Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная финансовая политика




1. Дискреционная / недискреционная фискальная политика.

2. Налоговая система РФ.

 

1) Дискреционная / недискреционная фискальная политика. Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов. Эта политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Целью дискреционной фискальной политики является максимальное приближение равновесного объема производства к уровню объема при полной занятости. Выделяют следующие действия правительства, когда экономика находится в стадии спада. Два направления:

§ Снижение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне. Снижение налогов может привести к росту чистого дохода населения и предприятий, что вызовет рост совокупных расходов и подъем в экономике.

§ Увеличение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Рост расходов может привести к росту инвестиций, т.е. к росту национального производства.

Если экономика находится в стадии роста, то для предотвращения более быстрого роста цен, т.е. для замедления темпов экономического роста производства, могут использоваться следующие направления фискальной политики:

§ Повышение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне, что приведет к снижению совокупного спроса на товары и услуги и к снижению уровня инфляции.

§ Сокращение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Это вызовет сокращение совокупного спроса на товары и услуги.

Влияние изменения государственных расходов и налогов на равновесный объем ЧНП происходит под действием эффекта мультипликатора.

Каждая точка на биссектрисе означает равенство совокупных расходов и созданного ЧНП. Поэтому, пересечение биссектрисы с прямой ЧНП показывает равновесный объем ЧНП. Если совокупные расходы увеличатся за счет роста государственных, например, на 10 млрд. руб., то равновесный объем ЧНП увеличится на гораздо большую величину. Это называют действием эффекта мультипликатора. В общем виде мультипликатор определяется как отношение изменения прироста дохода к изменению совокупных расходов или к изменению одного из элементов совокупных расходов.

К этим элементам совокупных расходов относятся:

§ потребительские расходы;

§ государственные расходы;

§ инвестиции;

§ чистый экспорт.

Существует еще один способ определения мультипликатора: где – предельная склонность к потреблению, – предельная склонность к сбережению. Предельная склонность к потреблению (сбережению) показывает какую часть своего дохода потребители направляют на потребление (на сбережение).

Повышение налогов на (10 млрд. руб., например) приведет к сокращению чистого дохода потребителей и предприятий, соответсвенно к снижению совокупных расходов. В результате, равновесный объем ЧНП сокращается. Подобное изменение также происходит под действием эффекта мультипликатора.

Мультипликатор налогов где – изменение налогов.

Также можно определить через и

Необходимые изменения государственных расходов и налогов могут происходить автоматически, что представляет собой недискреционную фискальную политику или встроенный стабилизатор. Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию уменьшить дефицит государственного бюджета в период спада / увеличить положительное сальдо (профицит) государственного бюджет в период инфляции без принятия специальных налогов со стороны политиков. Встроенный стабилизатор возникает в результате того, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого дохода, который изменяется пропорционально величине ЧНП.

Основными факторами встроенного стабилизатора являются:

§ автоизменение налоговых поступлений;

§ страхование по безработице и прочие трансферты;

§ программа помощи сельским производителям (в период падения цен на с/х продукцию правительство выкупает ее излишек, пополняя государственный резерв, которая вновь возвращается на рынок в период нехватки этой продукции);

§ сбережения предприятий и личные сбережения населения. Как правило, предприятия стремятся сохранить уровень выплачиваемых дивидендов (даже если их доходы меняются) за счет использования ими пополнения страхового/гарантийного фонда.

Для того, чтобы фискальная политика осуществлялась эффективно, необходимо учитывать фактор времени:

§ во-первых, необходимо время для осознания проблемы (о том, что происходит с ВНП в текущем периоде, узнаем лишь по окончании этого периода);

§ во-вторых, имеют место административные задержки, связанные с обсуждением проблемы в парламенте;

§ в-третьих, необходимо время для того, чтобы принятые парламентом фискальные меры стали приносить отдачу.

Кроме проблемы времени, существуют и политические проблемы. Как правило, правительство имеет пристрастие к стимулирующим мерам, т.е. сокращение налогов и повышение дотаций являются популярным политическим шагом, а снижение государственных расходов может оказаться политически рискованным шагом. Поэтому, даже если сокращение государственных расходов экономически обосновано, то члены парламента не примут такое решение накануне избирательной кампании, дабы не потерять голоса избирателей.

2) Налоговая система РФ. Инструментом фискальной политики являются налоги. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

Налоги бывают двух видов:

§ Налоги на доходы и имущество (т.е. прямые налоги). Они взимаются с конкретного физического / юридического лица. Примеры: налог на прибыль предприятий, подоходный налог.

§ Налоги на товары и услуги (т.е. косвенные налоги). Они включаются в цену товаров и услуг. Примеры: НДС, акцизы, таможенные пошлины.

В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения:

§ Принцип выгоды. Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

§ Принцип платежеспособности. Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика.

§ Налогообложение должно носить однократный характер. С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

§ Обязательность уплаты. Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременная уплата.

§ Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов.

§ Налоговая система должна быть гибкой и легкоадаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Структура налоговой системы РФ.

В РФ все налоги подразделяются на три вида: государственные / федеральные, республиканские / налоги субъектов РФ, местные.

Включают следующие виды налогов:

1. Налог на прибыль предприятий. 24%. В фед. и респ. бюджеты.

2. Налог на доходы от видеосалонов и прокатов. 70%. В респ. бюджет.

3. Налог на дивиденды по ценным бумагам и от долевого участия в др. предприятиях. 15%. В фед. бюджет.

4. Налог на добавленную стоимость. 10% по отдельным продовольственным, детским, медицинским товарам, по остальным – 20%.

5. Акцизы. Ставка зависит от вида товара.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.