Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие письма и почерка

ПЛАН

1. Понятие письма и почерка.

2. Основные свойства почерка: а) индивидуальность; б) динамическая устойчивость и вариационность; в) избирательная изменчивость.

3. Предмет и содержание судебного почерковедения.

4. Предмет, задачи и объекты судебно-почерковедческой экспертизы.

5. История развития почерковедческой экспертизы и ее современное состояние.

6. Современное состояние почерковедческой экспертизы в зарубежных странах.

 

Объектом судебно-почерковедческой экспертизы является почерк, связанный с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека - навыком письма. Термин «письмо» имеет в быту несколько значений, среди которых можно выделить такие как:

1. Совокупность графических знаков, начертаний, составляющих определенный алфавит (письмена). В качестве примера можно привести выражения «арабское письмо», «старославянское письмо», «латинское письмо» и т.д.

2. Это и деятельность человека при письме, умение писать, т.е. сам процесс письма.

3. Это и бумага с написанным на ней рукописным текстом, посылаемая с определенными сведениями кому-нибудь. У некоторых это «письмо супруге», у других «письмо другу». Это и «анонимное письмо», которое тоже является письмом, т.е. такой же бумагой с текстом.

Каково же научное определение письма?

Письмо - это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое посредством различного рода графических знаков, отражающих в определенной форме звуковую речь и служащих для передачи ее на расстоянии и закрепления во времени. Или другое:

Письмо - это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляющее закрепление этой речи во времени и передающее ее на расстоянии, осуществляемое при помощи графических знаков, отражающих в определенной форме те или иные элементы речи.

Следовательно, основное назначение письма состоит в:

1. Закрепление речи во времени.

2. Передаче ее на значительном расстояние.

3. С помощью специальных графических знаков.

Возникновение письма относится к периоду родового строя, когда возникают крупные и стабильные родовые общины. Древнейшей формой письма считается:

1) пиктографическое (писанный красками) письмо, наглядно изображающее какое-то содержание и передающее высказывание в целом (т.е. это рисуночное письмо). В современных условиях примером рисунчатого письма будет рисунок костей черепа на трансформаторной будке, или указатель, где изображена кисть руки с указательным пальцем и др. Пиктограммы обычно создавались для каждого отдельного случая и писктографическое (рисунчатое письмо) не требовало специального обучения и было доступно всем. Но это довольно примитивный вид письма. Оно под влиянием условий материальной жизни преобразуется в:

2) идеографическое письмо (идея). Это письмо посредством условных знаков, т.е. символическое письмо. Здесь уже каждому знаку закреплено определенное устойчивое значение отдельных слов или частей его (корень). В качестве примеров идеографического письма можно назвать египетские иероглифы, современное китайское и японское письмо и т.д. Сложность условных знаков, их огромная множественность, длительное время обучения письму, затрудняли распространение грамотности.

3) Силлабическое письмо (слоговое). Переходным этапом от символического письма к современному буквенно-звуковому можно выделить силлабическое письмо, когда определенные графические знаки обозначают не целое слово, а определенные слоги (арабская письменность).

4) Буквенно-звуковое письмо - это соответствие каждой буквы определенному звуку.

В письме, представляющей собой рукопись, можно выделить две стороны:

1) Смысловую сторону, т.е. письменную речь.

2) Графическую сторону, т.е. почерк, посредством которого письменная речь фиксируется.

Письменная речь - является объектом криминалистического исследования и представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. Последние исследования специалистов в области лингвистики, филологии, физиологии показывают, что письменная речь является самостоятельным видом человеческой деятельности. Она имеет иные механизмы функционирования нежели устная речь. На формирование навыков письма оказывают влияние самые различные обстоятельства: знание грамматики (это морфология и синтаксис) и литературы, различных стилей изложения, местные диалекты, профессия, общение с каким-нибудь определенным кругом людей, родной язык, общекультурный уровень и др. В настоящее время исследования письменной речи выделено в отдельный вид экспертизы - автороведческая. Ее осуществляют специалисты, имеющие глубокие знания в области языка (филологи, лингвисты).

Наиболее первым и распространенным определением почерка было следующее:

Почерк - это зафиксированная в рукописи система привычных движений и иных приемов, основанных на письменно-двигательном навыке. Или:

Почерк - это устойчивая на данное время система привычных и своеобразных движений для каждого человека, служащих для фиксации речи пишущего.

Есть множество других определений почерка в криминалистической литературе, но почти везде эти определения опираются на зафиксированную в рукописи систему своеобразных и привычных движений. В.Ф. Орлова рассматривает более детально, взаимосвязано понятие почерка и понимает его как индивидуальный и динамически устойчивый зрительно-двигательный образ графической техники письма, получающий реализацию в рукописи с помощью системы условных обозначений. В последних работах в области судебного почерковедения дается следующее определение почерка. Это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации систему движений. Общим для всех указанных определений является представление о почерке как о фиксирующейся в рукописи своеобразной для каждого пишущего системе движений. Это отражает психофизиологическую основу почерка.

Система движений с помощью которой при письме воспроизводятся письменные знаки, образующие рукопись - это сложная, стройная система, элементы которой строго согласованы. Однако, в почерке имеются такие элементы, которые не исчерпываются системой движений, например, выбор определенного варианта почерка для конкретного случая, если пишущий владеет несколькими вариантами: пространственная ориентация на листе бумаги текста даты, подписи, других самостоятельных фрагментов и т.д. Эти особенности в размещении отражают навыки в зрительной ориентации пишущего, т.е. связаны с особенностями глазомера пишущего, хотя они и реализуются посредством движений. Поэтому понятие почерка охватывает все стороны письменно-двигательного навыка, связанных с техникой письма. Основное же содержание этого навыка составляет система движений пишущего. В основе формирования системы движений лежит письменно-двигательный навык, который напрямую связан с практикой письма. В процессе обучения письму у человека формируется три вида навыка:

1. Технический.

2. Графический.

3. Орфографический.

Технический навык включает в себя умение пишущего правильно держать пишущий прибор, занимать привычную позу при письме, подбирать освещение и т.д.

Графический навык - формируется в процессе написания в соответствии с нормами прописи букв, соединения их между собой, построения из них отдельных слов.

Орфографический навык - самая высокая ступень в скорописном письме. Он включает в себе знания грамматики при написании слов и построении из них предложений, а также умение логически строить мысли, использовать богатый лексический запас.

Обучение письму осуществляется в начальных классах средней школы. Процесс обучения носит поэтапный характер, методика обучения включает различные методы, но общее направление: от выработки более простых умений к более сложным. Процесс письма является сознательным, произвольным. Вместе с тем его сложный системный характер обуславливает построение его на обширных автоматизмах. Автоматизация является закономерностью формирования письменно-двигательного ФДК и существенным свойством сформировавшегося. Она означает выполнение отдельных компонентов письма без активного участия сознания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глоссарий | Основные свойства почерка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.