Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Этапы РАЗВИТИЯ методики обучения физике в России

Этапы РАЗВИТИЯ методики обучения физике в России

 

Обучение физике в различных учебных заведениях России ведется уже примерно 300 лет. Первыми выдвигали методические идеи и строили систему обучения физике, создавали учебники и учебные пособия по физики были крупнейшие ученые М.В.Ломоносов и Э.Х.Ленц. Дальше их дело продолжили крупнейшие российские физики – С.И.Вавилов, А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, Г.С.Ласберг, И.К.Кикоин.

Зарождение методики обучения физики можно считать выход книги Ф.Н.Шведова «Методика физики» (1894 г.). Это был обобщающий труд, в котором обстоятельно и подробно разбирались основные вопросы методики: содержание курса физики того времени, методы преподавания и др. важные вопросы. Таким образом, конец 19 века по праву считают началом создания новой педагогической науки – методика обучения физике.

Первый учебник по физике был написан М.Е.Головиным (1756-1790гг.). В 1793 г. – появился учебник П.Гиляровского, в 1797 г. – М.М.Сперанского, в 1808 г. – И.В.Двигубского. Крупным вкладом в методику преподавания физики явилось «Руководство к физике для гимназий» (1839 г.), написанное Э.Х.Ленцем. 27 изданий выдержал учебник физики К.Д.Краевича (1833-1892гг.).

Необходимо назвать учебники и учебные пособия и руководства И.И.Паульсона (1871 г.), Ф.Ф.Эвальда (1872 г.), К.Д.Дубровского (1881 г.), Я.И.Ковальского (1885 г.), А.Ф.Малинина и К.П.Буренина (1866 г.), Н.А.Любимова (1876 г.) и др.

В истории развития методики обучения физике имеет смысл выделить три основных этапа (периода): дореволюционный этап (до октября 1917г.); советский этап (длившийся 70 лет, с 1917 до 1991 г.); перестроечный период (с 1991 г. до настоящего времени).

Дореволюционный этап. Этап условно начинается с выхода книги Ф.Н.Шведова. В этот период накапливался материал, создавались элементы системы обучения физике в средней школе. Отметим важные для становления методики книги: И.И.Косоногов «Концентрический учебник физики» (1908 г.), А.В.Цингер «Начальная физика» (1910 г.), Ф.Н.Индриксон «Курс физики» (1911-1912 гг.), А.И.Бачинский «Физика для средних учебных заведений» (1915-1918 гг.), В.В.Лермантов «Методика физики и содержание приборов в исправности» (1907 г.).

В этих учебниках в определенной мере нашли отражение достижения отечественной методики обучения физике, соответственно тому периоду времени. Это относится к расположению учебного материала, выражению основных методических идей того времени.

Завершение дореволюционного этапа явилась работа Н.В.Кашина «Методика физики» (1916 г.). Это – обстоятельное руководство по методике обучения физике, включившее все передовое, что возникло к концу этого периода (демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, оборудование физических кабинетов и т.д.).

Этот период характеризуется проведением различных съездов и конференций, где передовые учителя физики и методисты обменивались важными вопросами методики обучения физики. В это время еще не было единой системы обучения физике.

Советский этап. Этот этап в свою очередь делится на два основных периода: 1917 – 1931 гг. и 1931 – 1991 гг.

В первый период происходил переход от средней школы царского периода к советской школе. Это был период поиска, он сопровождался многими интересными предложениями и проектами. Хотя он и не был лишен различных ошибок.

Второй период в России характеризуется созданием единообразной школы, когда все учащиеся учились по одним и тем же программам курса физики и по одним учебникам. Процесс обучения был ориентирован на абстрактного среднего ученика; индивидуального учета способностей, склонностей и интереса учеников фактически не было.

Этот период был весьма плодотворный в плане возникновения новых педагогических идей. Методика преподавания физики перестала быть наукой одиночек-учителей и ученых и стала разрабатываться коллективами ученых. Возникали кафедры методик в педвузах, НИИ, Академии педагогических наук, различные методические лаборатории.

Основные результаты работ в области методики в этот период:

1. Написаны первые учебники методики преподавания физики для студентов в Москве И.И.Соколовым и в Санкт-Петербурге П.А.Знаменским.

2. Сложилась система физического образования, курс физики был разбит на две ступени: 1 ступень – 6-7 классы и 2 ступень – 8-10 классы.

3. Были созданы первые стабильные учебники по физике И.И.Соколовым и А.В.Перышкиным. Первый учебник И.И.Соколова переиздавался 14 раз и просуществовал до 1953 года. Учебник А.В.Перышкина и Н.А.Родиной существовал до 1973 г.

4. Появились новые учебники физики для старших классов И.К.Кикоина, Г.Я.Мякишева и др.

5. В течение 1934 – 1941 гг. был создан шеститомный труд по школьному физическому эксперименту под руководством Д.Д.Галанина. Коллективом методистов под руководством А.А.Покровского полно и обстоятельно были разработаны вопросы учебного оборудования, лабораторных работ и физического практикума.

6. С 1934 г. и по настоящее время издается научно-методический специализированный журнал «Физика в школе». (Ознакомить студентов) Определены содержание курса физики в средней школе, необходимый уровень научности его элементов, последовательность изложения материала.

7. Получили развитие технические средства обучения и методика их использования при обучении физике.

8. Было разрешено создание школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, в частности физики, введены в практику школы факультативные занятия.

9. Разработан учебно-методический комплекс учебного предмета «Физика», состоящий из программы, учебника, задачника, дидактических средств, факультативного курса и т.д.

10. В учебный процесс введены элементы электронно-вычислительной техники.

11. Разработаны новые педагогические технологии обучения физике на основе современных психолого-педагогических концепций.

Все это создало прочный и научно обоснованный фундамент для дальнейшего совершенствования содержания физического образования в школе. Таким образом, в советский период методика получила существенное развитие, несмотря на некоторые недостатки связанные с единообразной школой.

Перестроечный этап. За последние годы произошли большие изменения в жизни и работе средней школы:

- во-первых, произошла демократизация средней и высшей школы в России;

- во-вторых, исчезла единая средняя школа, возникли различные школы: средние образовательные, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов; школа перестала быть единообразной;

- в-третьих, в настоящее время в школах нет единой программы курса физики и единого учебника, уровень подготовки школьников определяется стандартом, учрежденным Министерством образования РФ; федеральный комплекс учебников физики включает: для основной школы – 24 учебника, для 10 и 11 классов – 13 учебников и по астрономии – 6 учебников;

- в-четвертых, учитель может выбрать программу и учебник, может работать по своей авторской программе;

- в-пятых, обязательной является основная школа (1 – 9 класс), 10-11 классы являются профильными.

Физика изучается в основной школе в 7 – 9 классах, причем это завершенный курс, соответствующий возрасту учащихся.

Кроме дидактически принципов, основными принципами, положенными в основу изучения физики, являются принципы гуманизации, гуманитаризации и дифференциации обучения.

Гуманизация (от лат. человеческий, человечный) – учет социальных требований, признания человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Гуманизация образования – образование рассматривается как процесс самовыражения, самоутверждения, реализации учащимися индивидуальных способностей, творческой активности, накопленных знаний и опыта. Гуманизация обучения предполагает усиление внимания к личности ребенка, который становится центральным субъектом всего учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация (от лат. человеческая природа) – имеющее отношение к человеку, его общественному бытию и сознанию. Гуманитаризация обучения предполагает усиление внимания к гуманитарным аспектам наук, которые изучают в соответствующих им учебных предметах (мировоззренческим, методологическим, историко-биографическим, экологическим).

Дифференциация обучения – разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом способностей, склонностей и интересов учащихся, осуществляется с помощью школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, факультативных занятий.

В итоге физика предстает перед учеником не только как основа техники, но и как элемент культуры.

Ученик перестает быть объектом обучения, а становится субъектом обучения, т.е. обучение становится личностно-ориентированным. Изменяется роль учителя, он перестает быть основным источником знаний, а превращается в организатора познавательной деятельности. Возникла новая парадигма образования.

Парадигма (от греч. пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы и ее решение, методов исследования, господствующих в течение определенного периода в науке.

Новая образовательная парадигма развития, применительно к образованию, подразумевает формирование компетентности, эрудиции, критического мышления, творческого начала, культуры личности. В этом состоит ее отличительное свойство по сравнению с прежней парадигмой обучения, главными лозунгами которой были знания, умения, навыки и воспитание. Новая парадигма, включая привычные приоритеты, провозглашает иное качество образования. При этом дело не в терминологических различиях, изменяются коренные подходы и идеалы образования.

Приобретает значимость идея интеграции учебных предметов.

Интеграция (от слова целый) – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом дифференциации.

Завершая характеристику перестроечного периода, следует отметить, что необходимо соблюдать принцип преемственности, т.е. все хорошее, прогрессивное, передовое должно учитываться и развиваться, обогащая тем самым методическую науку и педагогическую практику.

 

 

Лекция 5.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР

Способы задания целей обучения

Итак, содержание и технологии образования зависят от целей образования. Содержание образования определяется как дидактическая модель социального заказа общества. Выделяют три уровня формирования содержания образования: 1) уровень общего теоретического представления, который реализуется в виде учебного плана школы; 2) уровень учебного предмета, который реализуется в виде учебной программы по предмету; 3) уровень учебного материала, зафиксированный в дидактических материалах.

Понятно, что цели на каждом уровне взаимосвязаны и вытекают из целей образования вообще.

Повторимся! Цели общего образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его развития. В качестве глобальной цели выдвигается в настоящее время всестороннее и гармоническое развитие личности, владеющей современными информационными технологиями.

Цели общего образования не остаются неизменными. В связи с этим и цели обучения физике также меняются. До недавнего времени основной целью физического школьного образования считалось формирование у учащихся глубоких и прочных знаний основ физики, то сейчас на первое место выдвигается задача развития учащихся, воспитание критического и творческого мышления в процессе обучения.

Цели обучения физике расширяются: 1) формирование знаний о методах исследования в физике; 2) подготовка учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии; 3) развитие творческих способностей учащихся, 4) формирование мотивов учения.

Способы задания целей обучения физике:

1) описательно без использования какой-либо классификации;

2) описательно с применение классификации и через конечные результаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения.

Заданные таким образом цели называются операциональными. При этом принимается следующая классификация: цели делятся на образовательные, воспитательные и развивающие. Эту классификацию принято считать дидактической.

Образовательные цели: формирование знаний основ физики, знаний о методах познания; формирование экспериментальных умений, умений применять знания к решению задач. Воспитательные цели: формирование научного мировоззрения, политехническое образование, эстетическое и нравственное воспитание. Развивающие цели: развитие мышления, самостоятельности, критического отношения к информации.

Данная классификация имеет ряд недостатков: во-первых, не позволяет учесть все цели, стоящие перед обучением физике, во-вторых, сложна для использования учителем в качестве инструментария, в частности, трудно определить цели конкретного урока, цели изучения того или иного параграфа учебника.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2 | Развитие положительных индивидуальных свойств личности – способностей интересов, склонностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.