Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая мысль в России




Классический период развития социологии.

Наибольший вклад в развитие классической социологии внесли К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. К.Маркс (1818-1883) – один из самых знаменитых и влиятельных мыслителей Х1Х века, является автором многих научных трудов. Исходным принципом познания общественных процессов в марксизме является материалистическое понимание истории, согласно которому общественное бытие определяет сознание: взгляды людей, их цели, систему ценностей и идей. Общественное бытие – реальный процесс условия жизни людей. Сознание – осознание обществом самого себя, своего бытия и окружающей действительности. Сознание хотя и вторично по отношению к бытию, но обладает относительной самостоятельностью и активностью, имеет внутреннюю логику развития. Активность общественного сознания проявляется в том, что оно может оказывать обратное воздействие на бытиё. К.Маркс писал, что идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами.

Основоположник французской социологической школы Эмиль Дюркгейм считал, что индивидуальное поведение подчинено коллективному сознанию, нормам, существующим независимо от человека и имеющим обязательный характер. Эти нормы социолог назвал социальными фактами. Задачу социологии он видел, прежде всего, в изучении социальных фактов. Э.Дюркгейм сформулировал основные правила из изучения:

1) социальные факты необходимо рассматривать как вещи;

2) социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

Много внимания он уделял исследованию причин порядка и беспорядка в обществе, считая, что для единения общества важно, чтобы все его члены разделяли общие нормы, руководствовались ими в жизни, выполняя те функции, которые необходимы обществу.

Центральной в научном творчестве Э.Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Для социологии нет более гуманной задачи, чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью. Не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей, «солидарное бытие» являются для Э.Дюркгейма главной целью.

Среди мыслителей, внесших существенный вклад, занимает особое место немецкий социолог Макс Вебер. Для него характерно глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных базовых элементов, которые помогают понять закономерности общественного развития. Таким базовым элементом для социологического анализа должно выступать социальное действие.

Проблема рационального действия – одна из центральных в его исследованиях. М.Вебер считал, что действие принадлежит к общему классу рационального поведения и является таковым, если ориентировано на получение выгоды. Рационализация рассматривается им как трансисторический процесс, развивающийся под воздействием многих факторов, прежде всего античной науки и римского права.

М.Вебер является основоположником социологии религии.

 

В истории развития социологической мысли в России выделяют несколько этапов. Первый этап – с середины Х1Х века до 1918 года, второй – с начала 1920 года до конца 1950, третий – с начала 1960 до конца 1980-х, четвертый – с 1980 гг. до наших дней.

Первый этап связан с творчеством таких мыслителей, как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и С.Н.Южаков, которые стали вдохновителями субъективного направления русской социологии.

Развитие общества, по их представлениям, осуществляется, прежде всего, критически мыслящими субъектами. При этом деятельность личности определяют не внешние факторы, а субъективные помыслы и цели. Личность выступает не только субъектом развития общества, но и мерилом общественного прогресса.

Заметное место в социальной науке того периода занимали сторонники позитивизма, среди которых были известные общественные деятели, писатели и учёные. В позитивизме многих привлекали приёмы мышления. В его способность преодолеть идеализм верили И.И.Мечников, Д.И.Писарев, К.А.Тимирязев.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется фактом приобретения социологической наукой статуса социального института. В 1920-х гг. в некоторых университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень. В Петроградском университете сформировано социологическое отделение, во главе которого встал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), крупный учёный и общественный деятель, внесший серьёзный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

Наряду с разработкой теоретических вопросов велись эмпирические исследования по социальным и психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян, социальным проблемам города, культуры. В 1930-е гг., когда социология была объявлена философской наукой, стало ясно, что социологические исследования, опирающиеся на факты, не нужны тоталитарному режиму, так как противоречат пропаганде.

Возрождение социологии как науки в нашей стране произошло в начале 1960-х гг. Были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальный и профессиональный статусы работников, на их отношение к труду. На основе социологических данных осуществлялось планирование развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, апробированы методики, приобретены навыки проведения социологических исследований. В 1962 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. создан Институт конкретных социологических исследований АН СССР. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих эмпирические и теоретические исследования в самых разных областях общественной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.