КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические средства
Лекция 15 История становления и развития средств обучения неразрывно связана с развитием системы средств массовой информации и коммуникации, а они, в свою очередь, – с открытиями в естествознании и изобретениями в технике. Именно исторический подход позволит нам уяснить, что же такое мы используем на уроках и при организации познавательной внеурочной деятельности учащихся и называем средствами обучения. В современном учебном процессе диалог учителя и ученика часто опосредован какими-либо средствами передачи информации и, прежде всего, учебной книгой. Употребление термина «средство» в философской, педагогической, психологической литературе неоднозначно, и часто этот термин понимается очень широко: средство – это все то, что помещается между субъектом и продуктом его деятельности. В процессе своей деятельности учитель использует учебники и другие учебные книги, разнообразные натуральные объекты, их макеты и модели, коллекции, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, видеофильмы, теле- и радиопередачи и др. Любое средство, в том числе и средство обучения, включенное в ту или иную деятельность, оказывает на нее существенное влияние, если это средство проявляет свои специфические функции. Критерием «специфичности» являются изменения, интенсификация деятельности субъекта. Интенсификация идет в основном по двум направлениям: времени, затраченном на достижение определенной учебной цели, и «охвату учащихся». Вовлечение в сферу процесса обучения все новых и новых сложных электронных средств передачи информации вызвано неудовлетворенностью учителей старыми средствами и надеждами на то, что новые окажутся более эффективными. Наряду с содержанием учебной деятельности, методами и организационными формами обучения, средства обучения являются одним из главных компонентов процесса обучения. Средства, как педагогическая категория, по словам В.Б.Ежеленко, представляют собой «предметы, действия, явления в природе и обществе, в мышлении человека, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящий в его окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью». Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Применение тех или иных средств обучения обусловлено целями, содержанием, методами педагогического процесса, возможностями ОУ и учащихся. В то же время материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия. Достаточно широкое использование средств новых информационных технологий (НИТ) неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся, не замыкающиеся рамками традиционного урока. Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализаций, мысленных экспериментов) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации. Дидактические возможности и функции каждого средства обучения закладывается в них на этапе проектирования и изготовления. В качестве общих для всех средств обучения дидактических функций следует отметить: наглядность, обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися информации; информативность – способность выступать источником информации; компенсаторность – то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников; интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога. В основе использования средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах. Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо — мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % – с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Все это объясняет следующие факты. Человек, только слушая, запоминает 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации. Обеспечивая образную сторону знаний учащихся, различные средства обучения отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Классификация педагогических средств обучения В дидактическом плане нам представляется наиболее обоснованная классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности, предложенная С.Г.Шаповаленко: 1. Натуральные объекты включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, реактивы. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения. 2. Изображения и отображения материальных объектов составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы, экранно-звуковые средства, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи. 3. Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами, включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы. Классификация средств обучения может быть произведена и по другим признакам: по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, препараты, гербарии); по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы); по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы); по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD,DVD); по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока, на уровне предмета, на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); по отношения к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования). Средства обучения делятся на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: 1) натуральные объекты 2) описание предметов и явлений 3) наглядные пособия 4) технические средства обучения Средства новых информационных технологий все еще являются новыми средствами обучения, которые пока нашли лишь ограниченное применение в школе. Это связано, в первую очередь, с высокой стоимостью оборудования. В школах имеется, как правило, только один кабинет вычислительной техники. Мало методической литературы, в которой описывался бы практический опыт применения компьютеров для обучения. Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь ученику, выполняя за него работу. «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой», – писал Ян Амос Коменский в «Великой дидактике». Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов. Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений. Отдельного разговора заслуживают требования к текстам обучающих программ. В данном случае под текстом понимается последовательность любых знаков, потенциально обладающая смыслом. Под такое определение текста попадают и привычный всем письменный текст, и звуки, записанные на компакт-диске, неподвижные и движущиеся изображения. Поэтому точнее называть его медиатекстом. Важнейшее требование к медиатексту обучающей компьютерной программы — соответствие дидактическому принципу научности, как качественной характеристики содержания образования, предполагающей соответствие образования уровню современной науки. Технические средства обучения (ТСО) – к ним относятся диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 минут двухчасового занятия, кодоскоп (графопроектор) - до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а технические операции по воспроизведению графиков, таблиц, формул – 15-20% учебного времени. Человек должен стать хозяином, а не рабом знаний и технических достижений, чтобы он овладел ими и подчинил их себе (С.Френе). Подходы к классификации технических средств могут быть самыми разными, в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. При этом одна и та же аппаратура может попадать в одну группу при классификации по одним признакам и в другую при классификации по другим параметрам. Самым простым подходом к классификации техники можно считать функциональный. В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующие признаки группировки техники: степень универсальности, показывает возможность совмещения нескольких функций; возможность подготовки или предъявления информации; возможность работы с аудио или видео материалами; возможность работы со статическими или динамическими видео документами. По степени универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнять компьютер. Кроме традиционных для компьютера функций, таких как подготовка текстовой или графической информации; работа с базами данных или абонентами компьютерных сетей и других, все большее значение приобретает подготовка и демонстрация видеофильмов на различных носителях; создание, обработка и прослушивание музыкальных произведений; обращение к мировым источникам текстовой, видео или аудио информации, работа с телевизионным сигналом в цифровом формате. Менее универсальными многофункциональными устройствами будем считать мультимедийный проектор, который обеспечивает работу практически с любым источником видео - и аудиоинформации: компьютером, видеокамерой, видеомагнитофоном, в любом формате записи; музыкальный центр, который позволяет прослушивать и производить перезапись с различных носителей: кассет, дисков, радио входа; мультидисковый проигрыватель или музыкальный центр и многие другие, совмещающие в одном корпусе несколько устройств. Для непрофессионалов в подготовке и демонстрации видео - и аудиоматериалов тенденции в развитии техники направлены именно в область совмещения разнообразных функций в одном устройстве. Если подойти к классификации технических средств по признаку подготовки или демонстрации информации, то можно выделить три группы: I. Устройства только для предъявления уже готовых данных. Для видеоинформации к таким устройствам следует отнести телевизоры, видеоплееры для CD или DVD дисков, слайд проекторы, графопроекторы. Для аудиоматериалов — это проигрыватели (аудиоплееры) аудио CD или DVD дисков или магнитофонных кассет II. Устройства только для подготовки данных. К ним можно отнести: фотоаппараты и цифровые фотокамеры, аналоговые и цифровые видеокамеры, звукозаписывающую аппаратуру III. Устройства, позволяющие и подготовить, и продемонстрировать уже имеющиеся материалы. Это, безусловно, компьютер, который выполняет практически все функции; видеомагнитофон, музыкальный центр, двухкассетный магнитофон Развитие современных технических средств и технологий отличается в зависимости от профессионализма пользователей. Для непрофессиональных пользователей оно основывается на совмещении множества функций и аппаратных средств в корпусе одного технического устройства, разработке и применении широкого спектра переходных устройств для преобразования видео – и аудиосигналов в разные форматы (аналоговый или цифровой) хранения и передачи данных. Особое внимание уделяется созданию максимального числа советов, подсказок, рисунков, защитных приемов от случайной порчи информации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 12389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |