Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы аналогий




Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма - один из популярных методов коллективного творчества. Его психологическая основа - взаимная стимуляция мышления в группе. Конкуренция между людьми за количество выдвинутых идей делает этот метод более эффективным по сравнению с работой каждого из людей вне группы. Метод мозгового штурма является, по сути, тем же методом проб и ошибок, однако он создает условия для психологической активизации творческого процесса, снижает инерцию мышления. Особенно этому способствует наличие в группе людей со стороны. Метод прост, доступен и эффективен. Реализация метода выглядит следующим образом.

Решение проводится в два этапа - генерации и анализа. На этапе генерации создается творческая группа из 5-15 человек (специалисты-смежники и люди "со стороны", не имеющие никакого опыта в области, к которой относится решаемая задача). Группе объясняется суть задачи, требующей решения, и проводится этап генерации идей. На этом этапе не допускается критика предлагаемых идей. Поощряется выдвижение даже сумасбродных идей. Затем группа экспертов анализирует высказанные идеи и отбирает те из них, которые заслуживают более тщательной проработки.

Методом мозгового штурма работают команды знатоков в популярной телепередаче: «Что? Где? Когда?». Пятьдесят секунд идет генерация идей и только десять секунд тратится на обсуждение выдвинутых идей.

Применительно к программам, методом мозгового штурма можно сгенерировать идеи: по распределению функций обработки информации между людьми и машиной; по набору основных прототипов и заимствованных из них идей; по реализации некоторых эвристических алгоритмов обработки информации; по рекламе и сбыту программной продукции; по созданию новых программ на базе частей создаваемых и ранее созданных программ.

Методы аналогий является наиболее популярным методом для программистов. Преодолеть психологическую инерцию, найти новое решение помогают неожиданные сравнения, помогающие взглянуть на ситуацию под необычным углом.

Суть одного из методов состоит в следующем. Совершенствуемую систему держат как бы в фокусе внимания и переносят на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения программ из коллекции. При этом возникают необычные сочетания, которые стараются развить дальше.

Процесс решения задачи строится следующим образом:

1) определяется объект, в чем-то не удовлетворяющий нас, и формулируются цели его совершенствованию;

2) выбираются из книги, каталога, журнала несколько случайных объектов, выписываются их признаки;

3) выписанные признаки последовательно переносятся на совершенствуемый объект, что зачастую приводит к интересным ассоциациям, помогающим найти неожиданное решение.

Согласно проведенному опросу, большинство профессиональных программистов именно этим методом генерировали внешний облик своих программных систем и определили способы реализации многих функций программ.

Метод морфологических таблиц

Метод морфологических таблиц является простым и эффективным методом, особенно там, где необходимо найти большое число вариантов достижения цели. В последнее время он используется достаточно широко как средство развития творческого воображения. Метод, по сути, аналогичен сборке разных вариантов дома из кубиков деревянного конструктора.

Суть метода в том, что для интересующего нас объекта формируется набор отличительных признаков: наиболее характерных подсистем, свойств или функций. Затем для каждого из них определяются альтернативные варианты реализации (детали конструктора). Комбинируя альтернативные варианты, можно получить множество различных решений. Анализируя их, выделяют предпочтительные варианты.

Примером морфологической таблицы может являться прайс-лист компьютерной фирмы. В прайс-листе содержится информация: о нескольких типов корпусов ЭВМ; о нескольких типах материнских плат; о нескольких типов процессоров и т.д. Каждая часть характеризуется техническими характеристиками и ценой. Не все варианты частей могут быть состыкованы между собой. Главное - отсутствует критерий целого компьютера для конкретного пользователя. Глядя на прайс-лист надо синтезировать данный критерий и выбрать оптимальный состав частей.

Трудность здесь такая же, как и в ситуации подбора одежды для девушки. Если ознакомиться с товаром в ряде магазинов, то нетрудно по рекомендации «лучшее - дорогое» купить отдельные элементы гардероба. Скорее всего, эти «лучшие» элементы не будут в целом смотреться на девушке из-за несовместимости цветов, фасона, да и самого облика и характера девушки. То есть отсутствует оптимизация по критерию целого.

Покупка в одиночку может превратиться в мучительное хождение по магазинам с тысячами примерок. При этом, скорее всего, будет ошибочно приобретен не тот товар.

Для анализа критерия целого лучше привлечь опытных экспертов (например, пойти по магазинам с подругами), которые могут указать на ошибки выбора.

Опытный кутюрье поможет сделать выбор дорогой модной одежды. Скорее всего, чтобы еще лучше подходить под предложенную одежду, вам придется позаниматься с психологом, косметологом и инструктором физкультуры для изменения имиджа.

К счастью, многие девушки способны сами одеваться «дешево и сердито» и умеют самостоятельно адаптировать свой имидж.

Морфологическая таблица, составленная в компактной форме, поможет избежать многократного хождения по одним и тем же магазинам, что сэкономит ваше время и время экспертов. Морфологическая таблица позволит вам и экспертам просмотреть значительно большее число вариантов и сделать более оптимальный выбор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.