Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание




Содержание связей сознания человека с функционированием моз­га помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности.

К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипо­тез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобра­зующей деятельности. Их исследование свидетельствует, что в психи­ке человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание) К первому виду относят все приспособительные реакции, которые име­ют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмо­ций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.

К бессознательному виду деятельности мозга можно отнести творческое "озарение", интуицию, формирование совершенно новых, а чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения

Вне языка мышление как способность оперировать знания­ми, осмысливать их содержание (значение) не может ни формиро­ваться, ни функционировать. Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична. В материальной (знаковой) форме слов и их свя­зи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксиру­ется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахожде­ние причинно-результативных и пространственно-временных взаимоот­ношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, "надстраивается" над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, "...язык, - как отмечал Гегель, - делает людей способными постигать вещи как всеобщие, спо­собными достигать сознания своей собственной всеобщности, способ­ными высказывать свое "Я".

Особая роль в интеллектуальном механизме переработки инфор­мации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружаю­щим. Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают про­исходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, явля­ясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизи­руют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эври­стическую роль.

Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля- это способ связи избирательно-ориентиро­ванной деятельности психики и практического поведения (действий, по­ступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания. Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе соци­альной эволюции выработала способность человеческой психики созда­вать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный от­ход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого является представление - создание разных типов мо­дельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действи­тельности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и ин­ститутов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей. Оценка является формой отношения человека к действительно­сти, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоя­тельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки высту­пают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень куль­туры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от оценок, которые даются сиюминутно, основываются на эмо­циях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида. Эта функция сознания зависит от воспи­тания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.

Самосознание - неотъемлемая сторона сущности развитого че­ловека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, соци­альной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих об­щих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеа­лов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды ста­новления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и лич­ности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно.

Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диа­лектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя, активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.

 

4. Диалектика и ее альтернативы. Единство законов, принципов и категорий диалектики как философской теории развития.

 

Диалектика (греч. - искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развития бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающегося мышления. Само слово диалектика впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор, диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений.

В определении диалектика охвачены два основных принципа: принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. Принцип - это основное, исходное, краеугольное положения какого-либо учения, "Не природа, а человечество сообразуется с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории". (Маркс).

Более точное и разностороннее отражение мира, его связей, взаимодействий требует ответа на ряд вопросов которые в самой формулировке принципов не раскрываются. Почему происходит развитие, ее источник, направленность...? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики.

Такая система законов диалектики в наиболее полной форме была разработана Гегелем. (Особенно полно изложено в "Науке логики", 1812-1816 г.). Но у Гегеля диалектика стояла "на голове", носила идеалистический характер.

Наиболее общий характер законов диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории и в мышлении. К основным законам диалектики относят закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Любой закон есть не что иное, как связь, причем объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчиво повторяющая.

Однако система принципов и законов, взятых в их единстве, также недостаточна для раскрытия того богатства и разнообразия наиболее общих отношений, связей, процессов, которые существуют в материальном мире. Поэтому диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории.

Категориями обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории - это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. В отличии от других наук, философские категории - это универсальные понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений; в том числе и связи в человеческом мышлении.

С одной стороны диалектика - это учение, т.е. то, что создается, разрабатывается людьми, с другой стороны, мы говорим о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. В связи с этим необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектика мышления. Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственного возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике.

Диалектика это не только учение о развитии и метод познания, она также и способ действия, метод изменения мира. Решая в общем виде вопрос о том, что и как делать, мы исходя из своего мировоззрения, опираемся на диалектику.

Давая и общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы - метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности (ввел Андроник Родосский (I век до н.э.), назвавший так группу трактатов " о бытие самом по себе"). В своем классическом проявлении метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения явлений действительности, скачки в развитии сводила к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Положения, бывшими истинами в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохранившие свою истинность на все времена. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Гераклит из Эфеса: "В одну и ту же реку не вступить дважды"; Кратил из Афин "В одну и ту же реку нельзя вступить и единожды". В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является Софистика.

Софистика - это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. При этом софистика пользуется действительно присущей понятиям гибкостью, но применяет эту гибкость субъективно. Основным примером софистики являются так называемые софизмы: "Кто лжет, говорит то, что нет. Но того чего нет, нельзя сказать. Следовательно никто не может лгать".

Особой формой выражения метафизики является эклектика.

Эклектика - это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле не выясняет подлинной взаимосвязи признаков предмета; многосторонность эклетики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего.

 

Философские тетради, Ленин, 16 элементов диалектики.

1. Объективность рассмотрения (теория познания - диалектична);

2. Вся совокупность многообразных отношений этой вещи к другим;

3. Развитие этой вещи соответственно, ее собственное движение, ее собственная жизнь;

4. Внутренние противоречия тенденции этой вещи;

5. Вещь, как сумма и единство противоположностей;

6.Борьба и развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений. Они находятся в борьбе;

7. Соединение анализа и синтеза;

8. Отношение каждой вещи не только многоразличный, но всеобщий, универсальный;

9. Не только единство противоположностей, но переход каждого определенного, качества в каждое другое;

10.Бесконечный процесс раскрытия новых сторон;

11.Бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов от менее глубокой к более глубокой;

12.От сосуществования к каузальности (причинности), от одной формы связи к другой более глубокой;

13.Повторение высшей стадий известных черт, свойств низшей;

14.Возврат якобы к старому (ничего не повторяется);

15.Борьба содержания с формой и обратно, сбрасывание формы, переделка содержания;

16.Переход количества в качество и обратно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.