Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и объективность истины

Рациональное познание. Формы мышления

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества Это значит что рациональное познание дает такие знания, которые не сов­падают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ. Формы рационального познания (формы мышления)- понятия, суждения и выводы (умозаключения)- это соби­рательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помо­щью которых и осуществляется отображение и познание мира.

Понятие - такая форма мышления, в которой отображаются наи­более общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов.

В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо познавать связи ме­жду явлениями, отношения между ними. А сделать это можно только объединив понятия в суждения.

Суждение - это форма выявления мысли, в которой устанавлива­ется наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утвержда­ется или отрицается что-нибудь.

Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их уг­лубления и конкретизации проявляется в выводах (умозаключениях).

Вывод- это рассуждение, в ходе которого из нескольких сужде­ний выводится новое. Построение выводов должно подчиняться фор­мальной или диалектической логике. Вывод (умозаключение) как установление определенных связей между суждениями приводит к новым знаниям, связанным с творчеством.

Творчество - высшая форма познавательного отношения челове­ка к миру. Благодаря ему создаются культурные ценности, выявляются новые связи и отношения, формируются законы, разрабатываются мето­ды познания и преобразования действительности. Творческая деятель­ность по-разному проявляется в науке, производстве, в педагогической и всякой иной практике, искусстве, политике и т.д.

В творчестве большую роль играет интуиция, под которой понимают возмож­ность познания истины как бы непосредственно: без логических рассу­ждений. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональ­ных знаний.

Познание начиная с ощущений, восприятий и представлении, продолжаясь затем в формах рациональных отношений человека к дей­ствительности, через творчество и интуицию ведет к отношениям истины.

 

Диалектический материализм рассматривает истину как объек­тивное содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта (человека и человечества). Такое понимание называют объективной истиной. Она вытекает из материалистической концепции познания.

Однако признание объективной истины не означает отсутствия в знаниях момента субъективности, ибо человек не просто отражает существующий мир, но при этом проявляет свою волю и эмоции. На познание оказывают влияние потребности, интересы, психологическое состояние и социальный опыт субъекта.

Познание - процесс, который всегда развивается. Знания человека постоянно обогащаются, все более полно отражают строение и свойства объективно существующего мира. В силу этого истина относительна, так как знания на каждом этапе развития науки, общества отражают объект не полностью, а в известных пределах, отношениях. Относитель­ность истины проявляется и в смене концепций, теорий в процессе развития науки. Новые знания не отбрасывают старые, а углубляют, уточняют и расширяют наши представления о материальном и духовном мире.

Признавая относительную истину и рассматривая познание как переход от одной относительной истины к другой, важно понимать, что в ней есть и нечто абсолютное.

Абсолютная истина - это такие знания, которые полностью ха­рактеризуют предмет и не могут быть заменены или дополнены в даль­нейшем процессе познания. Достигнуть таких знаний невозможно, но это утверждение не есть агностицизм. В каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной. Человечество движется по пути все более полного овладения абсолютной истиной, которую нужно рас­сматривать как сумму относительных истин. Диалектика относительной и абсолютной истины указывает на постоянное развитие знаний о мире. Преувеличение роли абсолютной истины ведет к догматизму, отно­сительной - к релятивизму.

Одним из важных моментов диалектического подхода к познанию является понятие конкретности истины. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы, однако знания развиваются, в каждом кон­кретном случае они отражают только определенные предметы и процес­сы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, усло­вий развития самой объективной действительности. Поэтому нет истины вообще- истина всегда конкретна. Игнорирование принципа конкрет­ности истины в социальном познании ведет к абсолютизации устарев­ших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувственное познание и его формы. Социально-историческая, деятельная природа знаний | Методы и формы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.