Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники освещения психотерапевтического процесса




Основная работа группового психотерапевта заключается в акцентировании всего, что происходит в группе здесь и теперь. Фокус на здесь и теперь состоит из двух симбиотически связанных слоев: 1) непосредственного переживания и 2) исследования природы отношений между взаимодействующими членами группы. Именно возможность сфокусироваться на процессе взаимодействия делает уникальной работу в группе. В обычной жизни мы не комментируем поведение других людей, что связано с тревогой по поводу критики поведения, с социальными нормами, со страхами, с возможностью потери власти.

На начальном этапе работы группы устанавливаются нормы, связанные с межличностным взаимодействием, эмоциональной экспрессией, самомониторингом и др. Все эти нормы поощряют самораскрытие и активность участников, которые в конечном итоге начинают помогать ведущему в выполнении этой задачи. Однако задача освещения (разъяснения) процесса лежит целиком на плечах психотерапевта. Комментирование процесса служит отделению от других участников группы. В ответ на комментарий участник часто получает негативную реакцию, подозрение, агрессию. Только терапевт в большей мере избавлен от подобных атак, имеет право предлагать участникам более активно включиться в работу и раскрыться без того, чтобы его обвинили или заставили принять участие в предлагаемой деятельности.

Комментирование процесса участником связано с конфликтами в группе за власть и доминирование. Терапевт, находясь в статусе наблюдателя-участника, собирает информацию и делает выводы относительно особенностей поведения, связывает события, помнит цели членов группы и связывает их с реальными взаимодействиями. Часто процесс прозрачен и очевиден для всех участников, однако они не могут комментировать его из-за сильной эмоциональной включенности в ситуацию. И, хотя комментарии участников иногда очень полезны, комментирование процесса остается делом ведущего. Оно включает в себя обширный и комплексный спектр действий.

Первый этап включает описание поведения пациента. Получая обратную связь о своих действиях, пациенты учатся видеть себя такими, какими их видят окружающие.

Второй этап включает описание чувств, которые вызывает поведение пациента у других людей.

Третий этап позволяет пациенту узнать, какое мнение складывается у других людей в результате его поведения. Участники узнают, что в результате их действий люди начинают испытывать к ним антипатию, находить их скучными, уважают их и т.д.

Четвертый этап связан с описанием того, как поведение пациента влияет на его мнение о самом себе.

Комментарии психотерапевта идут по нарастающей – от описания простых поведенческих актов, чувств, вызванных поведением, наблюдением за несколькими поступками, сопоставлением, комментариями по поводу влияния поведения пациента на его отношения с людьми. Комментарии заканчиваются привлечением внимания пациента к сходству между паттернами его поведения в группе и во внешнем мире. Смысл вопроса, который обращает терапевт к пациенту, обычно сводится к следующему: ты доволен миром, который создал?

После получения отрицательного ответа на этот вопрос терапевт переходит к многотрудному предприятию по трансформации чувства неудовлетворенности в желание измениться, а затем в акт изменения. Интерпретационные замечания терапевта направлены на поощрение акта изменения. Терапевт помогает, поддерживая волевые усилия пациента

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.