Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие движения. Движение и развитие




Логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);

3) материальная деятельность человека - источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражени­ем, образом объективной реальности.

Диалектико-материалистическое понимание материи мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволя­ет рассматривать общественную жизнь как функционирование и разви­тие сложной материальной системы — человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: об­щественное сознание - отражение общественного бытия, но и общест­венное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности.

Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяют наши представления о структуре и свойствах материи.

3. Философия о разнообразии и единстве мира. Научная карти­на мира.

Материальное единство мира чаще всего рассматривается в трех аспектах: С убстанциональном, атрибутивном и генетическом.

Для материи как субстанции характерно качественное разнообра­зие, что связано со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия. С субстанциональным единством мира связано атрибутивное его единство, которое проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств), как движение, развитие, пространство, время, отражение Ма­терия является основой единства всех атрибутивных свойств.

Генетическое единство мира связано со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие. Признание всеобщностисаморазвития делает излишними представления о каких-то внешних си­лах (первотолчки, вечный двигатель, абсолютная идея, Бог и т.д.) для генезиса материи как объективной реальности В процессе развития ма­териальных систем материальное единство мира сохраняется, но это не значит, что мир остается постоянно одним и тем же.

Сущность диалектико-материалистической концепции мате­риального, единство мира заключается в следующем:

· мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;

· мир представляет собою единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;

· мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима. Источ­ником движения и развития являются внутренние противоречия (для ко­нечных материальных систем - внутренние и внешние);

· развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы - неорганический мир, органический мир и общество;

· материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики). Принцип материального единства мира пронизывает содержание всех принципов, законов и категорий диалектики, выступая всеобщей методологической основой познания, преобразования и объяснения мира.

Диалектико-материалистическая концепция единства мира не ог­раничивается абстрактными постулатами, а обобщает и опирается на данные естественных и общественных наук, являясь для них общей ме­тодологией.

Принцип материалистического понимания истории расширил пред­ставления о единстве мира, позволил рассматривать развитие общества как естественно-исторический процесс.

Понимание движения как способа существования материи сложи­лось в XVII в. Эта категория в диалектическом материализме обозначает разные типы изменений. "Движение, в применении к материи, - считал Ф. Энгельс,- это изменение вообще"'. Оно может быть качественным или количественным. Механическое движение - один из случаев коли­чественных изменений.

Диалектический материализм рассматривает движение материи как ее атрибут, способ существования. Движение неотъемлемо от мате­рии, материя без движения невозможна, как и движение без материи. Движение поэтому также несоздаваемо и неуничтожаемо, как и сама ма­терия.

Движение вместе с тем представляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется всеобщностью его как способа бытия материи. Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материн от­ражается в сознании (знаниях человека). Отрыв движения от материи и отождествление его с энергией характерны для энергетизма, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.

Из закона сохранения и превращения энергии вытекает, что дви­жение (и энергия) не может исчезнуть, а только переходит из одной формы в другую. Противоположной точки зрения придерживались сто­ронники так называемой "теории тепловой смерти Вселенной".

Как видим, движению присущи объективность, всеобщность, абсо­лютность, неуничтожимость и несотворимость, противоречивость Вме­сте с тем выделяют два типа движения. Первый связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения Второй -с переходом вещества от одного качества к другому. А это и есть не что иное, как развитие, переход от старого качества к новому через отрица­ние отрицания.

Основные формы движения материи. Качественное разнообра­зие веществ и процессов материального мира, наличие различных уров­ней материальных и социальных систем, неотъемлемость движения от материи находят свое проявление в формах движения материи. Заметим, что под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, который охватывает явления, что обладают определенным качественным единством и подчиняются одним и тем же законам (ос­новным закономерностям). Такие открытия в естествознании XIX в., как закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория строения живых организмов, а также политические процессы в странах Западной Европы выявили философско-методологическую необоснованность существовавших взгля­дов на природу и социальный мир, в том числе и на проблему движения и развития.

Учитывая это, Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в простран­стве), физическую (тепловые, электрические, магнитные и другие про­цессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологиче­скую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).

Все формы движения материи связаны между собой генетически и структурно Генетическая связь проявляется в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез

Известно, что научные представления о мире будут развиваться и дальше Энгельсовская классификация форм движения материи в какой-то степени дополнится, однако как методологическая основа она сохра­нится

Все большую методологическую значимость приобретает прин­цип материального единства мира, который предполагает наличие раз­ных форм движения материи и их взаимосвязь.

Выделение движения как атрибутивного свойства материи недос­таточно для описания бытия материальных вещей и процессов В ходе движения, развития одни вещи возникают, другие - исчезают Для вы­явления этого бытия материи, материальных систем, вещей в истории философии сформулировались понятия пространства и времени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.