Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки развития системных представлений




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ

 

Предмет теория систем и системный анализ впервые введён в учебные планы различных специальностей в 1985. Причём в совершенно различные специальности, как экономические, так и технические. Этот предмет особенно востребован при подготовке специалистов управления, а также разработчиков информационных систем. Это связано с тем, что в этих областях знаний очень большое место занимает процесс постановки задачи и довольно сложна разработка критериев принятия решений.

Потребности научного познания. Во времена натуральной философии универсализм ученых создавал предпосылки для всестороннего подхода к физическим явлениям. Это был, прежде всего, философский подход, основанный на глубокой вере во взаимосвязь всего сущего. Сейчас наступила эпоха специализации. Современная наука чрезвычайно дифференцирована. Специализация принесла огромную пользу, но вызвала и большие трудности. Главная из них – сложность всестороннего рассмотрения научных факторов, их объединение и интерпретация.

Пример. Наглядной иллюстрацией проблемы столкновения с новым является контакт с инопланетным миром.

Допустим, что группа космонавтов осуществила удачную посадку на другую планету. Группа состоит из физика, химика, биолога, геолога, инженера, медика. Они нашли объект длиной 1 м, неправильной формы, темного цвета. Физик определил удельный вес, произвел спектральный анализ, обнаружил два десятка элементов в необычных пропорциях. Выявил, что структура гомогенна и схожа с кристаллической структурой. Имеются поверхностные электронные потенциалы. Собственного внешнего электрического или магнитного поля нет. Обнаружить внутренние поля без разрушения объекта невозможно.

Химик установил, что вещество, скорее всего, неорганическое и нашел несколько десятков характеристик с помощью микро проб. Геолог высказал ряд предположений о возможных вариантах образования подобного конгломерата, главным из которых является то, что он не знает, что это такое. Инженер не обнаружил движущихся частей и заявил, что это не машина, далее пользуясь определенным профессиональным иммунитетом, высказал ряд гипотез: это горная порода, искусственный строительный материал, электронная конструкция неизвестного назначения, остаток метеорита, неизвестно что. Биолог заявил, что скорее всего объект не находится в его компетенции, но в принципе не исключено, что это живое существо с кристаллической микроструктурой клеток и электронно-ионным обменом веществ. Ничего подобного на Земле нет. Наконец медик заявил, что он не знает, опасен ли объект для жизни людей. Затем возникает вопрос, что делать? Дать геологу раздробить объект и предпринять исследование кусков. Для физика и химика это приемлемо, но что если прав инженер и найденный объект – электронное устройство (например, на интегральных схемах), тогда будет потеряно величайшее открытие. Или прав биолог, и мы уничтожим инопланетное живое существо, единственное в своем роде. А может это целая колония живых существ. Дискуссию можно продолжать долго, но ясно одно: никакая разнородная группа узких специалистов не в состоянии справится с проблемой, требующей особого подхода, особой методологии, которая в настоящее время разрабатывается с большой интенсивностью и энтузиазмом.

1.1 Области знания, где в наибольшей мере востребованы теория систем и системный анализ:

1) Потребности проектирования, создания, эксплуатации и управления сложными объектами. Сложные технические конструкции все в большей мере проектируются и работают по законам целостности функциональных систем. Разработка современной военной техники, создание средств комплексной автоматизации, конструирование крупных производственных объектов с автоматизированным управлением, различного рода вычислительных систем проводятся таким образом, что в качестве реального объекта проектирования и конструирования выступает теперь не изделие само по себе, а изделие со всем комплексом условий - технических, «человеческих», социальных, необходимых для успешного функционирования.

2) Разработка программных систем, которые являются самыми крупными из искусственных систем. Теория их проектирования сравнялась по сложности с проектированием летательных аппаратов.

3) Анализ процессов социально-экономической сферы общества, организации производства, управления. При анализе таких систем необходимо одновременно учитывать одновременно ряд аспектов: экономических, экологических, социологических, организационных, психологических, правовых и этических. Еще большая потребность в системной методологии обнаруживается в управлении народным хозяйством, при создании крупных проектов освоения природы, стремящихся предвидеть близкие и далёкие последствия вмешательства человека в баланс природного взаимодействия.

Например, при разработке АСУв работе участвуют экономисты, математики, социологи, управленцы, инженеры. Никто из них не представляет систему в целом, в масштабе региона, области. Чтобы разрешить данную ситуацию, нужно выработать единый, общий для всех специалистов язык. Каждый знает только свою сторону: экономическая система, техническая система и т.д.

Основные факторы обеспечивающие развитие теории систем и системного анализа:

базисом развития системных идей и системного подхода можно назвать следующие три фактора:

- современные фундаментальные научные и прикладные исследования с подходом целостности, организованности объектов исследования, как, например, кибернетика, биология, психология, лингвистика;

- современная сложная техника и программное обеспечение, в которой системный подход представляет ведущий принцип разработки и проектирования сложных объектов;

- организация производства и управления и социально-экономическая сфера общества, когда к анализу процессов приходится привлекать экономические, экологические, социологические, организационные, психологические, правовые и этические соображения.

Роль интегратора наук, обеспечивающего их взаимосвязь и взаимодействие, всегда выполняла философия. Именно философия явилась источником возникновения обобщающего направления, названного теорией систем. Основоположником этой науки считается фон Берталанфи, опубликовавший обширный труд по теории систем в 1972 году. Хотя он являлся биологом, но внёс существенный вклад в философию. В России основные положения теории систем рассматривались философом А. А. Богдановым значительно раньше в 19 веке. Он предложил всеобщую организационную науку тектологию, которая значительно опередила своё время и не была воспринята современниками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.