Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовых результатов деятельности гостиниц и иных средств размещения




Финансовый результат ‑ это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия социально-культурного сервиса и туризма в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.

Началом формирования прибыли является получение выручки от реализации продукции (работ, услуг). На рис. 1 представлена структурная схема поступления денежных средств за реализованную продукцию (работы, услуги) на предприятие. Установив цену на продукцию и услуги, предприятия социально-культурного сервиса и туризма реализуют их потребителю, по­лучая при этом денежную выручку, однако это не означает получение прибыли. Для определения финансового результата деятельности предприятия за определенный (отчетный) период его деятельности необходимо сопоставить выручку, полученную от реализации продукции (работ, услуг), с затратами на ее производство (себестоимостью).

 

Рисунок 1 – Схема выделения чистой прибыли из общего потока денежных средств, поступающих на предприятие за реализованную продукцию (работы, услуги)

Основными задачами анализа прибыли на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма являются:

•изучение структуры прибыли отчетного и предыдущего года;

•выявление факторов, повлиявших на изменение динамики прибыли в сторону ее увеличения или уменьшения;

•изучение состава и анализа внереализационных прибылей и убытков;

•выявление и оценка возможных резервов роста прибыли. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие (эндогенные), так и не зависящие (экзогенные) от предприятия индустрии туризма. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В определенной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции и услуг, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не всегда прямо, и в первую очередь — через объем реализуемой продукции и себестоимость. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятия социально-культурного сервиса и туризма на увеличение объема производства продукции и услуг, нужных потребителю, снижение затрат на их производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Структурный анализ прибыли предприятий социально-культурного сервиса и туризма показывает, что основным источником ее формирования является прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции можно представить в таком виде:

П= V- С-К-У,

где П— прибыль от реализации продукции; V— выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); С — себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; К — коммерческие расходы; У — управленческие расходы.

Важнейшими условиями роста прибыли от реализации продукции и услуг являются увеличение объема реализации, снижение себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, своевременная оплата покупателями продукции и услуг и т.д.

Наряду с анализом прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг как основного источника прибыли отчетного периода необходимо детально изучить внереализационные доходы и расходы. Финансовые результаты от внереализационных операций также являются составной частью полученной прибыли. В условиях рыночной экономики их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло.

Использование прибыли на предприятиях индустрии туризма отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, фи-нансирование природоохранных мероприятий и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две основные части: фонд накопления и фонд потребления. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления.

Вторая характеризует долю прибыли, используемую на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль является важнейшим обоб­щающим показателем результативности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

Экономическая нестабильность, монопольное положение то­варопроизводителей искажают процесс формирования прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, введение оптимальной системы налогов, осуществляемые государством в ходе экономических реформ.

Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Важнейшим показателем экономической эффективности, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия социально-культурного сервиса и туризма, является рентабельность. Рентабельность предприятия позволяет судить о том, какой процент приносит вложенный в него капитал. В общем виде показатель рентабельности Р рассчитывается в виде отношения прибыли П (может использоваться как балансовая, так и чистая прибыль) к затратам Z:

 

В качестве знаменателя в данной формуле могут использоваться различные виды затрат. В связи с этим существует множество различных показателей рентабельности. Приведем некоторые основные:

1) рентабельность продаж (реализации):

 

где ПР — прибыль от реализации продукции (работ, услуг); Vр — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

2) рентабельность производства (характеризует эффективность использования производственных фондов)

 

где Фосн Фоб — среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств соответственно;

3) рентабельность собственного капитала

 

где Кс – собственный капитал предприятия социально-культурного сервиса и туризма;

4) общая рентабельность капитала:

 

 

где Кс, Кзаем – соответственно собственный и заемный капиталы предприятия, %з.к – процент на заемный капитал.

В зарубежной практике для оценки экономической эффективности деятельности предприятий используют показатели прибыльности и рентабельности, которые рассчитываются по формулам:

 

где Ппр, Рпр — соответственно прибыльность и рентабельность нового продукта (услуги); Пв, Пч, — валовая и чистая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (услуги), соответственно; V — выручка, полученная от реализации продукции (услуги).

При определении рентабельности (прибыльности) средств предприятий индустрии гостеприимства необходимо учитывать не только ценовую политику предприятия (сопоставление цены продукции и необходимых для ее производства затрат), но и деловую активностью предприятия. Деловая активность измеряется оборачиваемостью средств (капитала), и при низкой прибыльности продукции (услуг) в каждом периоде можно за счет увеличения количества оборотов получить общую высокую эффективность капитала. Такую зависимость еще называют отдачей инвестиций (return on investment). Тогда зависимость рентабельности (прибыльности) средств предприятий можно представить в виде следующей формулы:

 

 

где Pсp — рентабельность средств (капитала) предприятия; Рр — рентабельность продаж (реализации); О — оборачиваемость средств (капитала).

 

где Коб — средняя за период величина средств (капитала).

Если рентабельность реализации за период окажется небольшой, то благодаря высокому значению показателя оборачиваемости достигается хорошая эффективность использования средств предприятия.

При небольшой оборачиваемости капитала предприятиям социально-культурного сервиса и туризма необходимо для повышения рентабельности снижать затраты на производство продукции (услуг) или повышать цены, т.е. увеличивать рентабельность продаж.

Финансовая устойчивость гостиницы всецело зависит от величины выручки. Выручка определяется произведением цены товара (услуги) на его реализованное количество. Величина выручки должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли.

Для решения этой задачи экономическая наука разработала следующие показатели:

- сумма покрытия;

- средняя величина покрытия;

- коэффициент покрытия;

- точка безубыточности (порог рентабельности);

- пороговая выручка;

- запас прочности.

Суммой покрытия называется разница между выручкой и суммарными переменными издержками. Таким образом, сумм покрытия – это сумма постоянных издержек производства и прибыли.

Средняя величина покрытия – это разница между ценой единицы товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных издержек и в получение прибыли.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации. Для единицы товара коэффициент покрытия – это доля средней величины покрытия в цене единицы товара.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства турфирмы, которые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль.

Пороговая выручка (иногда ее называют критическим объемом продаж) – это выручка, которая соответствует точке безубыточности.

Запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от пороговой. Определяется отношением разницы фактической и пороговой выручки к фактической выручке в процентном исчислении.

Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару фирмы. При этом надо учитывать, что своим предложением фирма может управлять, так как его формируют затраты предприятия, а спросом управлять невозможно, можно лишь в некоторой степени повлиять на него.

Точка безубыточности характеризует равновесие совокупных доходов и расходов и позволяет определить такой объем выпуска каждого вида продукции, при достижении которого доходы будут превышать расходы. Точка безубыточности определяется по формуле:

Об = Зпост / (Цед – Зуд.перем.),

где Об – объем реализованных услуг, при котом достигается безубыточность, т;

Зпост – сумма постоянных расходов (амортизационные отчисления, содержание оперативно-производственного и административного персонала, накладные и часть других расходов), тыс. р;

Цед – цена за единицу услуги, р;

Зуд.перем – удельные переменные затраты на единицу услуги, р.

Графически точка безубыточности представлена на рисунке 6.1.

 

Рисунок 1- Определение точки безубыточности

 

Любое коммерческое предприятие сферы обслуживания предполагает в качестве основной цели извлечение прибыли. Необходимый уровень прибыли и рентабельности позволяет решать целый комплекс задач, обусловливающих стабильность и эффективность их бизнеса. Однако возможность достижения прибыли проблема сложная, поскольку зависит от влияния множества факторов.

Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть разделены на две группы:

- факторы внешней среды или объективные;

- факторы внутренней среды или субъективные;

Факторы внешней среды не подвластны воле предприятия и находятся за пределами возможности. К ним относятся:

- экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной борьбы в сфере гостиничного бизнеса;

- конъюнктура рынка или соотношение между спросом и предложением на продукцию и услуги предприятий гостиничного бизнеса;

- налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков;

- тарифы на товары и услуги, оказываемые другими предприятиями предприятиям гостиничного бизнеса и туризма;

- цены на сырье и товары для предприятий гостиничного бизнеса.

Одни из этих факторов прямо влияют на прибыль, другие опосредованно через товарооборот (оборот) или издержки производства и обращения.

К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий гостиничного бизнеса, относятся:

-тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями;

-уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях;

-характер технологических процессов и их прогрессивность;

-уровень производительности труда;

-объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота;

-сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч. соотношение между переменными и постоянными издержками;

-объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.

Названные факторы действуют не изолированно, а проявляются в комплексе, опосредованно влияя на прибыль и рентабельность.

Примером может служить формула «Дюпона», учитывающая одновременное влияние нескольких факторов на прибыль.

Формула «Дюпона» имеет следующий вид:

 

 

В данной формуле показано, что рентабельность капитала зависит одновременно от рентабельности оборота, от отдачи активов (как следствие управления активами) и от структуры капитала, которая в свою очередь зависит от множества факторов внешнего и внутреннего характера.

Совокупное влияние различных факторов на уровень рентабельности может быть оценено с помощью методов корреляционно-регрессивного анализа и, в частности, линейного уравнения регрессии вида:

 

 

У – уровень рентабельности, в %;

Х1........ Хn - факторы, влияющие на уровень рентабельности, включенные в модель.

Используя описанные модели, характер влияния различных факторов на уровень рентабельности, поведение этих факторов в перспективе можно управлять рентабельностью предприятий гостиничного бизнеса и туризма, определять пути ее повышения.

В качестве основных направлений повышения уровня рентабельности предприятий гостиничного бизнеса и туризма можно выделить такие как:

проведение серьезных маркетинговых исследований рынка, прогноз конъюнктуры рынка, определение своей ниши на рынке и потребителей своей продукции и услуг; увеличение выручки предприятия, которая оказывает огромное влияние на прибыль. Данное влияние количественно доказывается с помощью эффекта операционного рычага, который свидетельствует о наличии такой взаимосвязи между объемом реализации продукции и прибылью, при которой любое изменение выручки от реализации продукции приводит к более значительному изменению прибыли.

Повышению рентабельности предприятия способствует внедрение прогрессивных технологий в области организации производства и обслуживания потребителей товаров и услуг; совершенствование организации производства и качества обслуживания; повышение технической оснащенности предприятий и производительности труда; внедрение прогрессивных информационных технологий; осуществление режима экономии на предприятиях; стимулирование сбыта продукции и услуг; совершенствование системы организации и оплаты труда работников, повышение мотивации труда и ряд других.


СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ  
     
1.1 Сущность и структура современного рынка  
1.2 Факторы развития индустрии гостеприимства  
1.3. Современные тенденции развития индустрии гостеприимства  
  Основные экономические концепции функционирования предприятия  
2.1. Понятие и признаки предприятия  
2.2. Организационно-правовые формы предприятий  
2.3 Малые предприятия  
2.4. Виды корпоративных форм бизнеса  
2.5. Государственное регулирование экономики  
3. Формы общественной организации производства. Диверсификация производства  
3.1 Основные формы общественной организации производства.  
3.2 Понятие и сущность диверсификации предприятия, предпосылки возникновения.  
  Основные экономические показатели деятельности гостиниц и других средств размещения. Ресурсное обеспечение предприятия.  
4.1 Сущность и значение основных фондов организации  
4.2. Оценка основных фондов  
4.3 Физический и моральный износ основных фондов  
4.4 Амортизация основных фондов  
4.5 Состав, структура и классификация оборотных средств  
4.6 Показатели эффективности использования основных и оборотных средств гостиниц и иных средств размещения.  
4.7 Трудовые ресурсы предприятий ресторанного бизнеса и их характеристика  
4.8 Производительность труда: понятие, значение и методы расчета в предприятиях индустрии гостеприимства  
4.9 Фонд заработной платы работников предприятий гостиничного бизнеса, состав и расчет  
  Затраты гостиниц и иных средств размещения. Цены и ценовая политика.  
5.1 Общая характеристика затрат.  
5.2 Применение маржинального подхода в оценке деятельности гостиниц.  
5.3 Ценовая политика  
5.4 Затратный подход к формированию цены услуг.  
5.5 Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги)  
  Оценка эффективности деятельности гостиниц и иных средств размещения  
6.1 Основные показатели эффективности функционирования гостиниц и иных средств размещения.  
6.2 Функция эффективности использования ресурсов  
6.3 Специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса  
6.4 Анализ финансовых результатов деятельности гостиниц и иных средств размещения.  
  Литература  

 

 

Учебное издание

 

Богомолова Ирина Петровна

Саликов Юрий Александрович

Кривенко Елена Ивановна

Василенко Ирина Николаевна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.427 сек.