Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление безопасностью жизнедеятельности

Механизмы обеспечения безопасности

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции

7.1. Механизмы обеспечения безопасности

7.2. Управление безопасностью жизнедеятельности

7.3. Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

7.4. Нормирование в области безопасности жизнедеятельности

7.5.Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД

7.6.Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

Для создания единой системы государственного обеспечения безопас­ности жизнедеятельности в мировой и отечественной практике используют­ся следующие основные механизмы:

управление безопасностью;

правовое регулирование;

нормирование вредных и опасных факторов;

надзор и контроль за соблюдением правовой базы;

образование, обучение, подготовка кадров;

экономическое регулирование;

информационное обеспечение;

организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Системообразующим фактором является управление безопасностью, остальные механизмы можно рассматривать как ее элементы.

Под управлением безопасностью жизнедеятельности следует понимать организованное воздействие на систему "человек - социально-природно-техногенная среда" с целью достижения ее наименее опасного со­стояния при соблюдении экономической целесообразности и технической достижимости. Другими словами, управлять безопасностью - это осознанно переводить систему "человек - социально-природно-техногенная среда" из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное) с учетом результатов сравнения "затраты-выгоды". При такой интерпретации управления безо­пасностью жизнедеятельности основными этапами управления являются:

1) постановка цели управления, то есть ответе на вопрос: какой конеч­ный результат должен быть достигнут;

2) обоснование количественного показателя, по оценке значений которого будет осуществляться управление;

3) оценка фактического состояния системы и сравнение его с показа­телем, соответствующим достижению цели;

4) выбор способов и создание механизмов для перевода системы из фактического состояния в состояние, соответствующее конечной цели управления;

5) контроль за состоянием системы по мере ее пере­хода из одного состояния в другое.

Процесс управления начинается с выявления и четкого формулирова­ния конечной цели. Цель должна удовлетворять требованиям реальности, предметности, количественной определенности, эффективности, контроли­руемости. Формирование цели - наиболее сложная задача в управлении безопасностью. В качестве такой цели, например, может быть увеличение средней продолжительности жизни населения, или улучшение состояния здоровья населения. На сего­дняшний день в РФ стратегическая цель политики в области безопасности жизнедеятельности пока не сформулирована.

Процесс управления осуществляется по параметрам управления, кото­рые должны быть определяемы количественно. В настоящее время в миро­вой практике в качестве показателя опасности наиболее широко использует­ся понятие риска. В широком смысле риск - это количественная мера опасности. В узком смысле под риском понимается совокупность вероят­ностей нежелательных событий и размеров их последствий (ущерб). Введе­ние понятия риска теоретически позволяет установить шкалу с соответст­вующими единицами измерения, с помощью которой можно измерять раз­личные виды опасности, например, опасности, обусловленные возможными авариями на объектах техносферы, опасности от природных катастроф или опасности в повседневной деятельности людей, и сравнивать степень этих опасностей друг с другом. Вместе с тем, приведенное определение скорее отражает качественное понятие риска и направление, в котором должна раз­виваться теория риска, поскольку в каждом конкретном случае необходимо уточнять, что понимается под нежелательным событием, что представляет собой ущерб и в каких единицах он выражается, как методически корректно оценивать количественные значения риска. Такие задачи решаются сейчас применительно к отдельным сферам безопасности.

Одним из этапов управления является выбор и реализация механизмов для достижения цели. Рассмотрим основные из них.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прогнозирование возможной радиационной обстановки | Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Правовое регулирование представляет собой совокупность установ­ленных государством правовых норм и возникающих в результате их реа­лизации правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.