Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование планетных систем. Солнечная система

Космоло́гия (космос + логос) — раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.

Солнечная система состоит собственно из Солнца, а также планет, с их спутниками, комет, астероидов, пыли, газа и мелких частиц.

Астероиды - это твердые каменистые тела, которые подобно планетам движутся по околосолнечным эллиптическим орбитам. Но размеры этих тел намного меньше, чем у обычных планет, поэтому их еще называют малыми планетами.

Комета,небольшое небесное тело, движущееся в межпланетном пространстве и обильно выделяющее газ при сближении с Солнцем. С кометами связаны разнообразные физические процессы, от сублимации (сухое испарение) льда до плазменных явлений. Кометы – это остатки формирования Солнечной системы, переходная ступень к межзвездному веществу.

В Солнце сосредоточена практически вся масса Солнечной системы – 99,8%, и своей гравитацией Солнце удерживает вокруг себя все остальные объекты Солнечной системы. Хотя известные нам планеты находятся на сравнительно небольшом расстоянии от Солнца, существует большое число объектов, которые вращаются вокруг него, находясь на очень большом удалении.

По современным оценкам, размер Солнечной системы составляет не менее шестидесяти миллиардов километров. Согласно данным современной астрономии, своим гравитационным полем Солнце способно удерживать тела на гигантском расстоянии, которое более чем в 200 тысяч раз превышает расстояние от Солнца до Земли.

В настоящее время считается, что в Солнечную систему входит 8 больших планет (Плутон, ранее считавшийся девятой планетой, был исключён из списка планет из-за своего слишком маленького размера). Эти планеты, по степени удаления от Солнца - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Самой большой из планет является Юпитер, но даже он намного меньше Солнца по размерам и массе.

 

Рисунок - сравнительные размеры Солнца и планет.

 

Кроме них, вокруг Солнца вращается большое число более мелких тел - астероидов, комет, и просто мелких камней, пыли и газа. Если орбиты больших планет близки к круговым и находятся примерно в одной плоскости, то орбиты малых тел весьма разнообразны и часто имеют вытянутую форму - например, кометы, двигаясь по очень вытянутой орбите, обычно приближаются к Солнцу на несколько недель и затем на долгие годы вновь улетают в далёкое космическое пространство. Большая часть астероидов, обращающихся недалеко от Солнца, сосредоточены между орбитами Марса и Юпитера, значительная часть этих астероидов уже открыта и классифицирована. Однако существует ещё более многочисленный пояс астероидов, который расположен за пределами орбиты Нептуна. Из-за большой удалённости от Солнца и, как следствие, малой освещённости, наблюдать астероиды в этом поясе довольно сложно, и точное их число неизвестно.

Большие планеты можно разделить поровну на две группы. Первая половина планет, находящихся наиболее близко к Солнцу - это планеты земной группы - Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты состоят из тяжёлых химических элементов, имеют высокую плотность и твёрдую поверхность (хотя под ней и находится жидкое ядро). С массой 6*1024 кг и диаметром почти 13 тыс. км. Земля является самой большой и массивной из этих четырёх планет. Однако дальние от Солнца планеты - Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун значительно превосходят по этим параметрам Землю. По этой причине они получили название планеты-гиганты. Так, масса Юпитера более чем в 300 раз превышает массу Земли, а диаметр этой планеты - 143 тыс. км. Однако от планет земной группы они значительно отличаются по своему строению - эти планеты состоят не из тяжёлых элементов, а из газа, в основном из водорода и гелия, подобно Солнцу и другие звёздам, вследствие этого и плотность их сравнительно невелика (у Сатурна она даже меньше плотности воды). Для планет-гигантов характерно наличие большого числа спутников, причём среди них встречаются довольно большие, сравнимые по размерам с Луной и даже с Меркурием.

 

С точки зрения современной астрономии, картина возникновения Солнечной системы выглядит примерно так.
Солнечная система возникла из одного большого газопылевого облака. Это облако начало сжиматься под действием гравитации, в результате основная часть содержащегося в нём вещества собралась в центральный сгусток, из которого впоследствии возникло Солнце. Однако так как это облако изначально не было неподвижным, а немного вращалось, то не вся масса облака оказалась сосредоточенной в центральном сгустке.

Под действием сил гравитации и центробежных сил облако приобрело форму сильно сплюснутого диска, который располагался в плоскости, перпендикулярной оси вращения облака (и сейчас, вследствие этого, все орбиты планет лежат примерно в одной плоскости). При этом в этом диске, вращающемся вокруг центра облака, в котором находился центральный сгусток, стали формироваться меньшие сгустки.

Эти сгустки сталкивались, объединяясь между собой, а также захватывали частицы пыли и газа из диска. Увеличивающаяся масса этих сгустков также приводила к их сжатию под действием силы гравитации. Из этих меньших сгустков впоследствии сформировались планеты.

В результате сжатия центральный сгусток начал разогреваться, температура в его центре повышалась, и, наконец, она оказалась настолько высокой, что произошёл запуск термоядерной реакции. Так на месте холодного центрального газового сгустка вспыхнула новая звезда - Солнце. Как только это произошло, под давлением яркого солнечного излучения и солнечного ветра лёгкие газы, такие, как водород и гелий, были очень быстро выдуты из ближней к Солнцу области газопылевого диска, в то же время тяжёлые частицы, наоборот, под действием гравитации стремились к центру. Вследствие этого, вблизи Солнца сформировались планеты, состоящие из твёрдых, тяжёлых пород, а водород и гелий, оттеснённые в дальние области Солнечной системы солнечным излучением, стали строительным материалом для планет-гигантов вроде Юпитера.
Согласно современным представлениям, возраст Солнечной системы оценивается примерно в 4,6 млрд лет - эти результаты были косвенно получены с помощью радиологических методов.

Аналогично образовались и другие планетные системы.

 

Строение Солнца слоистое, или оболочечное, оно состоит из ряда сфер, или областей. В центре находится ядро, затем область лучевого переноса энергии, далее конвективная зона и, наконец, атмосфера. К ней ряд исследователей относят три внешние области: фотосферу, хромосферу и корону.

Ядро - центральная часть Солнца со сверхвысоким давлением и температурой, обеспечивающими течение ядерных реакций. В результате выделяется огромное количество электромагнитной энергии. Радиус ядра равен 1/3 радиуса Солнца, температура равна 10 МПа.

Область лучистого переноса энергии - находится над ядром. Радиус равен 1/3 радиуса Солнца. Она образована практически неподвижным и невидимым сверх высокотемпературным газом. Передача через нее энергии, генерируемой в ядре, к внешним сферам Солнца осуществляется лучевым способом, без перемещения газа. Этот процесс надо представлять себе примерно так. Из ядра в область лучевого переноса энергия поступает в предельно коротковолновых диапазонах - гамма излучения, а уходит в более длинноволновом рентгеновском, что связано с понижением температуры газа к периферической зоне.

Конвективная область - располагается над предыдущей. Она образована также невидимым раскаленным газом, находящимся в состоянии конвективного перемешивания. Перемешивание обусловлено положением области между двумя средами, резко различающимися по господствующим в них давлению и температуре. Перенос тепла из солнечных недр к поверхности происходит в результате локальных поднятий сильно нагретых масс воздуха, находящихся под высоким давлением, к периферии светила, где температура газа меньше и где начинается световой диапазон излучения Солнца. Толщина конвективной области оценивается приблизительно в 1/10 часть солнечного радиуса.

Фотосфера - это самый глубокий из трех слоев атмосферы Солнца, расположенный непосредственно на плотной массе невидимого газа конвективной области. Фотосфера образована раскаленным ионизированным газом, температура которого у основания близка к 10000 К (т. е. абсолютная температура), а у верхней границы, расположенной примерно в 300 км выше, порядка 5000 К. Средняя температура фотосферы принимается в 5700 К. При такой температуре раскаленный газ излучает электромагнитную энергию преимущественно в оптическом диапазоне волн. Именно этот нижний слой атмосферы, видимый как желтовато-яркий диск, зрительно воспринимается нами как Солнце.

Через прозрачный воздух фотосферы в телескоп отчетливо просматривается ее основание - контакт с массой непрозрачного воздуха конвективной области. Поверхность раздела имеет зернистую структуру, называемую грануляцией. Зерна, или гранулы, имеют поперечники от 700 до 2000 км. Положение, конфигурация и размеры гранул меняются. Наблюдения показали, что каждая гранула в отдельности выражена лишь какое-то короткое время (около 5-10 мин.), а затем исчезает, заменяясь новой гранулой. На поверхности Солнца гранулы не остаются неподвижными, а совершают нерегулярные движения со скоростью примерно 2 км/сек. В совокупности светлые зерна (гранулы) занимают до 40% поверхности солнечного диска.

Процесс грануляции представляется как наличие в самом нижнем слое фотосферы непрозрачного газа конвективной области - сложной системы вертикальных круговоротов. Яркость гранул на 10-20% больше окружающего фона указывает на различие их температур в 200-300° С.
Образно грануляцию на поверхности Солнца можно сравнить с кипением густой жидкости типа расплавленного гудрона, когда со светлыми восходящими струями появляются пузырьки воздуха, а более темные и плоские участки характеризуют погружающиеся порции жидкости.

Исследования механизма передачи энергии в газовом шаре Солнца от центральной области к поверхности и ее излучение в космическое пространство показали, что она переносится лучами. Даже в конвективной зоне, где передача энергии осуществляется движением газов, большая часть энергии переносится излучением.

Таким образом, поверхность Солнца, излучающая энергию в космическое пространство в световом диапазоне спектра электромагнитных волн, - это разреженный слой газов фотосферы и просматривающаяся сквозь нее гранулированная верхняя поверхность слоя непрозрачного газа конвективной области. В целом зернистая структура, или грануляция, признается свойственной фотосфере - нижнему слою солнечной атмосферы.

Хромосфера. При полном солнечном затмении у самого края затемненного диска Солнца видно розовое сияние - это хромосфера. Она не имеет резких границ, а представляет собой сочетание множества ярких выступов или языков пламени, находящихся в непрерывном движении. Хромосферу сравнивают иногда с горящей степью. Языки хромосферы называют спикулами. Они имеют в поперечнике от 200 до 2000 км (иногда до 10000) и достигают в высоту нескольких тысяч километров. Их надо представлять себе как вырывающиеся из Солнца потоки плазмы (раскаленного ионизированного газа).

Установлено, что переход от фотосферы к хромосфере сопровождается скачкообразным повышением температуры от 5700 К до 8000 - 10000 К. К верхней же границе хромосферы, находящейся приблизительно на высоте 14000 км от поверхности Солнца, температура повышается до 15000 - 20000 К. Плотность вещества на таких высотах составляет всего 10-12 г/см3, т. е. в сотни и даже тысячи раз меньше, чем плотность нижних слоев хромосферы.

Солнечная корона – внешний слой атмосферы Солнца. Она образована наиболее разреженным ионизированным газом. Простирается примерно на расстояние 5 диаметров Солнца, имеет лучистое строение, слабо светится. Ее можно наблюдать только во время полного солнечного затмения. Яркость короны примерно такая же, как у Луны в полнолуние, что составляет лишь около 5/1000000 долей яркости Солнца. Корональные газы в высокой степени ионизированы, что определяет их температуру примерно в 1 млн. градусов. Внешние слои короны излучают в космическое пространство корональный газ - солнечный ветер. Это второй энергетический (после лучистого электромагнитного) поток Солнца, получаемый планетами. Скорость удаления коронального газа от Солнца возрастает от нескольких километров в секунду у короны до 450 км/сек на уровне орбиты Земли, что связано с уменьшением силы притяжения Солнца при увеличении расстояния. Постепенно разрежаясь по мере удаления от Солнца, корональный газ заполняет все межпланетное пространство. Он воздействует на тела Солнечной системы как непосредственно, так и через магнитное поле. Оно взаимодействует с магнитными полями планет. Именно корональный газ (солнечный ветер) является основной причиной полярных сияний на Земле и активности других процессов магнитосферы.

 

Содержание

№ заня-тия Наименование разделов, тем, занятий № стр.
  Введение  
1. Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов 2-11
2. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира 11-16
  Раздел 1. Механика  
  Тема 1.1. Кинематика  
3. Относительность механического движения. Системы отсчета. 17-20
4. Характеристики механического движения: скорость, ускорение, перемещение 20-24
5. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание 24-27
6. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью 27-31
  Тема 1.2. Динамика  
7. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона 31-35
8. Сила упругости 35-37
9. Сила тяжести, сила трения 37-41
10. Закон всемирного тяготения. Невесомость 41-46
  Тема 1.3. Законы сохранения в механике  
12. Закон сохранения импульса и реактивное движение 46-49
14. Закон сохранения механической энергии.   49-50
15. Работа и мощность 51-53
  Тема 1.4. Механические колебания и волны  
17. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. 53-55
18. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс 55-57
19. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине 57-62
  Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика  
  Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории  
21. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул 62-66
22. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. 66-69
23. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа 69-71
  Тема 2.2. Свойства твердых тел, жидкостей и газов  
24. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха 71-76
26. Поверхностное натяжение и смачивание 76-81
28. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел 82-86
29. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества 86-90
  Тема 2. 3. Основы термодинамики  
31. Внутренняя энергия и работа газа 90-94
32.   Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов 94-96
33.   Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды 96-100
  Раздел 3. Электродинамика  
  Тема 3.1. Электрическое поле  
34. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона 100-104
35. Электрическое поле. Напряженность поля 104-106
36. Потенциал. Разность потенциалов 107-110
37. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле 110-117
38. Электрическая емкость. Конденсатор 117-121
  Тема 3.2. Законы постоянного тока  
39. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи   121-124
41. Последовательное и параллельное соединение проводников   124-125
42. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи   125-128
44. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. 128-132
46.   Работа и мощность электрического тока 132-133
  Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках  
47. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод 134-140
  Полупроводниковые приборы 140-145
  Тема 3.4. Магнитное поле  
49. Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока 145-150
50. Сила Ампера. Сила Лоренца 150-153
51. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток 154-156
  Тема 3.5. Электромагнитная индукция  
52. Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея 157-159
54. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность 159-165
  Тема 3. 6. Электромагнитные колебания  
56. Переменный ток. Принцип действия электрогенератора. 165-169
57. Трансформатор 169-173
58. Производство и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности с электрическим током 173-183
59. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания 183-188
60. Вынужденные электромагнитные колебания 188-189
61. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока   190-192
62. Активное сопротивление. Полное сопротивление. Электрический резонанс 192-196
64. Действующие значения силы тока и напряжения. Работа и мощность в цепи переменного тока 196-197
  Тема 3.7. Электромагнитные волны  
65. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн 197-200
66. Принципы радиосвязи и телевидения 200-206
  Тема 3.8. Волновые свойства света  
67. Свет как электромагнитная волна. Интерференция 206-209
68. Дифракция света. Дисперсия света 209-213
70. Законы отражения и преломления света. Полное внутренне отражение света 213-220
71. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов 220-226
  Раздел 4. Строение атома и квантовая физика  
  Тема 4.1. Квантовая оптика  
72. Гипотеза Планка о квантах. Волновые и корпускулярные свойства света 226-229
73. Фотоэффект. Законы фотоэффекта 229-234
74. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта 234-237
  Тема 4.2. Физика атома  
75. 75. Строение атома: планетарная модель атома. Опыты Резерфорда 237-242
76. Модель атома водорода по Бору 242-247
77. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера 247-256
  Тема 4.3. Физика атомного ядра  
78. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии 257-261
79. Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции   261-266
80. Ядерная энергетика 266-271
81. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы 271-280
  Раздел № 5. Эволюция Вселенной  
82. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез 280-291
83. Образование планетных систем. Солнечная система 291-296

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лазерный термоядерный синтез (УЛС) | Лекция 1. Электростатика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.