях, которые различаются между собой престижем, собственностью и властью; 9) система приоритетов и социальных преимуществ, регулирующая факторы социального выживания, что может быть связано с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные общественные слои и целым набором характеристик, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности; 10) условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж; 11) постоянное ранжирование социальных статусов и социальных ролей в социальной системе (от малой группы до общества); 12) размещение всех отношений зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга.

 

q 2. Укажите наиболее близкие, почти совпадающие по смыслу понятия, объединенные по парам:

а) социальная дифференциация; социальная мобильность; б) социальная структура; социальная иерархия
в) социальная мобильность; ранжирование социальных статусов;   г) социальное расслоение; социальная стратификация;
д) социальное неравенство; социальная дифференциация; е) социальная структура; социальное расслоение

 

q 3. Охарактеризуйте основные структуры (подструктуры), в совокупности составляющие социальную структуру общества: социально-классовую, профессионально-квалификационную, социально-этническую, территориально-поселенческую, поло-возрастную. Какую из данных структур (подструктур) можно определить как "социально-демографический "срез" социальной структуры общества и почему?

 

q 4. Если определить социологию как "отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами", а предмет науки социологии определить как "концептуальную (понятийную) схему социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга", то согласны ли Вы с тем, что первопричинами предмета социологии, ее сущностными категориями являются понятия "социальный статус" и "социальная роль"? Если согласны, то какое из них дает статическую, а какое – динамическую картины общества?

 

q 5. Как вы понимаете пример современного российского социолога А.И.Кравченко, сравнившего структуры социальных статусов с сотами в пчелином улье, которые каждые новые поколения людей заполняют, проживая свои жизни, выполняя социальные функции, осуществляя социальные роли?

 

q 6. Кто из классиков социологии первым попытался описать системный характер общества, его сложную структуру, став предшественником структурного функционализма и системного анализа:

а. О. Конт б. Г. Спенсер в. Г. Зиммель г. К. Маркс

 

q 7. Американский социолог Р. Мертон ввел термин "статусный набор", означающий совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, куда входят: главный статус, личный статус, социальный статус (в широком и узком смысле), приписываемый статус, прирожденный статус, достигаемый статус, смешанный статус.

а) Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.

б) Назовите смешанные статусы, которыми обладаете Вы или Ваши знакомые.

в) Укажите, какой статус из перечисленного статусного набора наиболее точно указывает на позицию того или иного индивида в стратификационной структуре общества. Содержание каких других статусов он в себя включает в большей мере?

г) Объясните, чем отличаются социальный и совокупный социально-экономический статусы.

д) Перечислите и охарактеризуйте 4-5 основных параметров (показателей), определяющих совокупный социально-экономический статус.

е) Попытайтесь объяснить, почему известные российские социологи: академик РАН Т.И. Заславская и профессор Р.В. Рывкина основным "стержнем" социальной структуры общества считают профессионально-должностную структуру.

 

q 8. Объясните, что такое открытая и закрытая социальная система (открытое и закрытое общество) и как доминирование приписываемого или достигаемого статуса в системе стратификации характеризуют ту или иную социальную систему (общество)?

 

q 9. (1) Раскройте содержание девяти типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма:


а) физико-генетическая;

б) рабовладельческая;

в) кастовая;

г) сословная;

д) этакратическая;

е)социально-профессиональная;

ё) классовая;

ж)культурно-символическая;

з) культурно-нормативная.


 

(2) Попытайтесь доказать, что только 4 из них могут послужить "основным индикатором" для определения "открытости" либо "закрытости" общества и отнесения его к промежуточному типу.

 

(3) Объясните, какой тип общества существовал в России к середине XIX века.

 

q 10. Кто из выдающихся американских социологов ввел в 1927 году термин "социальная мобильность", понимая под ней "…любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой"?

1. Т. Парсонс 3. П. Лазарсфельд 5. Р. Парк

2. Г. Маркузе 4. П. Сорокин 6. Р. Мертон

 

 

q 11. Укажите, какие из ниже перечисленных определений и понятий соответствуют друг другу*:

 

а) социальный класс;   б) социальный слой;     в) социальная общность;   г) социальная группа;     д) социальная страта. 1. – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, сходством либо совпадением социальных норм, ценностных систем и интересов;   2. – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Данное понятие обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого целого на отдельные структурные составляющие, оно является родовым по отношению к понятиям "коллектив", "нация" и другим, помещенным в левом столбце данного задания;   3. – большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальными групповыми отношениями, не могут идентифировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия (на основе близости интересов, специфических культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления);   4. – большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода; это большие по размерам группы людей, которые отличаются общественно-экономическими ресурсами, значительно влияющими на стиль их жизни;   5. – множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации, они объединены по статусным признакам, которые объективно приобретают в данном обществе ранговый характер: "выше – ниже", "лучше – хуже", "престижно – не престижно" и т.д.

*. Двум, очень близким, понятиям соответствуют два определения.

 

q 12. Известно, что выдающимся достижением социально-философской теории марксизма (и лично Карла Маркса) является материалистическое понимание истории и анализ пяти общественно-экономических формаций, смена которых обусловлена диалектикой производительных сил и производственных отношений, власти и собственности, трансформацией в то или ином обществе социальных структур и стратификационных систем. Как Вы думаете насколько соответствует данная концепция историческому развитию России последних пяти столетий? Докажите свою точку зрения, опираясь на исторические примеры.

 

q 13. Вспомните основные итоги первой истории России переписи населения в 1897 году, о чем, по Вашему мнению, они свидетельствовали, и насколько социальная структура и тип тогдашней российской стратификационной системы предопределили исход социальных катаклизмов 1905 и 1917. Назовите страны, которые упомянул на склоне жизни Фридрих Энгельс в его знаменитом письме Вере Засулич, где по их с К. Марксом мнением, была реально возможной победа пролетарской революции, т.е. революционный слом всей социальной системы и последующее становление коммунистической общественно-экономической формации.

 

q 14. В работе "Великий почин" В.И. Ленин дал следующее определение классов: "…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают классы это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". Нетрудно убедиться, что в данном определении имеются пять основных признаков, характеризующих классы, попытайтесь доказать, что данное определение применимо к различным общественным системам, укажите, какие из этих признаков соответствовали, хотя бы формально, официальной характеристике социальной структуры советского общества с середины 30-х до конца 80-х годов прошлого века, где якобы имелись два класса рабочие и крестьяне.

 

q 15. Если Вы согласны с известным российским исследователем М. Восленским, назвавшим свое знаменитое исследование: "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза", то какие из классовообразующих признаков ленинского определения характеризуют номенклатуру как класс?

 

q 16. Назовите основные черты "азиатского способа производства"; в социально-экономическом и политическом укладе каких из ниже перечисленных обществ эти черты можно обнаружить; и попытайтесь объяснить, почему в официальном советском обществоведении проблемы места и роли в истории "азиатского способа производства" были, по сути, табуированы?

а) Древний Египет; б) Римская империя; в) Византийская империя;

г) французская монархия; д) Россия при Иване Грозном; е) Соединенные Штаты

XVII-XVIII вв. до войны за независимость

в Сев. Америке 1775-83 гг.

ё) гитлеровская Германия; з) Китай в середине ХХ в. и) Северная Корея и Куба

и в начале XXI в. в нынешнее время

 

q 17. Назовите, какие основные социально-учетные группы (помимо класса номенклатуры) выявил при анализе социальной стратификации советского общества известный российский социологи Симон Кордонский (ныне один из ближайших помощников Президента России). Согласны ли Вы с ним, а также с Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной, что реальная социальная активность большей части советских людей была направлена на то, чтобы выгоднее устроиться в системе распределения и перераспределения материальных благ (в системе различных квот, норм, льгот, привилегий, доплат и т.д.), что и обусловило подлинное структурирование советского общества и формирование соответствующего типа стратификационной системы. Объясните, какой она была: закрытой, открытой, промежуточного типа. Если затрудняетесь ответить однозначно, попытайтесь проследить ее динамику.

 

q 18. Определите, что являлось, по сути, единственным формальным фактором (статусной характеристикой) для социального позиционирования советского человека в "прослойке-интеллигенция".

q 19. Назовите и охарактеризуйте основные виды и типы социальной мобильности.

q 20. Выдающийся российско-американский социолог Питирим Сорокин подробно описал ниже перечисленные каналы вертикальной мобильности (или циркуляции, как он их называл), отметьте:

1) какой канал наиболее приемлем и реален для Вас при нынешнем "обдумывании житья" и "проектировании траектории собственной жизни";

2) какие из этих каналов наиболее ощутимо "циркулировали" в российском обществе в начале 90-х годов прошлого века, весьма своеобразно, но существенно трансформируя социальную структуру:

1. армия; 2. церковь; 3. школа (образование);

4. собственность; 5. семья и брак; 6. фаворитизм;

7. участие в политических

движениях и партиях

 

q 21. Назовите, что нового внес в трактовку маргинальности Макс Вебер; дайте наиболее точное, по Вашему, определение маргинальности.

q 22. Объясните, имеется ли взаимосвязь между социальными катаклизмами и процессами, обусловливающими увеличение маргинальных слоев и групп, нарастание различных проявлений маргинальности, с одной стороны, и усугублением болезненных социальных проблем к катаклизмам приводящим, с другой. Приведите примеры из отечественной истории начала ХХ века, 30-х и 80-90-х годов ХХ века.

q 23. Перечислите определения групп маргиналов, имеющиеся в научной литературе. Можете ли Вы в своем социальном статусе и социальной роли обрнаружить характерные маргинальные черты, если – да, то укажите, что это за черты, в чем их объективные и субъективные причины.

q 24. Укажите на общие черты социомаргиналов-мигрантов, отчетливо проявляющиеся в социальном статусе и поведении главных героев таких разных, но очень известных кинофильмов, как: "Афоня", "Сладкая женщина", "Москва слезам не верит", "Лимита".

q 25. Попытайтесь дополнить список основных социальных слоев современного российского общества, которое, согласно гипотезе Т.И. Заславской, состоит из: верхнего, среднего, базового, нижнего слоев и десоциализированного социального дна. Например, а насколько однороден базовый слой? и что представляет из себя средний класс нынешнего российского общества?

q

 

Ф.И.О. полностью Какое общеобразовательное учреждение профессионального образования закончил(ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
Всего В т.ч.
Педагогический По дисциплине
Перов Георгий Олегович РГУ, 1981, философ-преподаватель Д.с.н., доцент       РГЭУ «РИНХ», профессор штатный РГУ: 1985, 1989; Аспирантура ЮРГТУ(НПИ), 1985-88; КиевскГУ, 1990; Докторантура РГУ, 1999-2002; С-ПбГУ, 2004; Воронежский ГУ, 2008.

 

словарь социологических терминов

Агенты (акторы) — действующие социальные субъекты, а иног­да также организации и институты.

Адаптация социальная — приспособление личности или соци­альной группы к общественной среде, в ходе которого со­гласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

Аномия (от. франц. апот1а) — отсутствие закона, организа­ции) состояние индивидуального и общественного созна­ния, которое характеризуется разложением системы цен­ностей, обусловленным кризисом всего общества, его со­циальных институтов, противоречием между провозглашен­ными целями и невозможностью их реализации для боль­шинства (понятие введено Э. Дюркгеймом, теория разра-, ботана Р. Мертоном).

Анонимность (от греч. апопутоз — безымянный) — в социо­логическом опросе обязательное условие для исследователя не требовать от респондента его фамилии, имени и отче­ства.

Антропология (от греч. ап1Нюро$ — человек и 1о$о$ — учение) -наука о происхождении и эволюции человека, а также о дописьменных культурах.

Ассимиляция — постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.

Бизнес-слой — вся совокупность людей, занимающихся биз­несом, предпринимательством.

Бизнес-элита — высшая прослойка класса бизнесменов.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отноше­ний между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обя­занности.

Бюрократия — организация, деятельность которой предусмат­ривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; со­циальный слой, непосредственно осуществляющий функ­ции управления обществом.

Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социоло­гической информации. Различают теоретическую (концеп­туальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Взаимодействие социальное — способ осуществления соци­альных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаи­модействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и разви­тие личности, социальной системы, изменение их в соци­альной структуре общества и т. п.

Вторичная группа — обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер.

Выборка — часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборка случайная — выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочета­ние элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая — выборка, в которой исследователь отби­рает людей для опроса из заданных целями исследования групп.

Выборочная совокупность — множество людей, которых со­циолог опрашивает.

Гендер — совокупность социальных характеристик пола.

Гендерный идеал — ожидание определенного поведения муж­чин и женщин, присущее данной культуре.

Генеральная совокупность — все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выбороч­ную совокупность.

Государство — социальный институт и совокупность соци­альных организаций, осуществляющих управление обще­ством и распределяющих общественные ресурсы.

Группа — совокупность взаимодействующих людей, ощущаю­щих свою взаимосвязь, совокупность, воспринимаемая другими как некое сообщество.

Группа вторичная — совокупность людей, между которыми»/ почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимо­действие обусловлено стремлением к достижению опреде­ленных целей.

Группа контрольнаяв эксперименте испытуемые, с кото­рыми обращаются как с испытуемыми из эксперименталь­ной группы, но на них не оказывает влияние независимая переменная.

Группа малая — совокупность людей, между которыми име­ются непосредственные контакты.

Группа первичная — небольшое количество людей, между ко­торыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Группа этническая — часть общества, члены которой осозна­ют себя (или считаются с точки зрения других) носителя­ми общей культуры.

Девиация (от позднелат. deviatio — отклонение) — отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Деградация — постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств.

Деиндивидуализация — процесс оставления своей граждан­ской сущности.

Делинквентность (от. лат. delinquens — совершающий просту­пок) — в социологии и юриспруденции обозначение про­тивоправных действий трудновоспитуемых подростков, со­стоящих на учете в милиции или замеченных полицией за регулярно совершаемые нарушения, способные повлечь за собой уголовное наказание.

Демография (от греч. demos — народ и grapho — описываю) — наука, при помощи статистики изучающая рождаемость, смертность, долгожительство, плодовитость, брак, миг­рацию и другие процессы населения конкретной страны.

Депривация — лишение или недостаточность условий, необ­ходимых для нормальной жизни.

Десоциализация — разобучивание, утрата прежних навыков и манер поведения.

Дискриминация — социальное подавление, ущемление в пра­вах или несправедливое обращение с членами групп обще­ственных меньшинств или непривилегированного большин­ства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные элементы культуры 8 страница | Основные элементы культуры 10 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.