КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие колеса с грунтом
Опорные свойства автомобиля зависят не только от свойств грунта, но и от веса автотранспортного средства и свойств его шин, которые определяют площадь пятна контакта и величину давления на опорную поверхность. При контакте шины с твердой поверхностью (асфальтобетон, цементобетон и т.п.) площадь пятна контакта зависит от величины нормальной нагрузки (Gк) и радиальной жесткости шины (сш). При этом следует различать контурную площадь пятна и площадь по выступам протектора (рис. 45.). а б
Рис. 45. Площадь пятна контакта шины с дорогой: а) по выступам; б) контурная.
Контурная площадь (Fк) представляет собой площадь фигуры, образованной замкнутой линией, огибающей зону контактирования выступов протектора с опорной плоскостью, а площадь по выступам (Fв) - сумму площадей фактических зон контактирования выступов с опорной поверхностью. При взаимодействии колеса с твердой опорной поверхностью контурная площадь пятна контакта значительно больше площади по выступам, т.к. включает все промежутки между выступами протектора. Отношение указанных площадей называется коэффициентом насыщенности контакта:
Кн = Fв/Fк. (179)
Контурная площадь пятна контакта может быть приближенно найдена по формуле, предложенной Р. Хедекелем:
Fк = πhz, (180)
где Dсв, b - соответственно свободный диаметр и ширина профиля шины; hz - радиальная деформация шины. Величина радиальной деформации определяется величиной нагрузки и радиальной жесткостью шины:
hz = Gк/сш. (181)
Радиальная жесткость, в свою очередь, зависит от конструкции шины, геометрических размеров и внутреннего давления воздуха. Ее значение может быть выражено эмпирической формулой:
сш = πк(pw + ро) , (182)
где pw - внутреннее давление воздуха в шине; pо - давление в пятне контакта при pw = 0; к - эмпирический коэффициент. Поделив величину нагрузки (Gк) на площадь (Fк), получим формулу, выражающую среднее давление шины по контуру пятна контакта: Рш ср = Gк/Fк = крw + ро. (183)
При качении колеса по грунту имеют место следующие деформации опорной поверхности: 1) смятие и уплотнение грунта; 2) выдавливание грунта в стороны; 3) перемещение грунта по направлению движения ("бульдозерный" эффект); 4) отрыв поверхностного слоя грунта вследствие его прилипания к шине; 5) срез протектором поверхностного слоя грунта и его выбрасывание из зоны контакта (эффект "экскавации" при пробуксовывании колеса). Работа по смятию грунта колесом за один оборот равна работе по деформации объема грунта шириной b, высотой h и длиной S = 2prк (рис. 46).
Рис. 46. Смятие грунта колесом
Величину работы смятия можно выразить формулой:
Аг = Sb, (184)
где S – длина колеи; b – ширина колеи; f(h) – зависимость нормального давления колеса на грунт от глубины колеи (деформируемость грунта). За один оборот колеса работа силы сопротивления качению:
Аf = Pf S. (185)
Если принять, что Аf равна работе по деформации грунта (Аг), то, приравняв Аf и Аг и поделив обе части равенства на S и Gк, получим формулу коэффициента сопротивления качению (точнее той его части, которая связана со смятием грунта):
fг = , (186)
где с, m - постоянные коэффициенты, определяемые при обработке эксперементальных данных. Из следует, что при определенных параметрах грунта (с и m), ширине колеса и приходящейся на него нагрузке коэффициент сопротивления качению нелинейно зависит от глубины колеи и с увеличением последней возрастает.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |