КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По теме 2.2. Формы и методы экологического воспитания дошкольников
№ 2 № 1 Тема 2.2. Формы и методы экологического воспитания дошкольников ПЛАН.
Рекомендуемая литература. 1. Дошкольная педагогика. Учебные пособия для студентов педагогических учебных заведений. 2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 – с.150 3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992. 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников» - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей – М.: Издательский центр «Академия», 2002 6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999 – с.470-510 7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М.: Издательский центр «Академия», 2000
1. Одним из условий эффективностипедагогического процесса в ДОУ, в том числе и экологического воспитания и ознакомления детей с природой является использование различных форм, методов и приемов его организации. Что такое «метод обучения»? Метод (в педагогике) [7; 86] – целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка. Методы обучения [3; 94] - способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений, навыков, а также отношения к окружающему миру. Какие вы можете назвать методы и приемы экологического воспитания и ознакомления детей с природой? Существуют различные точки зрения на классификацию форм, методов и приемов обучения. Мы рассмотрим две точки зрения на классификацию форм и методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой. Что такое «классификация»? Классификация (И.П. Подласый)- упорядоченная по определенному признаку система чего-либо (в данном случае форм и методов обучения).
Задание для студентов. Сравните подходы С.Н. Николаевой и П.Г. Саморуковой к классификации форм и методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой. На их основании представьте собственное видение классификации форм и методов экологического воспитания. Примечание. Можно это задание предложить студентам в качестве домашнего. 2. Существует различные классификации форм, методов и приемов обучения в педагогике. Критерием традиционной классификации методов обучения является источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного процесса к ним присоединился еще один – книга. А в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе видеометод в сочетании с новейшими компьютерными системами.[6; 474-507] Какие вы знаете формы, методы и приемы обучения детей? Рассмотрим несколько точек зрения на классификацию форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Задание для студентов. Сравните формы и методы экологического воспитания и традиционную классификацию форм и методов воспитания детей дошкольного возраста. Укажите их специфику. Составными частями метода являются методические приемы. В зависимости от специфики предмета, темы, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся подход к их определению может быть различен, т.е. выделение групп форм, методов и приемов условно (между ними возможны взаимопереходы). Например, труд может рассматривать и как форма и как метод; игра - как форма, метод и прием обучения. В процессе экологического воспитания и ознакомления детей с природой используются следующие методические приемы: дидактические игры, сравнение, обследование, показ, указания, инструкция, вопросы к детям и др. Задание для студентов. Дополните перечень методических приемов экологического воспитания и ознакомления детей с природой, исходя из специфики направления работы. 3. Как же из всего многообразия форм и методов обучения (воспитания) детей выбрать те, что позволят эффективнее организовать работу? Существуют их критерии отбора. Каковы же они? На что ориентируется педагог при выборе форм, методов и приемов работы с детьми и, вообще, с обучающимися?
Задание для студентов. Исходя из представленных точек зрения на критерии отбора методов обучения, предложите критерии экологического воспитания и ознакомления детей с природой. Таким образом, видно, что существует некая специфика методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой по сравнению с традиционными методами воспитания дошкольников, а формы организации - схожи. Наиболее рационально, как показывает опыт, практика педагогической деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов обучения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы формы и методы ознакомления детей с природой (по П.Г. Саморуковой)? 2. Каковы формы и методы экологического воспитания дошкольников (по С.Н. Николаевой)? 3. В чем вы видите отличие форм и методов экологического воспитания дошкольников от общепедагогических? 4. Ориентируясь на критерии выбора общепедагогических методов, определите критерии выбора методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |