Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный анализ – научная основа для создания информационных систем




Системный анализ объекта, процесса или явления является частью общей теории систем и служит научной базой для изучения и создания систем управления объектами различной природы. Он применяется в тех случаях, когда проблема или задача достаточно сложны, характеризуются многоплановостью, неоднозначностью, масштабностью и поэтому требует для своего решения специальных средств.

Для того чтобы объект мог изучаться и моделироваться он, прежде всего, должен быть выделен из окружающей среды, поэтому с истемный анализ предполагает рассмотрение объекта как целого, состоящего из частей и выделенного из окружающей среды. Это позволяет выявить его важные стороны, характеристики, элементы, необходимые для построения системы управления.

Процесс выделения объекта из окружающей среды возможен лишь при интенсивном применении метода абстрагирования, с помощью которого устанавливаются границы между ним и окружающей средой. Отсутствие таковых ведет к низкой управляемости, так как наличие не контролируемых информационных каналов снижает эффективность управления. Выделенный таким образом объект приобретает статус системы.

Система – базовое понятие системного анализа, под ней понимается множество взаимосвязанных элементов или подсистем, которые сообща функционируют для достижения общей цели. Она характеризуется следующими соотношениями:

- целое – это нечто большее суммы его частей;

- целое определяет природу его частей;

- части не могут распознаваться вне целого;

- части пребывают в постоянной взаимосвязи.

Различают естественные и искусственные системы. Примерами естественных систем являются: планетарная, водная, атмосферная, биологическая и т.д. Примерами искусственных систем могут служить: производственные, технические, энергетические, транспортные, информационные, финансовые и другие системы.

Подсистема – это часть системы, которая в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы. Всякая система характеризуется целью, границами, структурой, входом, выходом, прямой и обратной связью.

Рассмотрим содержание этапов системного анализа, предназначенного для совершенствования систем управления, попутно раскрывая содержание дополнительных понятий. Перечисленные этапы применяются лишь к искусственно создаваемым системам.

1. Формирование цели.

Цель системы – это идеальное, мысленное предвосхищение результата ее деятельности. В управлении цель принимает материальные формы в виде требований в достижении тех или иных технических, экономических, социальных и других показателей, отражающих качество управления. Примерами целей могут служить: совершенствование организационной структуры предприятия, совершенствование процессов принятия решений, совершенствование технологии производства, сбыта, поставок и т.д.

В результате выполнения данного этапа получают структурированные цели, связанные с функциями управления (деревья целей).

2. Определение границ системы.

Границы системы определяются ее создателем путем ликвидации большинства существующих связей с окружающей средой, за исключением тех, что называются входом и выходом. Таким образом, всегда существует надсистемный субъект, который создает систему в соответствии с определяемыми им целями. Указание границ системы требует употребления такого метода познания, как абстрагирование. Результаты выполнении данного этапа представлены на рис. 3.1, где слева указан объект, который связан с окружающей средой бесчисленным количеством информационных потоков, а справа – система, связанная с окружающей средой лишь двумя информационными потоками: входным и выходным. Вход и выход системы характеризуется объемами и содержанием информации, поступающей в систему и выдаваемую в окружающую среду.

 

3. Определение существующей структуры системы и вариантов совершенствования.

Выделенная из среды или вновь созданная система обладает структурой, под которой понимается совокупность элементов и связей между ними (множество отношений). Связи (отношения) задаются либо графически (например, средствами теории графов), либо аналитически (например, уравнениями, матрицами и т.д.). В результате получают различные структуры (как есть): организационные структуры, структуры производства, структуры сбыта и т.д. Форма их представления различна: таблицы, матрицы, графы, диаграммы и т.д.

4. Определение прямой и обратной связей.

Прямые и обратные связи необходимы для управления. Под управлением будет пониматься некоторое воздействие на объект (систему), которое обеспечивает придание ему требуемых свойств, состояний, характеристик. Из данного определения следует, что управление - это всегда принуждение, совершаемое над системой (отделов, людей, подразделений и т.д.), необходимое для корректировки ее движения в соответствии с целями управляющего (начальника).

Прямая и обратная связи имеют непосредственное отношение к управлению системой, осуществляемого с помощью различного рода воздействий. В системе управления, т.е. системе в которой реализуется управление, выделяется субъект управления (аппарат управления), т.е., управляющий орган, и объект управления (управляемая часть системы). Управление может быть как односторонним, так и с обратной связью. На рис. 3.2 представлены результаты выполнения данного этапа.

5. 5. Моделирование вариантов системы управления (как должно быть), увязка их с целью управления и распределение функций управления в соответствии с новой структурой и имеющимися средствами.

Цели, для которых создается система управления, неотделимы от средств их достижения. Средства бывают материальные, людские, энергетические, финансовые и т. д. Все они должны быть определены в количественном выражении и связаны с функциями в новой структуре управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.