КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Схемы вскрытия подземных сооружений в горно-добывающих предприятиях при различных горно-геологических условиях
Лекция 6 Выбор схемы вскрытия ПС существенно зависит от его привязки к местности, протяженности, формы и размеров. Еще раз повторимся что мы рассказывали на первом занятии (лекции) Для рассмотрения таких схем предлагается классификация ПС по трем признакам: 1. По рельефному признаку: 1.1. Горные ПС (под возвышениями рельефа). 1.2. Подводные (под водоемами). 1.3. Равнинные (при равнинном рельефе). 2. По соотношению длины и поперечных размеров: 2.1. Протяженные (тоннели), когда длина значительно превышает поперечные размеры. 2.2. Камеры, когда длина соизмерима с поперечными размерами. 2.3. Комбинации тоннелей и камер. 3. По типу вскрытия: 3.1. Портальное (или рамповое). 3.2. Штольневое. 3.3. Стволовое (вертикальными или наклонными стволами). 3.4. Комбинированное (в сочетании с верхними пунктами). Комбинированные схемы вскрытия длинных тоннелей сочетают разные варианты вскрытия (рис. 1-3). Рис. 1. Схема комбинированного вскрытия горного тоннеля: а – продольный профиль; б – план трассы 1 – припортальная выемка; 2 – портал; 3 – тоннель; 4 – штольня; 5 – вертикальный ствол
Чисто портальная или рамповая схемы вскрытия применимы в тех случаях, когда рельеф местности позволяет разместить строительные площадки и подъездные пути у обоих порталов или рамп, и когда проходка двумя встречными забоями при выбранном оборудовании, схемах и технологиях строительства тоннеля обеспечивает ввод его в эксплуатацию к данному сроку. Подход к порталу или рампе осуществляют устройством выемки переменной глубины (см. рис. 1 и 2). Бока выемки укрепляют подпорными стенами, анкерами с набрызгбетоном и т.п. или оформляют в виде естественных откосов. Если обозначенные условия не обеспечиваются, то рассматривают варианты вскрытия тоннеля посредством вспомогательных подходных выработок – штолен, вертикальных и наклонных стволов (см. рис. 1-3).
Рис. 2. Схема комбинированного вскрытия подводного тоннеля 1 – рампа; 2 – береговой участок подводного тоннеля; 3 – вертикальный ствол (островной); 4 – остров (естественный или искусственный); 5 – вертикальный ствол (береговой); 6 – подводный участок тоннеля Рис. 3. Схема комбинированного вскрытия равнинного тоннеля (автодорожный тоннель): а – продольный профиль; б – план трассы 1 – вентиляционный ствол; 2 – тоннель; 3 – уширение для аварийного отстоя автотранспорта; 4 – рампа; 5 – подходные выработки; 6 – околоствольный двор
Одни из них могут использоваться только для строительных целей (строительные подходы), другие и для эксплуатационных (строительно-эксплуатационные), третьи – только для эксплуатации (эксплуатационные). Выбор схемы вскрытия камеры зависит не только от рельефа местности, но и от ее высоты, особенно, если строительство камеры ведут слоями высотой по 6-10 м (рис. 4, 5). При штольневой схеме вскрытия горной камеры (рис.4) штольни могут располагаться только на уровне подошвы верхнего строительного слоя (рис.4, а); на уровне подошвы камеры или по обоим рассматриваемым вариантам. В первом случае наилучшие условия обеспечиваются при проходке и креплении верхнего слоя I. Работы в слоях II и III выполняют через восстающие выработки (фурнели), располагаемые либо в пределах площади камеры, либо вне ее, и оснащаемые подъемно-транспортным оборудованием. Второй случай зеркально аналогичен первому. Третий случай наиболее благоприятен по технологии строительства, проветривания и безопасности, однако он требует повышенных затрат, которые могут быть компенсированы сокращением продолжительности и рисков строительства.
Стволовая схема вскрытия камеры (рис. 4, 5) применима для камер горного, равнинного и подводного типов. Она менее технологична по сравнению со штольневой схемой, но в одних случаях безальтернативна, а в других экономически выгодна. Рис. 4. Схемы комбинированного вскрытия камеры при горном рельефе: а – двухсторонними разноуровневыми штольнями; б – штольней и вертикальным стволом 1 – припортальная выемка; 2 – портал; 3 – вскрывающая штольня; 4 – камера; 5 – строительные слои; 6 – вспомогательная подходная выработка; 7 – шахтный ствол; 8 – околоствольный двор Рис. 5. Комбинированная схема вскрытия подводной камеры 1 – камера; 2 – строительные слои; 3 – нижняя подходная выработка; 4 – наклонный ствол или тоннель; 5 – рампа; 6 – рамповая выемка; 7 – шахтный ствол; 8 – околоствольный двор; 9 – верхняя подходная выработка
В проектах строительства закрытым способом коллекторных, в том числе канализационных, тоннелей и линий метро глубокого заложения, вскрытие обычно предусматривают вертикальными шахтными стволами. Их располагают на линиях метро всегда в стороне от трассы перегонных тоннелей (рис. 6), а на коллекторных тоннелях – как в стороне (строительные стволы), так и на оси трассы (строительно-эксплуатационные). На линиях метро пристанционные стволы имеют обычно строительно-эксплуатационное назначение, так как после завершения строительства используются для вентиляции. Вентиляционные стволы, располагаемые на серединном участке перегонных тоннелей между станциями, имеют, как правило, эксплуатационное назначение. Следует проектировать вскрытие так, чтобы в максимальной степени использовать строительные подходы в целях эксплуатации сооружения, например, для вентиляции, эвакуации людей при авариях и т.п. Рис. 6. Схема вскрытия участка линии метро глубокого заложения: а – продольный профиль; б – план трассы 1 – шахтный ствол (строительно-эксплуатационный); 2 – вентиляционный ствол (эксплуатационный); 3 – водоем; 4 – околоствольный двор; 5 – станция метро; 6 – подходные выработки; 7 – перегонные тоннели; 8 – камеры вентиляторов
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |