Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание, его происхождение и сущность




Бытие и сознание. Диалектика бытия.

Тема 11.

 

Главным вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, о тех возможностях, которые придает сознание инди­виду, и о той ответственности, которую оно накладывает на человека.

Проблема сознания, ее разрешение затрагивает прежде всего исходные мировоззренческо-методологические принципы отношений к классической философской дилемме тела и души что яв­ляется определяющим и что чему предшествует Поэтому разграничение материального и духовного, физического и психического (ментального) имеет принципиальное значение не только для самой философии, но и для наук, что изучают феномен сознания Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы соз­нания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Вместе с тем диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии форму­лирует довольно жесткое требование: абсолютное противопоставление материи и сознания за его границами научно необоснованно. Между материей и сознанием диалектическая "тождественность" и "отличие" Между ними существует как причинно-результативная, так и простран­ственно-временная связь. Сознание неразрывно связано с материей, по­скольку оно существует только как свойство высокоорганизованной ма­терии, как функция мозга человека. По своему происхождению сознание есть функция материального, а по своему качеству существенно отлича­ется от него.

Сознание такое же реальное, как и материя, но его реальность субъективная. Субъектом и носителем сознания является только чело­век.

Отсюда и такая специфическая черта сознания, как его предметность и практическая направленность. Она проявляется в том, что содержание сознания по своему качеству является идеальным. Если материя как объективная реальность имеет свое собственное содер­жание, которое существует в виде конкретных материальных образова­ний и систем, то формы бытия сознания и его содержания существенно различаются: сознание субъективно по форме и объективно по содержанию.

Поэтому "дух", сознание всегда "обременены материей" и вне своего материального воплощения не существуют. Эта "материя" созна­ния выступает в данном случае в виде двигательных пластов воздуха, звуков, в виде языка, языковой деятельности. Благодаря этому, содержа­ние сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове, его знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества, приобретает качество какой-то данной индивидуальной "объективной реальности". Кроме того, содер­жание сознания фиксируется в идеальных системах разного иерархиче­ского ранга - чувственные данные, абстрактные понятия, художествен­ные образы, духовные ценности, материальные продукты (предметы) человеческой деятельности, нормы культуры, языка, мышления и т.д. Содержание сознания может быть сохранено, передано, не "потеряется", потому что сознание, выступая как субъективная реальность, реализует себя не только в форме индивидуального сознания Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание - социальная "память" общества. Она зафиксирована в материальной и духовной культуре, литературных текстах, хрониках, пословицах и по­говорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этичес­ких нормах и др. Эти формы существования сознания, его "идеального" качества тесно связаны, переплетены, способны как бы переливаться одна в другую, взаимообогащаться и изменяться.

Таким образом, важными характеристиками или существенными свойствами сознания являются субъективность и идеальность.

Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам' идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других соци­ально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теорети­ческих предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в обще­ственном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отраже­нии мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.