Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика КТД в условиях временного детского коллектива

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися.

Основу, сущность этой методики составляют совместная деятельность всех членов коллектива при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу. Воспитательный потенциал данной формы работы заключается в том, что в КТД есть дело каждому, даже самому тихому и неспособному, а в процессе КТД дети открывают в себе и других участниках таланты, о которых и не подозревали.

КТД - форма работы, направленная на:

1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

2. Реализацию коммуникационных потребностей.

3. Обучение правилам и формам совместнойработы.

КТД по видам воспитательной работы разделяют на:

· общественно-политические

· трудовые

· познавательные

· художественно-эстетические

· спортивные

· организационные

Организация коллективной творческой деятельности проходит несколько этапов:

Первый этап - предварительная работа вожатого.

На этом этапе определяются роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела, которые будут предложены воспитанникам на выбор в установочной беседе с ними или строится перспектива возможного КТД в ходе разведки интересных дел (РИД).Необходимо ответить на следующие вопросы: Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

Второй этап - коллективное планирование КТД. Главная роль принадлежит самим детям. Планирование проходит на общем сборе коллектива или собрании. Воспитанники разбиваются по желанию на микрогруппы, создается Совет дела (по 1 представителю от каждой микрогруппы, по желанию, по рекомендации детей отряда)

Ведущие общий сбор (собрание) ставят дополнительные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят воедино и в случае необходимости организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

Здесь можно успешно применить прием так называемого «мозгового штурма». При "мозговом штурме" следует придерживатьсяряда правил:

· запрещается критиковать идеи;

· поощряются идеи смелые, даже фантастические;

· поощряются комбинирование и совершенствование выдвинутых идей.

Третий этап - коллективная подготовка дела. На этой стадии руководящий орган (совет дела) данного КТД уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Важно доверие ответственным поручением: "Только ты это можешь сделать".

Четвертый этап - проведение КТД. На этом этапе осуществляется разработанный руководящим органом конкретный план со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающиевовремя проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств и ошибок, допущенных участниками. Главное для воспитателей - пробуждать и укреплять в детях мажорное настроение, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

Пятый этап - коллективное подведение итогов. Здесь важную роль играет общий сбор (собрание) участников проведенного дела. Это может быть общий сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор - "Огонек", посвященный результатам данного дела.

Формы подведения итогов:

«Орлятский круг» ( «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу»)

«Время на шум»

«Экспресс-газета» «Газета-ветерок», «Газета-мозаика»)

«Цветопись»

«Лица»

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечат­лениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе.

Эффективными приемами, применяемыми почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел являются: создание микроколлективов, " мозговая атака ", отбор идей, защита идей.

 

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД педагогу необходимо соблюдать определенные условия: 1) нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении КТД; 2) подготовка и проведение лю­бого КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел; 3) необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе и в ранее используемых формах КТД.

Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа.

1. «Орлятский круг» — это традиционное название вполне может быть заменено другим: «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу» и т.п.

Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсуждение каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.

Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.

«Разговор по кругу» — одна из самых сложных форм коллективного анализа для учителя: и потому, что он должен высказы­ваться последним (а это для многих взрослых весьма непросто), и потому, что ему бывает трудно создать обстановку, располагаю­щую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. Возможно, стимулом будет служить то, что ребята могут отвечать не на все вопросы, а по выбору.

 

• Мне понравилось сегодняшнее дело, но...

• Мне оно не понравилось, но...

• Я бы изменил (добавил, убрал)...

. Кому мы принесли сегодня радость и пользу?

• Как я оцениваю свое участие?

• Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился. Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то.

• Кому я сам принес радость и пользу?

• Кому бы я сказал спасибо и за что?

• Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?

Содержание и формулировка этих вопросов варьируются в зависимости от возраста и опыта ребят, но в любом случае главное их назначение — не только обсудить прошедшее дело, но и способствовать формированию рефлексивного опыта воспитанников:

Педагогические приемы: передача по кругу какого-либо предме­та-талисмана; установленный регламент; запрет на критику вы­сказываний и соблюдение других принятых в классе правил обсуждения; специальные роли для застенчивых и пассивных ребят («Хранители правил», «таймеры», «фиксаторы» и др.).

2. «Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.

Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантируется проявление их собственной позиции — внутри МИГов ини­циативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ограничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеров» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение МИГа.

В какой-то мере исключить такую опасность поможет исполь­зование несложных педагогических приемов: это уже знакомый нам «сговор» с активистами, которые получают «тайное задание» включить в разговор самых заядлых молчунов; различные способы разбиения класса на группы (напомним, что в них должно быть не больше 5 — 6 человек), правило «сменности спикеров» (каждый раз от МИГа должен выступать другой человек), право на «особое Мнение» — каждый может высказать в конце коллективного анализа свою отличную от МИГа точку зрения.

3. «Экспресс-газета» — эта форма имеет, по меньшей мере, две кодификации.

«Газета-ветерок»: все желающие записывают свои ответы и мнения на заранее заготовленном листе бумаги. Главное преимущество газеты в том, что она может заполняться параллельно с самим делом и не требует специального времени и какой-то организации.

«Газета-мозаика» — разновидность формы «время на шум»: МИГ получает красочный лист, на котором надо быстро написать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются в общую «мозаику» без предварительного озвучивания — каждый прочесть, что думают другие одноклассники.

4. «Цветопись». Неплохо, если в «копилке» наглядности классного руководителя будет цветовой спектр: его можно вывешивать после каждого дела на доске с тем, чтобы каждый отметил тот или иной цвет своего настроения.

Преимущества этой формы в ее быстроте и наглядности, a ограничения в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия. Для частичной нейтрализации этих недостатков полезно I применять следующие приемы:

- для выбора ребятам предлагаются не только цвета настроений, но ивозможные причины, влияющие на их самочувствие (например: «мое личное участие в совместной деятельности», «отношение ко мне одноклассников во время дела», «организация дела» и др.);

-выбор того или иного цвета и выявление причин этого выбора могут осуществляться не индивидуально, а в МИГах; в этом случае целесообразно пояснять причины общего настроения микрогруппы вслух — это займет немного времени и вместе с тем усилит интенсивность взаимодействия ребят.

5. «Лица». Эта форма коллективного анализа аналогична предыдущей, только вместо цвета спектра ребята должны отметить свое настроение с помощью рисунков, изображающих то или иное настроение.

Неплохо, если набор таких рисунков будет у каждого школьника в классе или хотя бы у каждого МИГа. Тогда с их помощью можно оперативно не только проанализировать эмоциональное отношение класса к совместной деятельности, но ивыявить оценку ребятами своего участия, взаимоподдержки, организационной и содержательной сторон взаимодействия и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории воспитания | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.