Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5




Номинализм (лат. nomen - имя) - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Философия средневековой Европы.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

 

Схоластика (греч. scholasticos - школьный) - средневековая "школьная философия", представители которой- схоласты- стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля). Большой место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях.

Неоплатонизм - мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III-VI в.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация "мировой души", над которой возвышается "дух", а еще выше-"первосущность", или "единое". Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатонизму, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза.

Философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (V век) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIX-XV вв.). Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII века неизвестно ученым Западной Европы.

Философская мысль средних веков своими корнями уходит в единобожие (монотеизм). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и именно с ними связано развитие европейской философии средних веков. В Европе христианская религия в двух разновидностях: римский католицизм, византийское православие. Философия стала "служанкой богословия". Крупнейший богослов и философ-мистик Августин Блаженный ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. ("О граде божием" христианская концепция всемирной истории).

Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учении о познании. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично.

Личный характер христианского бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: бог имеет свободную волю.

Соответственно и человек - образе и подобие бога - воля выступает на первый план, а потому в средневековой философии переосмысливается греческая антропология и характерный для античности рационализм в этике. Если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Для Августина все люди суть не что иное, как воли.

Бог создавал человека по своему подобию, а потому должен был сделать его царем и владыкой над всеми тварями. А царю необходимы две вещи: свобода, царствование. И бог наделил человека разумом и свободной волей, то есть способность суждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящем из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу - связь с природой.

С середины XII века главное сочинение Аристотеля ("Метафизика") переведено на латынь. Встреченное церковью вначале враждебно, учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учители схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля. Они приспосабливают аристотелизм к своим религиозным и философским понятиям, догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля (напр., геоцентрическую систему мира), отвергают все поиски нового в науке.

Главными систематизаторами схоластики в XII веке были Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот. Наиболее высоко церковь оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: перечислила его к лику "святых", а во второй половине XIX века объявила его учение своей официальной философской доктриной. В XII веке одновременно с тремя систематизаторами схоластики действовали некоторые видные философы, крупнейшим из которых был Р.Бэкон. Призывал к опытному изучению природы. Цель науки видел в увеличении власти над природой. Развитие в XIII веке городов, торговли, ремесел способствовал к некоторому подъему философии, и в частности номинализма, крупнейшим теоретиком которого был Оккам (бытие бога не может быть доказано с помощью разума оно основано исключительно на вере).

Возникновение культуры гумманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия перестает играть роль служанки богословия.

 

2. Арабо-язычная философия средних веков: социально-этические и естественнонаучные традиции

В то время как на Западе философия, общество и наука на определенное время задержалась в своем развитии, на Востоке благодаря арабских мыслителей происходит их расцвет. Арабская философия стала связывающим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли (гл. образом через сирийцев), и последующей ступенью европейской философией - схоластики. Поэтому проблематика, которую арабская философия решала, заметно повлияла на историю западноевропейской философии.

После национального и религиозного объединения арабских кочевых племен в эпоху пророка Мухаммеда (570-632) небывало укрепило мощь арабов. Начиная с VII веков арабы под стягом ислама подчинили одну страну за другой, так, что в конце трети VII века Арабский халифат был больше, чем Римская империя, и простирался от Туркестана до Испании.

Поэтому арабская философия представляет собой совокупность философских учений, разработанных в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком. Возникновение арабской философии связано с деятельностью мутазилитов ("обособившихся") ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавшие некоторые ее догматы. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом и вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. "Неоплатоновский" аристотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии - восточного перипатетизма (греч. peripatetikas -совершенное во время прогулки). Родоначальником этого направления считается Аль-Кинди - мыслитель, впервые введший в обиход основные концепции аристотелизма. Дальнейшее развитие восточного перипатеизма связано с именами Фараби (870-950) и Ибн Сины. В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Бог, утверждали они, есть "необходимо сущее благодаря самому себе", а проистекающий от него посредством эманаций мир - "необходимо сущее благодаря другому"; космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т.к. знания бога простирается лишь на универсальное, а не на единичное. Согласно Ибн Сине, универсальное (общие идеи) имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте: материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; "дарителем форм" для "подлунного мира" выступает так называемый "деятельный разум", порождающий также человеческие души, которые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума. Параллельно с перипатетизмом Фараби и Ибн Сины шло развитие и некоторых других философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности, тайной организации "Чистых братьев". Другой формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфистов (Суфизм - с арабского шерсть, чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма), неоплатонизма и некоторых восточных религий. В основе этой доктрины лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от материального мира.

Апологетикой (греч. apologetikos - защищающий) ислама с помощью рациональных доводов занимались представители позднего калама - мутакалимы, последователи Аль-Ашари (874-935). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворении мира и возможности чудес они использовали атомистику. Представители религиозно-идеалистического направления был Аль-Газали (1059-1111), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы в философии восточных перипатетиков на основе синтеза концепций мутакаллимов и суфиев. Дальнейшее развитие арабская философия продолжается в Андалуаше и Северной Африке, где перипатетическая школа была представлена Ибн Баджей (ок. 1070-1138), Ибн Туфейлем (1110-85) и Ибн Рушдом (Аверроэсом), творчество которого представляет вершину средневековой арабской философии. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наследий, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Ибн Рушди обосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед "широкой публикой" поскольку это может лишить ее религиозных убеждений, а следовательно нравственных принципов. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Западной Европе (Аверроизм). В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во все возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики, борьба с которыми была возобновлена лишь в конце XIX века. Исключением является творчество северо африканского историка Ибн Халдуина (1352-1406) одним из первых выдвинувших требование изучать общие закономерности исторических явлений и создавший собственную социологическую теорию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.