Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления совершенствования финансовой отчетности




Содержание финансовой отчетности.

Информационная база финансового менеджмента.

Лекция №2.

Финансовая отчетность предприятия — это прежде всего система показателей, характеризующих условия и финансовые результаты его работы за фиксированный период времени. Цели финансовой отчетности предприятия:

• предоставить потенциальным инвесторам и кредиторам на денежную и правдивую информацию о финансовом положении

• предоставить существующим инвесторам информацию о движении денежных потоков, экономических ресурсах, капитале и совокупном доходе.
Финансовая отчетность является результатом сбора, обработки и конечного суммирования бухгалтерской информации. Основные формы отчетности приведены ниже:

В соответствии с международными стандартами В российском бухучёте
1. Баланс 2. отчёт о прибылях и убытках 3. отчёт о движении денежных потоков 4. отчёт об изменениях в собственном капитале 1. Баланс (форма №1) 2. отчёт о финансовых результатах и их использовании 3. справка к отчёту о финансовых результатах 4. приложение к балансу 5. пояснительная записка

В настоящее время в практику российского учета вносятся существенные изменения и дополнения, связанные с переходом к рыночным отношениям, перестройкой хозяйственного механизма страны, направленные на кардинальное переосмысление ряда теоретических положений бухгалтерского учета, в частности, связанные с изменением состава балансовых счетов и содержания отчетности.
Баланс предприятия характеризует его средства по их составу (актив) и источникам образования (пассив).

При основании предприятия владелец(льцы) обычно вкладывает в виде инвестиций денежные средства в оборудование, товарно-материальные ценности.и т.д. Эта собственность, или экономические ресурсы, вкладываемые владельцем, называются активами. В начале деятельности предприятия стоимость активов должна быть равна сумме вкладов владельцев. Активы также могут приобретаться у кредиторов. Например, предприятие может занять деньги для осуществления закупок. Все, что кредиторы продают или ссужают предприятию, увеличивает его активы. Средства кредиторов называются обязательствами.

Основной принцип бухгалтерского учета: сумма собственного капитала и обязательств равна активам. Это может быть выражено в следующем виде:
Активы = Обязательства + Собственный капитал. Это равенство получило название балансового.

По мере расширения предприятия его денежные активы увеличиваются. В соответствии с балансовым равенством собственный капитал и обязательства увеличиваются на ту же сумму.

Аналогично, если стоимость одной стороны равенства уменьшается, то стоимость другой стороны равенства должна уменьшиться на ту же сумму.
Таким образом, обе стороны балансового равенства в действительности представляют собой два разных аспекта одного и того же явления. Одна сторона отражает то, чем предприятие владеет. другая отражает источники долгов предприятия: она отражает обязательства против средств, которыми владеет предприятие.

Баланс является финансовым отчетом, в котором на определенную дату отражаются суммы различных статей активов, обязательств и собственного капитала.
В соответствии с принятой международной терминологией учета активы предприятия - это хозяйственные ресурсы или средства, использованные, про данные или подлежащие потреблению в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые используются больше одного отчетного периода, приобретаются в целях применения в хозяйственной деятельности и не предназначаются для продажи в данный отчетный период (внеоборотные активы).

Активы, обязательства и собственный капитал являются наиболее общими категориями, используемыми для классификации операций предприятия. При проведении дальнейшей детализации мы получим так называемый постатейный баланс, в котором активы и обязательства разделены на кратко- срочные и долгосрочные. Это дает более подробную и точную картину операций предприятия за период. Оборотные активы включают денежные средства и прочие активы, которые могут быть переведены в денежные средства, проданы или потреблены в течение года или одного операционного цикла предприятия.

Долгосрочные активы включают активы, которые предприятие не планирует переводить в денежные средства в течение года или одного операционного цикла. Краткосрочные обязательства — обязательства, которые должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла. Долгосрочные обязательства — обязательства, которые не должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла.

Отчет о прибылях и убытках считается наиболее важным документом финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности предприятия, отражая прибыль предприятия за определенный период. Разность между доходами и расходами представляет собой чистую прибыль.

Отчет о прибылях и убытках и баланс взаимосвязаны. В балансе отражается собственный капитал, включая в себя чистую прибыль (доходы минус расходы). В балансе торгового предприятия сумма чистой прибыли или убытка из отчета о прибылях и убытках была бы включена в статью «Капитал». В общем случае отчет о прибылях и убытках строится на результате сравнения четырех основных элементов:

• доходов притока или другого увеличения активов предприятия или уменьшения его задолженности в результате производства или реализации продукции, услуг или другой деятельности, которая является основной деятельностью;

• расходов оттока или другого использования активов предприятия или создания задолженности в результате производства или реализации продукции/услуг или другой деятельности, которая является основной деятельностью;

• прибылей и убытков, которые возникают в результате следующих операций:

1) обменных операций (например, продажи используемых основных средств);

2) владения ресурсами и обязательствами в период изменения
их стоимости (например, обесценивания товарных запасов, прибыли/убытки на курсовых разницах);
3) односторонних переводов средств между предприятием и не- собственником предприятия (штрафов, потерь от пожаров и порчи имущества).

Согласно ПБУ 4/99 хозяйственные товарищества и общества должны составлять «Отчет об изменениях капитала» форму 3, который представляет собой отдельную форму финансовой отчетности, составленную в виде пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. В соответствии с целевым назначением в отчете отражаются;
• размер капитала на начало отчетного периода;

• увеличения/уменьшения капитала за счет дополнительного вы пуска или изменения номинала, акций, переоценки и (или) прироста имущества, реорганизации (слияния, присоединения) юридического лица, доходов/расходов, вызывающих по правилам бухгалтерского учета изменение размера капитала;

• размер капитала на конец отчетного периода.

В справке к отчету об изменениях капитала отражают данные о стоимости чистых активов. Исчисление этого показателя должно проводиться в соответствии с порядком, установленным в приказе Минфина России и ФКЦБ России от 15 августа 1996 г. 7 1/149 «0 Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Справочно в отчете об изменениях капитала отражаются данные стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности, а также суммы средств, полученных на финансирование капитальных вложений во внеоборотные активы, из бюджета и внебюджетных фондов в сравнении с предыдущим годом.

В России начиная с 1996 г. действует стандарт, в соответствии с которым предприятия должны составлять Отчет о движении денежных средств. Такое изменение мотивируется тем, что показатели вновь введенной формы отчетности позволяют более объективно оценить ликвидность предприятия в условиях инфляции и проанализировать необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Отчет о движении денежных средств — это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступления, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на определенный период. Необходимость подготовки этого отчета обусловлена тем, что обобщенные показатели «доходы» и «расходы», используемые в отчете о при были, не отражают в полной мере действительного движения денежных средств. Так, поступления за реализованную продукцию не всегда относятся к тому временному периоду, в котором продукция была отгружена потребителю, В отчете о прибыли отсутствует информация о других на правлениях деятельности, кроме производственно-хозяйственной, а именно, о финансовой и инвестиционной деятельности.
Основная цель Отчета о движении денежных средств — отразить денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и Отчета о прибылях и убытках позволяют раскрыть:


• способность предприятия получить в ходе финансово- хозяйственной деятельности прирост денежных средств;
• возможности предприятия отвечать по предъявленным обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным;
• возникающие расхождения между годовой прибылью/убытком и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности;
• влияние на финансовое состояние предприятия его инвестиционных и финансовых операций.

Отчет о движении денежных средств важен для оценки финансовых возможностей предприятия, так как в нем представлена информация, отражающая операции, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов. При этом в качестве источников средств могут выступать: увеличение собственного капитала за счет эмиссии новых акций, увеличение задолженности при новых банковских займах или выпуске облигаций, выручка от реализации и прочие доходы. В случае выкупа акций, наличия избытков от прочей реализации и внереализационной деятельности прочей реализации и внереализационной деятельности в соответствующих позициях отчета могут появиться отрицательные значения.
Основные направления использования денежных средств связаны с инвестициями в постоянные активы, осуществлением текущей производственной деятельности, уплатой процентов и погашением внешней задолженности, расчетами с бюджетом (налоговые платежи), выплатой дивидендов. Важным моментом является то, что анализ денежных потоков лежит в основе «классических» методов инвестиционного анализа и используется в наиболее известных методиках планирования и оценки эффективности инвестиционных проектов. Потоки денежных средств легче прогнозировать и, кроме того, такие прогнозы полезнее прогнозов прибыли. Занимаясь перспективным планированием, менеджер должен быть уверен в финансовом обеспечении достижения избранной цели. Отчет о движении денежных средств информационная база подготовки прогноза денежного потока. Прогноз позволяет предвидеть нехватку или излишек средств еще до их возникновения и дает, таким образом, достаточное время для корректировки предпринимаемых действий. С точки зрения менеджеров, бессмысленно пытаться управлять тем, что случилось вчера, а прошлой неделе или в прошлом году. Их работа состоит в формировании стратегии бизнеса, построенной на основе анализа ожидаемых доходов и расходов. Прогноз позволяет предвидеть нехватку или излишек средств еще до их возникновения и дает, таким образом, статочное время для корректировки предпринимаемых действий. Если Отчет о движении денежных средств построен грамотно, тем самым обеспечено правильное предсказание структуры остатков денежных средств и достоверное прогнозирование времени возникновения возможных трудностей. Заключения на основе сформированного отчета могут повлиять а принятие решений различными способами:

• давая инвесторам информацию о том, достаточно ли у предприятия средств для финансирования производственно-хозяйственных операций, и определяя в определенной степени его привлекательность для инвестиций;
• показывая потенциальным кредиторам, достаточно ли у пред приятия средств для оплаты в срок всех долгов;
• рассматривая возможности предприятия выполнять непредвиденные финансовые обязательства по требованию менеджеров;
• измеряя способность предприятия выполнять непредвиденные финансовые обязательства для менеджеров;
• оценивая способность предприятия извлекать выгоду из своей деятельности;
• демонстрируя движение денежных потоков и отражая деятельность предприятия в динамике от периода к периоду для акционеров и аудиторов.

 

 

Необходимость пересмотреть подход предприятий к финансовой отчетности для внешних пользователей определяется растущим пониманием того, что в условиях усиления непредсказуемости и изменчивости экономической среды традиционная отчетность не в полной мере отражает результаты деятельности. В новых экономических условиях важно выпускать продукцию тогда, когда она нужна. Поэтому неизбежно акцент в управлении переместился с того, как выпускать, на то, что выпускать, когда и сколько, как контролировать реализацию и развивать такое производство, которое могло бы удовлетворять постоянно растущие специфические требования пользователей. Поэтому необходимы новые подходы к развитию финансового менеджмента предприятий, основанные на адаптации к переменам, обновлении содержания отчетности, ориентированной на инвесторов и создание стоимости.
Все участники рынков капитала — от инвесторов и аналитиков до руководителей корпораций нуждаются в прозрачной финансовой отчетности.
финансовые показатели, анализируемые по представляемой отчетности, обладают несомненными достоинствами. Их измерение опирается на последовательные методологии и, кроме того, им свойственна пространственно-временная сопоставимость, что позволяет инвесторам делать выводы об относительной привлекательности инвестиций, соотносить результаты деятельности с возможностями конкурентов. Однако своевременно предоставлять пользователям информацию для принятия на ее основе финансовых и инвестиционных решений недостаточно, не менее важна правильная интерпретация финансовых показателей при последующей их аналитической оценке. Информационная прозрачность взаимосвязанных финансовых показателей, обоснованная формулировка стратегии развития, эффективный информационный обмен, наличие активов, обеспечивающих гибкость, приспособление к смене обстоятельств создают объективные условия успешной финансово-хозяйственной деятельности, способствуют росту цены акций предприятия. Не только в Швейцарии, Нидерландах и Сингапуре, где имеются хорошо развитые рынки капитала, но и во Франции, Германии, Италии, Японии, где рынки капитала малы по сравнению с экономикой в целом, доля аналитиков, по мнению которых необходимо усиливать информационную открытость финансовой отчетности, превышает среднюю по всем странам и составляет 62%.

Концепция будущего финансовой отчетности основывается на постепенном пересмотре и трансформации существующей модели раскрытия ее содержания и новом взгляде на обязанности менеджеров, которые готовят финансовую отчетность для инвесторов, акционеров, аналитиков, специализированных агентств и других заинтересованных сторон.
Традиционные финансовые показатели, представленные в отчётности, важны, однако они не всегда дают полное представление о финансовом положении предприятия и имеют определенные ограничения, а именно:

• отражают результаты прошлой деятельности (показатели»);
• практически не раскрывают данных, своевременно определяющих результаты деятельности (прибыльность потребителей, число реализованных заказов, влияние взаимоотношений с потребителями в текущем году на уровень дохода в следующем и т.д.);
• искажают реальные операционные результаты, так как акцент в ходе анализа только на финансовых показателях не позволяет учитывать влияние нефинансовых показателей и сопоставлять результаты деятельности с конкурирующими организациями по таким параметрам, как рыночная доля, скорость выхода на рынок и др.


В качестве примера комплексного использования финансовых и нефинансовых показателей в оценке инвестиционной привлекательности компанией Infosis (iwww. Infi.com) предлагаются следующие показатели. Показатели доходности:

• финансовые показатели доходности это норма самофинансирования, отражающая прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции после завершения распределительных операций, рентабельность реализованной продукции для контроля за реализацией и величиной издержек производства, рентабельность собственного капитала, отражающая прибыль на каждый рубль собственного капитала и др.;
• нефинансовые показатели доходности отражают значение усредненной доли обслуживающего• персонала; процент использования ресурсов; процентное отношение работ, выполненных в стране или за границей; образовательный уровень персонала.
Показатели устойчивости:
• финансовые показатели устойчивости финансовая независимость, способность к маневрированию собственными средствами, наращению капитала, достаточной финансовой обеспеченности основных видов деятельности, постоянной платежеспособности на длительную перспективу;
• нефинансовые показатели включают долю повторных заказов, число новых клиентов, долю дохода от 5 до 10 крупных клиентов, стоимость торговой марки.

Одно из оснований для критического пересмотра содержания значимой информации в отчетности заключается в том, что финансовые показатели разнятся по достоверности, надежности, значимости и не только отражают с некоторым запаздыванием фактические результаты деятельности, но в то же время используются для опережающей или отсроченной оценки других показателей. Например, текущая прибыль — это важный опережающий показатель будущих прибылей, а валовая прибыль с опережением отражает операционную прибыль (сначала формируется валовая прибыль, затем из нее вычитаются операционные расходы).
Основные показатели финансовой отчетности должны создавать точное представление об эффективности финансово-хозяйственной деятельности, поскольку они:

• позволяют увидеть возникающие проблемы или дополнительные возможности для последующего развития;

• отражают в динамике изменения в условиях хозяйственной деятельности;
• связаны с финансовыми результатами деятельности.

Кроме того, при рассмотрении бизнес-процессов предприятия цепочки причинно-следственных связей наряду с финансовыми должны включать не- финансовые показатели: качество доставки, рыночная доля как функция маркетинговых расходов и оценка уровня конкурентов, число новых заказов и др. Впротивном случае неизбежно возникают информационные разрывы с точки зрения соответствия и надежности представленной аналитиком информации о перспективах развития, ожидаемой доходности и конкурентоспособности предприятия в отрасли. Наиболее важными, но методологически сложными для раскрытия в отчетности являются взаимосвязанные финансовые показатели и возникающие при их интерпретации, вопросы:

• с какого момента должен признаваться доход от свершенных финансово-хозяйственных операций и в каком размере;

• где должна проходить граница между обязательством и капиталом и как поступать при использовании сложных финансовых инструментов, которые включают одновременно элементы обязательств и капитала;

• что важнее принять за основу при аналитическом учете актинов — цену приобретения или реальную рыночную стоимость, учитывая возможное влияние на получаемую прибыль колебаний рыночных цен и низкую надежность показателей, отражающих операции по учету активов по реальной стоимости;

• какой по форме и содержанию должна быть финансовая от четность по нематериальным активам и возможно ли распространение бухгалтерского определения актива на категории стоимости брэнда, ноу-хау, интеллектуального капитала, исследовательских разработок, оценки качества управления и др.;

• какие показатели наиболее полно характеризуют финансовый результат деятельности с позиций их последующего применения для финансового прогнозирования, оценки финансовой устойчивости, управления акционерной стоимостью;

• какие факторы следует считать ключевыми при наращивании стоимости, чтобы их использование в качестве инструмента управления способствовало созданию дополнительной акционерной стоимости и могло положительно влиять на будущие финансовые результаты.

Большая часть перечисленных вопросов относится к уровню, для которого практически не существует действующих национальных стандартов, а бухгалтерское регулирование даже косвенно не затрагивает многих показателей. Методология оценки таких активов, как инновации, цепь поставок, обслуживания, интеллектуальный капитал, торговые марки, мотивация сотрудников, репутация компаний, находится в стадии становления, проверки и подтверждения вырабатываемых подходов на практике мировой опыт финансового управления наиболее успешных компаний за последние годы наглядно показал необходимость эффективного использования во внешней отчетности наряду с финансовыми наиболее значимых нефинансовых показателей (эффективности использования торговой марки, оценки поведения потребителей и т.д.). Такой подход позволил использующим его фирмам занять более активную деловую позицию, открывал доступ к более полной аналитической информации.

Статистический опрос финансовых аналитиков и инвесторов в США и ряде стран Европы и Азии показал, что прибыль возглавляет перечень наиболее важных показателей деятельности с точки зрения инвесторов, но существует еще ряд финансовых показателей, которым также отводится первостепенное значение. В их число входят: инвестиции в НИОКР, денежный поток, издержки, капитальные затраты, эффективность бизнес-сегментов, а также ряд не- финансовых показателей (рыночный рост, рыночная доля, доход от новых продуктов, стратегические цели и др.). Относительная важность и значимость каждого из названных показателей, их определение и способы оценки меняются от отрасли к отрасли и требуют от менеджеров предприятия творческого подхода




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.