Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный урок физики




Понятие современный урок в педагогической и методической литературе появилось совсем недавно.

До этого наиболее распространенным был традиционный урок, состоящий из: опроса, объяснения нового материала, закрепления учебного материала и домашнего задания.

Выделим характерные черты современного урока.

Прежде всего, современный урок рассматривается как система, все элементы которой направлены на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями.

Компоненты процесса обучения, а следовательно и урока, как части процесса обучения:

- учебный материал (его содержание), учителя, учащиеся (И.Я.Лернер);

- содержание учебного материала, методы обучения, способы деятельности, формы и средства обучения (М.И.Махмутов);

- цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации (Г.Д.Кириллова).

Несмотря на разные компоненты процесса обучения, все сходятся в одном – эти компоненты должны быть взаимосвязаны.

Чтобы урок был успешным, необходимо:

1) определить конечную цель деятельности учителя – чего он хочет добиться;

2) установить средство – что поможет достижению цели;

3) определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели.

Итак, современный урок физики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Говоря о содержании учебного материала, выделяют два требования, которые позволяют сделать урок физики истинно современным: 1) соответствие содержания образования уровню современной науки – физики; 2) соответствующее структурирование учебного материала.

Говоря о методах обучения, надо помнить, что только знание о системе методов, методических приемов, средств обучения, их достоинствах и недостатках, целесообразности использования тех или иных методов поможет сделать урок физики современным.

Говоря о формах организации учебного процесса, мы имеем в виду структуру урока и его этапов.

Классификации уроков.

Выше мы рассмотрели классификацию уроков по типам. Наиболее эффективной и логически стройной является классификация уроков по цели организации занятий:

- изучение нового материала;

- совершенствования знаний;

- обобщения и систематизации;

- комбинированные;

- контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового материала заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких задач, как усвоение новых знаний и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных отношений.

Виды уроков: урок-лекция; урок-беседа; урок выполнения практических работ поискового типа; урок выполнения теоретических исследований; смешанный урок, сочетающий различные виды на одном уроке.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков заключается в применении учащимися знаний на практике, их расширение и углубление, формирование умений и навыков, проверка знаний учащихся и т.д., все то, что способствует совершенствованию знаний школьников.

Виды уроков: урок решения задач; урок выполнения самостоятельных работ (устных или письменных упражнений); урок – лабораторная работа; урок-экскурсия; семинар.

Урок обобщения и систематизации знаний совсем недавно введен в классификацию как самостоятельный тип и в настоящее время является чрезвычайно актуальным в связи с новыми целями образования. Развитие учащихся, формирование их умственных и творческих способностей невозможно без предъявления структуры знания и отражения в ней этапов процесса познания.

Урок комбинированный организуется с целью решения в комплексе задач первых трех типов уроков.

Виды уроков: сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков. На таких уроках частично реализуются функции других типов уроков.

Виды уроков: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос (индивидуальный); зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; контрольная работа; смешанный урок (сочетание первых трех видов уроков).

Основываясь на логике процесса обучения, дидактических и методических принципах обучения физике и закономерностях преподавания, можно определить основные правила организации современного урока физики.

Первое правилоопределить цель урока, т.е. определить образовательную, воспитательную и развивающую функции учебно-воспитательного процесса.

Образовательная цель – усвоение новых физических знаний, формирование умений.

Воспитательная цель – формирование мировоззрения, политехническое, эстетическое и нравственное воспитание.

Развивающая цель – формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы.

Второе правилоподготовить содержание учебного материала:

- определить его объем и сложность в соответствии с поставленными целями и возможностями учащихся;

- установить связь с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий;

- определить систему задач, практических и самостоятельных заданий;

- подготовить оборудование для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточный материал и т.д.).

Третье правилоуточнить тип и вид урока, т.е. последовательность решения дидактических задач должна приводить к достижению всех целей урока.

Четвертое правиловыбрать наиболее эффективное содержание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и уровнем подготовленности учащихся.

Пятое правилоопределить структуру урока, соответствующую целям, содержанию и методам обучения.

Урок должен характеризоваться: четкостью организации отдельных этапов и целостностью. Обязательно должна быть определена единая логика развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечит эффективное управление учителем учебно-познавательной деятельностью школьников.

(ТАК НАДО БУДЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ!!!)

 

Лекция 10

СТРУКТУРА УРОКА ФИЗИКИ РАЗНЫХ ТИПОВ

 

Урок как педагогическая система состоит из разных частей, компонентов и элементов: вводной части, оргмомента, опроса, объяснения, средств, приемов и способов решения задач урока и т.п. Все они связаны и взаимодействуют в определенной последовательности (это отражается в ПЛАНАХ-КОНСПЕКТАХ УРОКА!!!). Состав урока, его отдельные элементы могут рассматриваться по-разному: как этапы урока, учебные ситуации, звенья учебного процесса и т.д.

Самое существенное и общее для всех составных элементов требование – их взаимосвязь, обусловливающая целостность единой системы урока.

Структура урока рассматривается на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. В рамках методики преподавания физики ограничимся рассмотрением структуры урока на методическом уровне. Уроки разных типов и видов имеют различную структуру. Это связано с различными причинами: уровень подготовки учащихся, психологическое состояние класса, место урока физики в школьном расписании и т.д. Таким образом, дать рекомендации на все случаи жизни невозможно. Иначе говоря, при подготовке урока должно проявляться педагогическое мастерство учителя, его творчество, его искусство организации урока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.