Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затратный подход к формированию цены услуг




Ценовая политика

Перед предприятиями индустрии гостеприимства постоянно встает задача определения цен на их товары и услуги, что в условиях рыночной экономики является весьма важным и сложным процессом. От ценовой политики предприятия и правильного определения цен во многом зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, поскольку правильная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.

Суть ценовой политики на предприятиях индустрии гостеприимства заключается в установлении таких цен на предоставляемые товары и услуги, которые обеспечат запланированный рост прибыли и будут отвечать стратегическим и оперативным задачам предприятия по удержанию и расширению своих позиций на рынке.

Для выработки ценовой политики предприятию необходимо определить целевую аудиторию и правильно позиционировать свою продукцию и услуги на рынке. Только после этого можно определять цели, в соответствии с которыми устанавливаются цены. Примерами таких часто встречающихся на практике целей могут быть обеспечение выживаемости предприятия, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара и др.

В рыночной экономике существуют различные методы формирования ценовой политики предприятий социально-культурного сервиса и туризма, которые можно разделить на две группы:

• методы, базирующиеся на затратном подходе;

• рыночные, или маркетинговые, методы.

В любом случае выбор цены ограничивается верхним пределом, который определяется спросом на данную продукцию (услугу), и нижним ‑ издержками предприятия, необходимыми для производства и реализации данного продукта (услуги).

 

 

Затратный подход к формированию цены продукции (услуг) характерен для двух методов расчета цены:

• расчет по методу «средние издержки плюс прибыль»;

• расчет на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Это самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий социально-культурного сервиса и туризма он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что предприятия при определении цены на свою продукцию и услуги ориентируются на издержки, т. е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. В этом случае цена продукции, представленная по методу «средние издержки плюс прибыль»:

Цз.п.=С+Ппр

где С — полная себестоимость продукции; Ппр — предполагаемая прибыль.

Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив β от себестоимости, т.е. вводится коэффициент β(βС). Тогда формулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в виде:

Цз.п.= С+Ппр=С+βС=С(1+β).

Такой метод является достаточно простым и понятным. Предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены, и ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от изменения спроса. Если другие аналогичные предприятия применяют такой же подход в формировании цен, то все они имеют примерно одинаковые цены, т.е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.

В социалистической экономике затратный подход в ценообразовании был в какой-то мере оправдан, так как управление экономикой осуществлялось централизованно. При этом норматив β, который законодательно устанавливался и определял величину прибыли, не должен был превышать 20%. Но даже при полном централизованном управлении экономикой этот подход не мог сыграть положительной роли в развитии предприятия и государства в целом, поскольку каждое предприятие для увеличения прибыли стремилось, с одной стороны, устанавливать β-норматив на уровне 20 %, а с другой — увеличивать свои совокупные затраты. Такая стратегия приносила предприятиям больший объем прибыли, но не стимулировала их эффективно использовать ресурсы.

В рыночных условиях метод «средние издержки плюс прибыль» при своей кажущейся логичности также имеет ряд значительных недостатков. Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т.е. его отношение к товару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий социально-культурного сервиса и туризма, поскольку спрос на товары и услуги зависит от множества факторов, один из которых — сезонность, и подвержен значительным колебаниям. В-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т. е. уровень предложения подобных услуг на рынке.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод расчета также базируется на издержках. При его использовании предприятию необходимо разделить затраты на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить, как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль. Такой подход к ценообразованию предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение наилучшей, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому этот метод еще называют целевым ценообразованием. Он является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается рынок.

 

5.5. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги)

 

Рыночный, или маркетинговый, подход в определении цены на продукцию (услуги) предприятий является наиболее предпочтительным. Это объясняется тем, что при установлении цены на товар или услуги обязательно проводится изучение рынка: иссле­дование потребителей продукции, анализ спроса, конкурентов и т.п. Как правило, ценовая политика фирмы зависит от того, ка­кое место она занимает на рынке, т.е. является ли она достаточно известной и хорошо зарекомендовавшей себя или это малоизвестная фирма. Есть и специфические факторы, влияющие на ценообразование. Например, для предприятий гостиничного комплекса очень сильное влияние на ценообразование оказывает такой фактор, как место расположения гостиницы.

К рыночным, или маркетинговым, методам установления цены на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма относятся следующие:

• установление цены на основе ощущаемой ценности товара;

• установление цены на основе уровня текущих цен;

• установление цены на основе закрытых торгов;

• стратегия престижных цен.

При определении цены методом установления на основе ощущаемой ценности товара (ориентации на спрос) главным критерием становятся уже не издержки производителя продукции (услуг), а то, как данный товар воспринимает покупатель, т.е. исходный точкой является ощущение ценности товаров для покупателей. В ходе проведения различных опросов изучается отношение покупателей к товару или услуге, их предпочтение при выборе того или иного товара (услуги), оценивается, сколько покупатель готов за него заплатить. Такая информация позволяет правильно позиционировать товар или услугу и определить, какой товар (услуга) имеет большую ценность для клиента, чем затраты на него Полученные результаты используются при формировании цены.

При установлении цены на основе уровня текущих цен предприятия в основном отталкиваются от цен конкурентов и меньше внимания обращают на показатели собственных издержек или спроса. В зависимости от того, какое положение предприятие за­нимает на рынке, оно может выбирать различную стратегию при определении цены на свою продукцию, например назначить цену выше или ниже уровня цен своих конкурентов.

Алгоритм определения цены при этом подходе следующий. Сначала изучаются производители аналогичной продукции (конкуренты) и цены на эту продукцию. Затем определяется так называемая средняя рыночная цена, которая является ориентиром при образовании собственной цены предприятия. Если предприятие является достаточно известным и занимает высокие позиции на рынке, то оно может устанавливать цену выше средней, и чем выше его рейтинг, тем цена может быть выше. В исключительных случаях устанавливаемая цена даже может быть выше максимальной цены на рынке. Если же предприятие занимает на рынке не очень высокие позиции, то при определении цены целесообразно устанавливать ее близкой к среднерыночной цене или даже на несколько процентов ниже. Такая позиция будет существовать до тех пор, пока предприятие не получит достаточную известность, после чего можно будет повысить цену.

Одним из вариантов такого ценообразования является подход, при котором предприятие устанавливает цены на свои услуги на уровне предприятия, занимающего ведущее положение в отрасли. Такой подход называют гонкой за лидером. С одной стороны, это удобно для предприятия, особенно если оно не имеет возможности проводить свою маркетинговую политику. Но с другой стороны, может привести к отрицательным результатам, если предприятие, на которое ориентировались, проводило ошибочную политику. Установление цены на основе закрытых торгов применяется в тех случаях, когда предприятие ведет конкурентную борьбу за выгодное предложение среди других конкурентов. В подобных ситуациях при назначении своей цены оно ориентируется на ожидаемые цены конкурентов, а не на собственные издержки. Поскольку предприятие хочет получить выгодный контракт, ему нужно запросить цену ниже, чем у конкурентов. Однако эта цена не должна быть ниже себестоимости, иначе предприятие понесет убытки.

Предприятия индустрии гостеприимства, которые выбирают стратегию престижных цен, ориентированы на клиентов, для которых цена не является главным критерием выбора. Таких клиентов больше интересуют уникальность предоставляемых услуг, их качество, занимаемый статус. Поскольку для поддержания соответствующего уровня обслуживания требуются большие капитальные и текущие затраты, цены на такие продукты и услуги очень высокие. Примером может служить отель-башня «Бурдж аль-Араб» (Burj Al Arab), находящаяся в Объединенных Арабских Эмиратах и называемая восьмым чудом света. Этот отель расположен на искусственном специально созданном для него острове, поражает своей красотой, роскошью и смелостью проекта. Он является самым высоким отелем в мире не только по своей высоте (321 м), но и по оценке качества предоставляемых услуг — ему присвоена категория семь звезд, ранее такая высокая категория не присуждалась ни одному из отелей.

В соответствии с выбранной стратегией ценообразования каждое предприятие социально-культурного сервиса и туризма определяет базовую стоимость услуги. Для привлечения клиентов и партнеров предприятие обычно имеет специальные расценки, которые в зависимости от различных условий могут значительно отличаться от базовой цены. Например, существует такое понятие, как корпоративный клиент. Это такой клиент (фирма), который может в течение определенного периода (сезона, года) приобрести большое количество товаров и услуг. Для таких клиентов существуют специальные скидки, которые непосредственно зависят от количества приобретаемых товаров и услуг, их качественного состава и времени, на которые они резервируются, например количество ночевок. Существуют льготные цены для групповых клиентов: при размещении группы туристов одно место для проживания и питания предоставляется бесплатно (место для сопровождающего в групповых турах).

Одной из проблем повышения эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса является заполнение их в сезон низкой активности. Поэтому для увеличения загрузки в этот период предусматривается система различных сезонных скидок, например существенное снижение цены проживания. Это позволяет покрывать издержки, которые несет гости­ница в сезон низкой активности, и поддерживать устойчивый спрос на услуги в течение года.

С целью повышения общей эффективности гостиницы прибегают к методу дискриминационного ценообразования. Суть данного метода заключается в том, что гостиница устанавливает различные цены в зависимости не от издержек, которые она несет, а от типа клиентов и времени, в которое они приезжают. Например, некоторые гостиницы могут делать различия между клиентами, приезжающими на отдых или для ведения бизнеса. Как правило, такие гостиницы расположены в центральных деловых районах и ориентируются на обслуживание бизнесменов. Для того чтобы повысить свою загрузку в выходные дни, они разрабатывают специальные пакеты обслуживания туристов по значительно заниженным ценам.

При установлении цен должны учитываться не только экономические, но и психологические факторы цены. Например, су­ществует неписаный закон, которого придерживаются почти все продавцы: цена обязательно должна выражаться нечетным числом, например 19,95 или 99,85, и вместо цены 200 руб. за предоставляемую услугу лучше установить цену 199,95. Тогда для многих потребителей этот товар будет психологически стоить 100 с лишним рублей, а не 200.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.