КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления совершенствования финансовой отчетности
Содержание финансовой отчетности. Информационная база финансового менеджмента. Лекция №2. Финансовая отчетность предприятия — это прежде всего система показателей, характеризующих условия и финансовые результаты его работы за фиксированный период времени. Цели финансовой отчетности предприятия: • предоставить потенциальным инвесторам и кредиторам на денежную и правдивую информацию о финансовом положении • предоставить существующим инвесторам информацию о движении денежных потоков, экономических ресурсах, капитале и совокупном доходе.
В настоящее время в практику российского учета вносятся существенные изменения и дополнения, связанные с переходом к рыночным отношениям, перестройкой хозяйственного механизма страны, направленные на кардинальное переосмысление ряда теоретических положений бухгалтерского учета, в частности, связанные с изменением состава балансовых счетов и содержания отчетности. При основании предприятия владелец(льцы) обычно вкладывает в виде инвестиций денежные средства в оборудование, товарно-материальные ценности.и т.д. Эта собственность, или экономические ресурсы, вкладываемые владельцем, называются активами. В начале деятельности предприятия стоимость активов должна быть равна сумме вкладов владельцев. Активы также могут приобретаться у кредиторов. Например, предприятие может занять деньги для осуществления закупок. Все, что кредиторы продают или ссужают предприятию, увеличивает его активы. Средства кредиторов называются обязательствами. Основной принцип бухгалтерского учета: сумма собственного капитала и обязательств равна активам. Это может быть выражено в следующем виде: По мере расширения предприятия его денежные активы увеличиваются. В соответствии с балансовым равенством собственный капитал и обязательства увеличиваются на ту же сумму. Аналогично, если стоимость одной стороны равенства уменьшается, то стоимость другой стороны равенства должна уменьшиться на ту же сумму. Баланс является финансовым отчетом, в котором на определенную дату отражаются суммы различных статей активов, обязательств и собственного капитала. Активы, обязательства и собственный капитал являются наиболее общими категориями, используемыми для классификации операций предприятия. При проведении дальнейшей детализации мы получим так называемый постатейный баланс, в котором активы и обязательства разделены на кратко- срочные и долгосрочные. Это дает более подробную и точную картину операций предприятия за период. Оборотные активы включают денежные средства и прочие активы, которые могут быть переведены в денежные средства, проданы или потреблены в течение года или одного операционного цикла предприятия. Долгосрочные активы включают активы, которые предприятие не планирует переводить в денежные средства в течение года или одного операционного цикла. Краткосрочные обязательства — обязательства, которые должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла. Долгосрочные обязательства — обязательства, которые не должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла. Отчет о прибылях и убытках считается наиболее важным документом финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности предприятия, отражая прибыль предприятия за определенный период. Разность между доходами и расходами представляет собой чистую прибыль. Отчет о прибылях и убытках и баланс взаимосвязаны. В балансе отражается собственный капитал, включая в себя чистую прибыль (доходы минус расходы). В балансе торгового предприятия сумма чистой прибыли или убытка из отчета о прибылях и убытках была бы включена в статью «Капитал». В общем случае отчет о прибылях и убытках строится на результате сравнения четырех основных элементов: • доходов притока или другого увеличения активов предприятия или уменьшения его задолженности в результате производства или реализации продукции, услуг или другой деятельности, которая является основной деятельностью; • расходов оттока или другого использования активов предприятия или создания задолженности в результате производства или реализации продукции/услуг или другой деятельности, которая является основной деятельностью; • прибылей и убытков, которые возникают в результате следующих операций: 1) обменных операций (например, продажи используемых основных средств); 2) владения ресурсами и обязательствами в период изменения Согласно ПБУ 4/99 хозяйственные товарищества и общества должны составлять «Отчет об изменениях капитала» форму 3, который представляет собой отдельную форму финансовой отчетности, составленную в виде пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. В соответствии с целевым назначением в отчете отражаются; • увеличения/уменьшения капитала за счет дополнительного вы пуска или изменения номинала, акций, переоценки и (или) прироста имущества, реорганизации (слияния, присоединения) юридического лица, доходов/расходов, вызывающих по правилам бухгалтерского учета изменение размера капитала; • размер капитала на конец отчетного периода. В справке к отчету об изменениях капитала отражают данные о стоимости чистых активов. Исчисление этого показателя должно проводиться в соответствии с порядком, установленным в приказе Минфина России и ФКЦБ России от 15 августа 1996 г. 7 1/149 «0 Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». Справочно в отчете об изменениях капитала отражаются данные стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности, а также суммы средств, полученных на финансирование капитальных вложений во внеоборотные активы, из бюджета и внебюджетных фондов в сравнении с предыдущим годом. В России начиная с 1996 г. действует стандарт, в соответствии с которым предприятия должны составлять Отчет о движении денежных средств. Такое изменение мотивируется тем, что показатели вновь введенной формы отчетности позволяют более объективно оценить ликвидность предприятия в условиях инфляции и проанализировать необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Отчет о движении денежных средств — это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступления, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на определенный период. Необходимость подготовки этого отчета обусловлена тем, что обобщенные показатели «доходы» и «расходы», используемые в отчете о при были, не отражают в полной мере действительного движения денежных средств. Так, поступления за реализованную продукцию не всегда относятся к тому временному периоду, в котором продукция была отгружена потребителю, В отчете о прибыли отсутствует информация о других на правлениях деятельности, кроме производственно-хозяйственной, а именно, о финансовой и инвестиционной деятельности.
Отчет о движении денежных средств важен для оценки финансовых возможностей предприятия, так как в нем представлена информация, отражающая операции, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов. При этом в качестве источников средств могут выступать: увеличение собственного капитала за счет эмиссии новых акций, увеличение задолженности при новых банковских займах или выпуске облигаций, выручка от реализации и прочие доходы. В случае выкупа акций, наличия избытков от прочей реализации и внереализационной деятельности прочей реализации и внереализационной деятельности в соответствующих позициях отчета могут появиться отрицательные значения. • давая инвесторам информацию о том, достаточно ли у предприятия средств для финансирования производственно-хозяйственных операций, и определяя в определенной степени его привлекательность для инвестиций;
Необходимость пересмотреть подход предприятий к финансовой отчетности для внешних пользователей определяется растущим пониманием того, что в условиях усиления непредсказуемости и изменчивости экономической среды традиционная отчетность не в полной мере отражает результаты деятельности. В новых экономических условиях важно выпускать продукцию тогда, когда она нужна. Поэтому неизбежно акцент в управлении переместился с того, как выпускать, на то, что выпускать, когда и сколько, как контролировать реализацию и развивать такое производство, которое могло бы удовлетворять постоянно растущие специфические требования пользователей. Поэтому необходимы новые подходы к развитию финансового менеджмента предприятий, основанные на адаптации к переменам, обновлении содержания отчетности, ориентированной на инвесторов и создание стоимости. Концепция будущего финансовой отчетности основывается на постепенном пересмотре и трансформации существующей модели раскрытия ее содержания и новом взгляде на обязанности менеджеров, которые готовят финансовую отчетность для инвесторов, акционеров, аналитиков, специализированных агентств и других заинтересованных сторон. • отражают результаты прошлой деятельности (показатели»);
• финансовые показатели доходности это норма самофинансирования, отражающая прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции после завершения распределительных операций, рентабельность реализованной продукции для контроля за реализацией и величиной издержек производства, рентабельность собственного капитала, отражающая прибыль на каждый рубль собственного капитала и др.; Одно из оснований для критического пересмотра содержания значимой информации в отчетности заключается в том, что финансовые показатели разнятся по достоверности, надежности, значимости и не только отражают с некоторым запаздыванием фактические результаты деятельности, но в то же время используются для опережающей или отсроченной оценки других показателей. Например, текущая прибыль — это важный опережающий показатель будущих прибылей, а валовая прибыль с опережением отражает операционную прибыль (сначала формируется валовая прибыль, затем из нее вычитаются операционные расходы). • позволяют увидеть возникающие проблемы или дополнительные возможности для последующего развития; • отражают в динамике изменения в условиях хозяйственной деятельности; Кроме того, при рассмотрении бизнес-процессов предприятия цепочки причинно-следственных связей наряду с финансовыми должны включать не- финансовые показатели: качество доставки, рыночная доля как функция маркетинговых расходов и оценка уровня конкурентов, число новых заказов и др. Впротивном случае неизбежно возникают информационные разрывы с точки зрения соответствия и надежности представленной аналитиком информации о перспективах развития, ожидаемой доходности и конкурентоспособности предприятия в отрасли. Наиболее важными, но методологически сложными для раскрытия в отчетности являются взаимосвязанные финансовые показатели и возникающие при их интерпретации, вопросы: • с какого момента должен признаваться доход от свершенных финансово-хозяйственных операций и в каком размере; • где должна проходить граница между обязательством и капиталом и как поступать при использовании сложных финансовых инструментов, которые включают одновременно элементы обязательств и капитала; • что важнее принять за основу при аналитическом учете актинов — цену приобретения или реальную рыночную стоимость, учитывая возможное влияние на получаемую прибыль колебаний рыночных цен и низкую надежность показателей, отражающих операции по учету активов по реальной стоимости; • какой по форме и содержанию должна быть финансовая от четность по нематериальным активам и возможно ли распространение бухгалтерского определения актива на категории стоимости брэнда, ноу-хау, интеллектуального капитала, исследовательских разработок, оценки качества управления и др.; • какие показатели наиболее полно характеризуют финансовый результат деятельности с позиций их последующего применения для финансового прогнозирования, оценки финансовой устойчивости, управления акционерной стоимостью; • какие факторы следует считать ключевыми при наращивании стоимости, чтобы их использование в качестве инструмента управления способствовало созданию дополнительной акционерной стоимости и могло положительно влиять на будущие финансовые результаты. Большая часть перечисленных вопросов относится к уровню, для которого практически не существует действующих национальных стандартов, а бухгалтерское регулирование даже косвенно не затрагивает многих показателей. Методология оценки таких активов, как инновации, цепь поставок, обслуживания, интеллектуальный капитал, торговые марки, мотивация сотрудников, репутация компаний, находится в стадии становления, проверки и подтверждения вырабатываемых подходов на практике мировой опыт финансового управления наиболее успешных компаний за последние годы наглядно показал необходимость эффективного использования во внешней отчетности наряду с финансовыми наиболее значимых нефинансовых показателей (эффективности использования торговой марки, оценки поведения потребителей и т.д.). Такой подход позволил использующим его фирмам занять более активную деловую позицию, открывал доступ к более полной аналитической информации. Статистический опрос финансовых аналитиков и инвесторов в США и ряде стран Европы и Азии показал, что прибыль возглавляет перечень наиболее важных показателей деятельности с точки зрения инвесторов, но существует еще ряд финансовых показателей, которым также отводится первостепенное значение. В их число входят: инвестиции в НИОКР, денежный поток, издержки, капитальные затраты, эффективность бизнес-сегментов, а также ряд не- финансовых показателей (рыночный рост, рыночная доля, доход от новых продуктов, стратегические цели и др.). Относительная важность и значимость каждого из названных показателей, их определение и способы оценки меняются от отрасли к отрасли и требуют от менеджеров предприятия творческого подхода
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |