Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения физике как педагогическая наука




Лекция 1.

Используемые источники информации

 

1. Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник ля студ.сред. проф. Образования-М.:Издательский центр «Академия»,2007-208с.  
2. Михеева Е.В. Практикум по информатике:учеб.пособие для студ.сред.проф.образования-М.:Издательский центр «Академия»,2007-192с.  
3. Сапков В.В.Информационные телеологии и компьютеризация делопроизводства: учеб.пособие для нач.проф.образования- М.: Издательский центр «Академия»,2007-288с.  
4. Справочная система программы MS PowerPoint 2007

 

 

Ее возникновение обусловлено прогрессом в развитии физики во второй половине 20 века. В настоящее время изучение методики преподавания физики связано с новой фазой развития общества – вхождением в свободное общество, ростом международных связей. Все это усложняет процесс обучения подрастающего поколения в школе. Процесс накопления научных знаний приводит к увеличению содержания самого предмета.

В связи с этим возникает проблема научного обоснования целей, содержания и методов обучения. Чем и призвана заниматься такая наука, как методика преподавания. Итак, методика исследует специфику применения общих закономерностей обучения в практике изучения отдельного учебного предмета.

Все методики базируются на общей теории обучения, называемой дидактикой. Иногда их называют частными дидактиками (например, физики). Основа методики предмета заключается в раскрытии закономерностей обучения, определение содержания, методов и форм организации изучения отдельных предметов, включая и воспитательные задачи, реализуемые в учебном процессе.

Методика преподавания включает в себя общую методику и частную методику. Общая методика отражает чисто практический аспект и не охватывает всего содержания предмета, частная методика (дидактика) более полно раскрывает содержание предмета.

Методика преподавания физики занимает важное место в системе педагогических наук в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. ПРЕДМЕТОМ ее изучения является учебный процесс по физике.

В соответствии с задачами современной общеобразовательной школы, обучение физике выполняет три главные функции: ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ, РАЗВИВАЮЩУЮ, ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ.

ОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ функция главная и определяющая. При ее реализации учащиеся получают: знание основ физики, приобретают умения и навыки применять знания на практике.

РАЗВИВАЮЩАЯ функция предполагает: развитие познавательных возможностей, привития умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной информации, овладевать сложным уровнем обобщения и многообразными логическими операциями, переходить от формально-логических форм мышления к диалектическим и творческим.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ функция в единстве с образовательной и развивающей представляет собой неотъемлемый компонент комплексного подхода к обучению. Воспитывающий характер обучения – закономерность, проявляющаяся в любые эпохи развития общества. Цели обучения, его содержание и методы – это то через что подрастающее поколение воспринимает идеологию общества. Это говорит о том, что школа и учитель выполняет социальный заказ общества на нового учащегося. В рамках современных условий обучение в школе сводится не к простому увеличению объёма учебной дисциплины или продолжительности учебного времени, а в достижении нового уровня образованности отдельной личности.

В рамках курса МПФ совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущего учителя заключается во включении студентов в активную интеллектуальную, познавательную, исследовательскую, воспитательно-образовательную деятельность, которая основана на деловом профессиональном взаимодействии.

Образование в школе считают направленным на развитие личности, если через него удается решить:

· задачу гармонизации отношений человека с природой через освоение современной научной картины мира;

· задачу стимулирования интеллектуального развития личности и обогащения мышления через освоение современных методов научного познания;

· исходя из того, что человек живет в обществе, задачу его социализации через погружение в существующую культурную, техногенную и информационную среду;

· учитывая насыщенность и динамичность информационной среды, задачу создания предпосылок и условий для непрерывного самообразования;

· принимая во внимание интегративные тенденции развития науки и техники и растущий уровень научной грамотности, задачу создания условий для широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные и новые области профессиональной деятельности на основе новых информационных технологий.

Необходимым шагом для этого является введение в систему преподавания физики в школе новых инновационных форм, например, создание учебного курса, качественно отличного по структуре и содержанию от традиционного курса своей направленностью на развитие мотивации и навыков самостоятельного творческого мышления и самообразования.

Новая образовательная парадигма развития, применительно к средней школе, подразумевает формирование компетентности, эрудиции, критического мышления, творческого начала, культуры личности. В этом состоит ее отличительное свойство по сравнению с прежней парадигмой обучения, главными лозунгами которой были знания, умения, навыки и воспитание.

Новая парадигма включает привычные приоритеты и провозглашает иное качество образования. При этом дело не в терминологических различиях, изменяются коренные подходы и идеалы образования. На смену "обучаемому" как более или менее пассивному объекту образовательного воздействия выдвигается "учащийся" как субъект, активно получающий образование и развивающийся.

Преподавание физики в общеобразовательной школе служит прежде всего базой для формирования научного мировоззрения учащихся, их идейных убеждений, нравственных черт личности. Единство идейного, трудового и нравственного воспитания школьников становится основой воспитывающей функции обучения физике, которая реализуется присущими этому учебному предмету средствами (в частности, при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина, роль науки в современном обществе, современная научно-техническая революция, творчество и смекалка в труде).

Процесс обучения физике представляет совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленное: на сознательное и прочное усвоение учениками основ физики, на приобретение ими практических навыков, на умение применять знания в жизни, на развитие самостоятельного, творческого и критического мышления и наблюдательности, на формирование основ диалектического мировоззрения.

Процесс обучения физике обусловлен целью образования и характеризуется взаимодействием следующих его компонентов:

- содержания обучения, т.е. того, что условно называют основами физики;

- преподавания, т.е. деятельности учителя по созданию мотивов учения у учащихся, изложения предмета с помощью школьного физического эксперимента и современных технических средств обучения, руководства самостоятельной работой школьников, проверке их знаний и умений;

- учения, т.е. разносторонней учебной деятельности учащихся, включающей умственные и физические действия (для усвоения физики особое значение имеют специально организованные наблюдения и лабораторные опыты);

- материальных средств обучения, т.е. учебники, задачники и другие учебные пособия, приборы, оборудование для учебного физического эксперимента, технические средства обучения, включая информационные технологии и ИНТЕРНЕТ).

Обращаясь к истории развития МПФ, следует отметить, что одна из первых попыток определить предмет методики физики принадлежит Ф.Н.Шведову (1840-1905), автору первой в России книги по методике преподавания физики. Он писал, что методика физики выясняет логические основы науки, которые могли бы послужить точкой отправления как выбора материалов, так и для порядка его расположения. (Это определение далеко от полноты и касается лишь содержания обучения).

Более полное определение дает выдающийся советский педагог, один из основоположников советской методики физики П.А.Знаменский. «Предмет методики физики – теория и практика обучения основам физики».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.