Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бердяев и Богоискательство

Элементы качественного своеобразия русской философской мысли

Философия России и Белоруссии

Тема 9.

 

Русская философия изначально вышла из Византийской религиозной традиции и, по этому, сама в значительной степени была религиозной. Материалистическое направление в ней сформировалось достаточно поздно и, в целом, шло в русле развития Западной философии. Первым русским материалистом по праву считают М. Ломоносова, он же является родоночальником эмпиризма в русской материалистической философии.

При этом следует отметить, что «Западническое» направление изначально находилось в оппозиции к идее национальной исключительности России, а значит и к основным элементам Русской национальной идеи - православию и самодержавию. К к. 19 в. западничество в Росии было представлено тремя направлениями: народничеством, либерализмом и марксизмом (Чаадаев, Белинский, Герцен, Кавелин, Чичерин, Плеханов, Ленин). В конечном итоге, победил марксизм, или диалектический материализм, обеспечивший своё преобладание практически, в полном соответствии с собственными принципами.

Качественного своеобразия русская философская мысль достигла в сфере религиозной философии. Русскую классическую религиозную философию связывают с именами Соловьёва, Флоренского, Лосского, Бердяева. Их творчество – синтез русской православной религиозной традиции и западной традиции философского мышления.

Богоискательство и богостроительство — относящиеся к первому десятилетию XX в. родственные течения русской философско-религиозной мысли. Богоискательство начало проявлять себя накануне революции 1905 года, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов, возглавлявшаяся Д. С. Мережковским.

В то же время, теоретиками этого подхода выступили Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов и др.

 

Рассмотрим феномен богоискательства на примере философских воззрений Бердяева. Всем богоискателям было обще «искание бога» и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности свое утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности — в боге». «Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья». Богоискатели провозглашали «рыцарскую верность богу — отцу своему родному» (Бердяев).

Стержневая идея богоискательства — бессмертие человеческой души. «Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти». «Ежели я — не более чем явление, пузырь, сегодня вскочивший на поверхности неведомой стихии, чтобы завтра лопнуть, то уж лучше бы мне ничего не знать, чем, зная это, согласиться на такой же бессмысленный позор и ужас». Только в религии трансцендентный выход из «эмпирической безысходности» — смерти, уничтожающей личность. Цель богоискательства - поход «со Христом — против рабства, мещанства и хамства». Основными мишенями критики Бердяева были:

· материализм, превращающий человека в раба необходимости («фортепианную клавишу»);

· марксизм, «ради чечевичной похлебки умеренной сытости» отказывающийся от божественного первородства;

· социал-демократию, впадающую в мещанство, «плебейскую обиду на мир» и «подпольную озлобленность».

Всему этому они противопоставляли грядущую «боговластную общественность», несущую абсолютную свободу человеческой личности.

Марксисты и, в частности, Плеханов, находились в постоянной полемике с богоискателями. «В их презрении к мещанству голодного пролетария, обнаруживается мещанство, — истинное, неподдельное мещанство! — сытого буржуа». Что же касается интереса Бердяева к проблеме смерти, то этот интерес рассматривался Плехановым как результат того крайнего индивидуализма, при котором вопрос о личном бессмертии становится центральным пунктом миросозерцания.

В тоже время, соединения социалистических идей и философии Мережковского и Бердяева породили ещё один феномен российской философии – богостроительство (философско-религиозное течение, отличающееся от богоискательства тем, что его приверженцы не «искали» бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. Луначарский (будущий нарком образования РСФСР), Базаров, Горький).

Религия была объявлена А. В. Луначарским таким мышлением о мире и таким мирочувствованием, которое «психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». Религия, по высказанному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее значение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью». Религия ведет к преодолению контрастности законов жизни и законов природы. Высшее разрешение этих противоречий дает научный социализм. В той победе человека над природой, которую несет социализм, в том напряжении сил, которого социализм требует от человечества, Луначарский усматривал новую грядущую религию. То — религия без бога, религия труда, «... без бога и без гарантий — маски того же бога — она остается религией». В результате сделанного им анализа, Луначарский приходил к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. «Во многом, даже марксизм является религией для того, кто принимает его на веру, из чужих уст, кто убеждён не примером, а словом». «Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить».

Некоторые современные исследователи указывают на то, что марксизм и превратился в религию для подавляющего большинства коммунистов, определив тем самым слом научного мировоззрения в СССР. В настоящее время наблюдается ренесанс идей богоискательства, особенно в среде патриотически настроенной интеллигенции России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика герменевтической философии | Русский космизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.