Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический реализм и номинализм




Вывод:первокирпичики предмета социо­логии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые — динамическую картину общества. Соци­альные статусы и роли скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями.

 

Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами, составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе.

Социальная стратификация — совокупность больших со­циальных групп, расположенных иерархически по крите­рию социального неравенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы здесь рас­положены не горизонтально, а вертикально. Только на вер­тикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, бо­гатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего пе­рейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число под­чиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шка­лах и тем самым определить общее место в системе страти­фикации.

 

Номинальные параметры Ранговые параметры
Пол Образование
Раса Доход (заработная плата)
Этническая принадлежность Богатство (наследство или накопление)
Вероисповедание Престиж
Место жительства Власть
Политическая ориентация Происхождение
Язык Возраст
  Административная должность
  Интеллигентность

 

Когда мы заполняем пустые ячейки-статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной груп­пе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокуп­ность больших социальных групп людей дает социальный состав население. Его изуча­ет статистика.

Рис. 3. Примеры социального состава населения

У общества, как и у людей, множество потребностей. Не всегда потребности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удовлетворяются при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей, специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств существования, обучение молодого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка — фундаментальные потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения. Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться дальше.

Осуществления социальной функции для поддержания общественного воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности называется социальным институтом.

Семья, производство, религия, образование, государ­ство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Социальный институт – очень сложное учреждение и, самое главное, реально суще­ствующее. В институт государства входят институт президент­ства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием. Это – вторичные институты (социальные практики).

Так понимаемое социальное пространство можно представить как социальную структуру общества.

В социальную структуру общества входят а) страты, б) группы и в) институты.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регуляр­ный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодей­ствия кристаллизуются в социальные отношения.

 

Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По существу, мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах.

Какие определения предмета социологии мы можем дать?

СОЦИОЛОГИЯ - наука:
- об обществе как целостном социальном организме;
- о социальных общностях и взаимоотношениях между ними;
- о социальных процессах, социальной организации;
- о взаимодействии личности и общества;
- о закономерностях социального поведения людей.

Социология — совокупность познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной традиции с середины 19 в., изначально артикулированная как самостоятельная (отдельная) научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос «что такое общество и как оно возможно?» через познание социальной реальности (социума) и механизмов действия социальности (в различных ее реализациях).

Социология — это профессиональная исследовательская деятель­ность, заключающаяся в систематическом сборе, анализе, интерпрета­ции фактов социальной обусловленности явлений.

Определение предмета социологии должно строиться на раскрытии смысла ключевого для данной науки понятия «социальное». В обыденном языке слово «социальное» используется в двух — широком и узком — значениях. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совместной жизни людей — экономические, политические, религиозные, правовые и т. д. В узком смысле оно выделяет особую наряду с политикой и экономикой сферу общественной жизни — социальную, включающую образование, здравоохранение, помощь неимущим и т. д. Оба названных подхода к определению понятия социального социологическими не являются. Скорее они характерны для политики и журналистики. Но они содержат, хотя и в неявном виде, собственно социологический подход.

Социальное в широком смысле означает не просто сумму экономических, политических, правовых, религиозных и т. п. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Социальное в узком смысле означает те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаимодействовать с ними и добиваться признания с их стороны. О системе пенсионного обеспечения, помощи неимущим мы рассуждаем как о компоненте социальной сферы, когда стремимся подчеркнуть ее роль в оказании взаимной помощи, в поддержании у людей чувства справедливости и солидарности.

Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предполагающей, что они социально обусловлены, т. е. обусловлены связями, складывающимися между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей; тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — этнической, религиозной, профессиональной и т. п.

Однако собственно социологический подход предполагает выявление социальной обусловленности не только поступков людей и ситуаций, складывающихся в результате множества поступков многих людей, но и вещей, созданных или используемых людьми, и даже объектов, о которых неизвестно, кем или чем они созданы и существуют ли реально.

Предмет современной социологии может быть определен как социальная обусловленность любых явлений. Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

 

Рассмотрим специфику социологического подхода к явлениям на четырех примерах[4].

Пример первый: социологический взгляд на экономику. Социология экономики (или экономическая социология) как особая область ис­следований возможна и развивается наряду с собственно экономиче­ской наукой потому, что социологи рассматривают экономические явления с особой точки зрения. Социологи задают себе и другим во­просы, на которые можно ответить, только исходя из социальной обу­словленности экономического поведения. Классическим примером социологического подхода к экономическим явлениям может слу­жить работа «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1864—1920), немецкого социолога, одного из самых выдающихся ученых в истории социологии. Вебер задался вопросом: почему среди протестантов доля предпринимателей выше, чем среди католиков? Ответ, предложенный Вебером, опирается на обнаруженное им сход­ство между этическими принципами протестантизма (строгая само­дисциплина, методичная организация жизни, посвящение себя хо­зяйственной деятельности как служению, предопределенному Богом) и принципами капиталистической организации промышленности и торговли. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма Вебером представлена характерная для западной циви­лизации в целом рациональность — отношение к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности, эффективности.

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905) остается об­разцом для современных разработчиков проблематики социальных и культурных факторов экономического развития, несмотря на кри­тику, показавшую, что обнаруженная Вебером большая, по сравне­нию с католиками, склонность протестантов к предпринимательству и накопительству объясняется не столько особенностями их этиче­ских установок, сколько тем, что в эпоху становления капитализма (XVI—XIX bb.) возможности для дискриминируемых этнических и религиозных меньшинств заниматься традиционно престижными видами деятельности — быть военными, юристами, чиновниками, членами ремесленных цехов и т. п. — были ограничены. Это зачастую оставляло кальвинистам, иудеям и пр. лишь один путь к богатству и престижу — предпринимательство. В любом случае разница в эконо­мическом поведении протестантов и католиков объясняется социальной обусловленностью этого поведения: выбор рода деятельности, профессии зависит от принадлежности к той или иной религиозной общности. Эта социальная обусловленность экономического поведе­ния проявляется на уровне экономики страны в целом: профессио­нальная структура (сколько людей в каких профессиях занято) опре­деляется, помимо других факторов, социальной структурой (сколько людей принадлежит к каким общностям). И такого рода обусловлен­ность составляет предмет профессионального интереса социологов. Социальную обусловленность экономических явлений можно выя­вить, задаваясь и другими вопросами.

Почему мусульмане и иудеи покупают говядину, а не свини­ну, даже когда последняя дешевле? Потому что они руководствуют­ся не соображениями выгоды, а религиозными запретами. Обычаи и моральные нормы, связанные с принадлежностью к религиозной общности, обусловливают поведение потребителей. А на уровне на­циональной экономики в целом это приводит к тому, что структура сельскохозяйственного производства (сколько производится продук­ции того или иного вида) определяется, помимо других факторов, со­циальной структурой (сколько людей принадлежит к каким общно­стям).

Почему женщины, выполняя такую же работу, что и мужчины, в среднем получают меньше мужчин? Потому что работодатели и ру­ководители при определении размеров вознаграждения руководству­ются не только расчетом трудозатрат и их эффективности, но и так называемыми гендерными (от англ. gender — род, пол) стереотипами. Труд и заработок воспринимаются как естественное предназначе­ние мужчины, который с ролью «добытчика» и «кормильца» должен справляться лучше женщины, чье естественное предназначение ви­дится в том, чтобы быть «хранительницей семейного очага». Ценно­сти и привычки, связанные с разделением работников на категории по половому принципу, диктуют поведение работодателей и руково­дителей. А на уровне экономики страны в целом это проявляется в том, что система оплаты труда (каким работникам сколько платят), помимо прочих факторов, обусловлена системой социальных стату­сов (какие общности, категории людей являются привилегированны­ми, а какие—дискриминируемыми).

Почему врачи, учителя в современной России, годами не полу­чая вовремя зарплату, продолжают работать? Потому что они руко­водствуются не только соображениями заработка, но и этическими принципами профессионального долга и традиционными ценностя­ми, в число которых входит наличие постоянного места работы и ува­жаемой со стороны других людей профессии. Ценности, моральные нормы и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, определяют поведение работников. То, что для эконо­миста выглядит как предоставление или оказание медицинских и об­разовательных услуг, для социолога — исполнение социальных ролей, т. е. такое поведение, которое в представлении людей соответствует социальному статусу тех, кто работает врачом и учителем.

Почему в рекламе товаров и услуг постоянно фигурируют звезды спорта, кино, шоу-бизнеса? Потому что потенциальные потребите­ли руководствуются не только соображениями полезности товара или услуги, но и явным или плохо скрываемым желанием выглядеть так же, вести такой же «стильный» образ жизни, что и знаменитости. Ценности и привычки, ассоциируемые с принадлежностью к потре­бительской общности, которую призваны олицетворять знаменито­сти, обусловливают экономическое поведение. На уровне экономики страны в целом эта социальная обусловленность потребительского поведения выглядит как обусловленность структуры потребления (какие товары в каком количестве востребованы), помимо других факторов, социальной структурой (для каких общностей, категорий людей какие товары являются символами престижного или достой­ного образа жизни).

Итак, социологический взгляд на экономику позволяет увидеть, что экономическим поведением людей не всегда движет сугубо эко­номический расчет «затраты—доход». Зачастую люди следуют цен­ностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — этнической, религиозной, тендер­ной, профессиональной и т. п. Тем самым экономика оказывается связанной с другими сферами жизни людей — религией, культурой, образованием и т. д. И все эти связи обнаруживаются и исследуют­ся социологами, рассматривающими их в качестве форм социальной обусловленности экономических явлений. Формы эти в социологии обозначаются такими понятиями, как «социальная структура», «со­циальный статус», «социальная роль» и т. д.

Пример второй: социологический взгляд на политику. Социология политики (или политическая социология) успешно развивается на­ряду с собственно политической наукой — политологией потому, что современная политика ставит перед исследователями ряд вопросов, ответить на которые можно, только исходя из социальной обусловлен­ности политического поведения.

Почему пожилые люди активнее участвуют в выборах, чем мо­лодежь? Потому что пожилые люди и молодежь образуют общности, для которых характерны разные ценностные ориентации. Пожилые люди руководствуются привычкой следовать призывам политических лидеров и ценностями, в число которых входит наличие активной гражданской позиции и неукоснительное исполнение гражданского долга. Молодежь, усвоившая в постсоветский период другие ценно­сти, в меньшей степени готова уделять свое время и внимание поли­тическим выборам. Различия между поколениями в электоральном (от англ. elections —выборы) поведении, с точки зрения социоло­га, обусловлены различиями в условиях социализации, т. е. процесса усвоения ценностных ориентации и навыков взаимодействия с дру­гими людьми в ходе воспитания, получения образования, накопления жизненного опыта.

Почему среди министров и депутатов парламента больше мужчин, чем женщин? Потому что руководители государства при назначении чиновников и избиратели при голосовании руководствуются не толь­ко соображениями знаний и политического опыта кандидатов, но и тендерными стереотипами, предполагающими, что политика — дело по преимуществу мужское. Ценности и привычки, связанные с раз­делением политиков на категории по половому принципу, обуслов­ливают поведение государственных руководителей и избирателей. А на уровне политической системы страны в целом для социолога это выглядит как обусловленность системы распределения власти (какие политики какие посты занимают), помимо прочих факторов, систе­мой социальных статусов (какие общности, категории людей являют­ся привилегированными, а какие — дискриминируемыми).

Почему в современной России доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем доля участвующих в выборах среди людей со средними и высокими доходами? Потому что люди, испытывающие недостаток средств, не преуспевшие в сложившихся экономических условиях, в большей степени надеются на поддержку со стороны государства в решении своих проблем и чаще связывают с выбором тех или иных кандидатов на государственные посты надеж­ды на улучшение своего положения. Преуспевающие, благополучные люди при решении своих проблем в большей степени рассчитывают на собственные силы и поддержку друзей и близких, нежели на по­мощь со стороны государства. Политическое поведение людей дик­туется ценностями и привычками, связанными с принадлежностью к общности «бедных» или общности «богатых». То, что для политолога выглядит как политическая активность, для социолога—исполнение социальных ролей, т. е. такое поведение, которое в представлении лю­дей соответствует социальному статусу— положению экономически активного, преуспевающего и финансово независимого человека или положению человека, нуждающегося в поддержке, защите его интересов и т. п.

Почему в избирательные списки современных политических пар­тий наряду с профессиональными политиками и юристами вклю­чаются бизнесмены, звезды спорта и шоу-бизнеса? Потому что потенциальные избиратели руководствуются не знанием партийных программ или содержания законодательной деятельности членов и сторонников партии, а впечатлением, производимым партиями во время избирательной кампании. Привлечь внимание избирателей к партии можно с помощью мощной пропагандистской кампании, ко­торую удается провести, только если в ней участвуют вызывающие интерес и симпатию знаменитости и если ее оплачивают в обмен на место в списке кандидатов бизнесмены. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к общности потребителей массовой культуры, обусловливают политическое поведение и избирателей, ко­торые этим ценностям и привычкам следуют, и политиков, которые стремятся учесть и использовать приверженность людей этим ценно­стям и привычкам. На уровне политической системы страны в целом такая социальная обусловленность политического поведения выгля­дит для социолога как обусловленность состава политической элиты характером массовой культуры.

Итак, социологический взгляд на политику позволяет увидеть, что политическим поведением людей не всегда движет сугубо поли­тический расчет «цели — средства». Люди не всегда руководствуются соображениями оптимальности стратегии и эффективности управле­ния. Зачастую они следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — возраст­ной, профессиональной, культурной и т. п. Таким образом, полити­ка оказывается связанной с образованием, культурой, экономикой и т. д. Все эти связи входят в предмет социологии, в рамках которой они исследуются в качестве форм социальной обусловленности полити­ческих явлений.

Пример третий: социологический взгляд на мебель. Социологи мо­гут исследовать социальную обусловленность не только явлений, привычно считающихся частью общественной жизни, подобно эко­номическому или политическому поведению людей. Объектом ин­тереса социолога могут быть и вещи, создаваемые и используемые людьми в качестве обыденных предметов обихода. Так, например, особого рода направлением или областью исследований может быть социология мебели. Мебель может быть объектом социологии в той мере, в какой предметом изучения является социальная обусловлен­ность дизайна и способов расстановки мебели. Как можно выявить такую обусловленность, прекрасно продемонстрировал в своей книге «Система вещей» (вышедшей в 1968 г.) знаменитый французский со­циолог Жан Бодрийяр (р. 1929). Он показал, что форма и расстановка мебели служат для людей знаками — средствами демонстрации и под­тверждения социального статуса, а также средствами организации со­циального взаимодействия. В правильности подхода Бодрийяра любой, даже начинающий исследователь легко сможет убедиться, если задаст себе серию простых вопросов.

Почему кабинет/приемная директора крупной фирмы обставляется кожаными креслами, а не легкими стульями из пластика или алюминия и синтетических тканей? Потому что мебель служит средством поддер­жания образа солидной фирмы, необходимого для установления отно­шений с клиентами, и средством поддержания авторитета руководства внутри фирмы. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают выбор и расстанов­ку мебели, которая в представлении людей соответствует социальному статусу — положению руководителя, предпринимателя и т. п.

Почему в аудиториях/классах в США в основном используются одноместные столы, а в России двухместные? Потому что админи­страция и учителя американских и российских учебных заведений ру­ководствуются разными ценностями и привычками. Индивидуализм, культивируемый в США, предполагает, что учащийся должен рабо­тать исключительно самостоятельно. Одноместные столы выглядят как наиболее соответствующие этому принципу, и выбор в их пользу при принятии решений о приобретении мебели вошел в привычку у администраций американских учебных заведений. Коллективизм, культивируемый в России, предполагает, что лучшие учащиеся могут и должны помогать и позитивно влиять на других. Реализовывать этот принцип удобнее, если учащиеся сидят в классе (аудитории) парами. Поэтому в традициях российских учебных заведений утвердилась практика приобретать двухместные столы. С точки зрения социолога, отмеченное различие в форме мебели — проявление различия в соци­альных нормах, т. е. в господствующих в данном обществе представле­ниях о правильном поведении.

Социологический взгляд на мебель позволяет увидеть, что, вы­бирая и расставляя мебель, люди не всегда руководствуются сооб­ражениями удобства и функциональности. Зачастую они следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — национальной, профессиональной и т. п. На уровне страны в целом эта социальная обусловленность вы­глядит как обусловленность структуры производства и потребления мебели (какие ее виды и в каком количестве востребованы), помимо других факторов, социальной структурой (для каких общностей, ка­тегорий людей какие виды мебели являются приемлемыми или пре­стижными). Тем самым мебель оказывается связанной с культурой, экономикой, образованием и т. д. И все эти связи могут обнаружи­ваться и исследоваться социологами, рассматривающими их в каче­стве форм социальной обусловленности дизайна, производства и ис­пользования мебели.

Пример четвертый: социологический взгляд на НЛО. Объектом со­циологии могут стать не только привычные явления и вещи, создава­емые и используемые людьми в повседневной жизни. Объектом ин­тереса социолога могут оказаться явления экстраординарные и даже явления, реальность которых вызывает сомнения. Так, например, возможно социологическое изучение феномена НЛО — неопознанных летающих объектов. Научное объяснение этого феномена можно давать с точки зрения разных наук. Физик может объяснять факты наблюдения НЛО как следствие атмосферных или оптических эф­фектов. Психолог может объяснять факты наблюдения НЛО особен­ностями восприятия и мышления тех людей, которые наблюдали эти объекты. Но только с социологической точки зрения можно ответить на некоторые вопросы.

Почему сотни лет назад люди видели сходящих с небес богов и ангелов, а в последние сто лет — летательные аппараты? Потому что социальные нормы, господствующие в обществе, где велико влияние религии, заставляют людей интерпретировать необычное именно как вмешательство сверхъестественных сил. В обществе, где велико вли­яние науки и технологии, господствуют иные социальные нормы, и необычное интерпретируется людьми иначе — как совершенные тех­нические устройства. То, что человек видит, зависит не только от природы явления (объекта) и от характера аппарата восприятия и мышления (субъекта), но и от типа общества, от того, какие социаль­ные нормы определяют приемлемый способ видения, интерпретации явлений.

Почему в России пик наблюдений НЛО пришелся на 80-е гг. ХХ в.? Потому что частота наблюдений аномальных, сверхъестествен­ных явлений всегда повышается в периоды экономических, полити­ческих и духовных кризисов. В такие периоды даже обычное зачастую видится и трактуется как экстраординарное. Массовый интерес к экс­траординарным явлениям, широкое их обсуждение в конце советской эпохи стали специфической формой протеста против сложившегося порядка, при котором существовала монополия политических руко­водителей и узкого круга экспертов на принятие решений о том, что существует, а что нет, что важно, а что не существенно. Массовое рас­пространение случаев наблюдения НЛО, с точки зрения социолога, может рассматриваться как симптом или показатель нарастания со­циальных конфликтов, в основе которых противоречия между людьми, обусловленные тем, что они принадлежат к общностям, между кото­рыми неравным образом распределяются материальные блага, власть, информация. Таким образом, феномен НЛО оказывается связанным с экономикой, политикой, культурой, и эти связи являются предме­том изучения для социолога.

Приведенные четыре примера указывают на то, что возможно социологическое изучение чего угодно.

Джон Урри в работе «Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия» [5] представил манифест социологии, которая изучает различные мобильности людей, вещей, образов, информации и отходов, а также изучает сложные взаимодействия между этими различными мобильностями и их социальные последствия.

Дж.Урри реализует новое видение «социального» посредством ряда «новых правил метода», важнейшее из которых состоит в использовании метафор. Урри утверждает, что наше понимание общества и социальной жизни базируется на различных метафорах и находит отражение в них. Основу социальной жизни составляет множество разнообразных мобильностей. Эти процессы лучше всего могут быть выражены посредством метафор, прежде всего, «метафор мобильности» и «метафор путешествия». Широкое распространение в последнее время получила метафора «кочевник». «Кочевник», «кочевники» призваны охарактеризовать общества с элементами «детерриториализации», размывания центра, значительной подвижностью населения. К метафоре «кочевник» примыкают отчасти противостоящие ей метафоры «бродяга» и «турист». Метафора «турист» указывает на организованное движение людей, склонных навязывать чужим местностям свои смыслы, а также свои стандарты счастья как «постоянного отпуска».

Урри также вводит такие понятия как «скейпы» и «потоки». Под «скейпами» понимает сети машин, технологий, организаций, текстов и действующих лиц, образующие различные взаимосвязанные узлы, по которым могут осуществляться те или иные потоки». Примерами скейпов служат: транспортировка людей по воздуху, морем; транспортировка вещей посредством почтовых и прочих систем; проволочные и прочие кабели; микроволновые каналы, используемые в телефонах; радио- и телевизионные спутники. Когда установлены скейпы, то и индивиды, и особенно корпорации, обычно стремятся соединиться с ними, став узлом внутри той или иной сети. Некоторые скейпы организуются на глобальном уровне (ООН, Майкрософт, ЮНЕСКО, английский язык и т.д.). В противоположность структурированным скейпам потоки образуют люди, образы, информация, деньги и отходы, которые бесконтрольно пересекают национальные границы.

Большое внимание в своей работе Урри уделяет авто-мобильности, или передвижению посредством автомобиля. Автомобиль – основной продукт индивидуального потребления, важнейший социализационный и культурный инструмент современности. И при этом социология прежде всего, социология потребления и урбанистская социология уделила этому феномену явно недостаточное внимание. Социология потребления должна была заметить, что автомобиль делает возможным разнообразные формы мобильности и вообще делает возможной «культуру автомобиля», а не ограничиваться исследованием статусных аспектов обладания автомобилем. В общем социология рассматривала автомобиль как нейтральное технологическое средство, допуская при этом, что сопряженные с ним аспекты жизни могли бы так или иначе существовать и без связи с автомобилем. Социология проигнорировала ключевое значение автомобиля в том, что он преобразует гражданскую жизнь, преобразует жилье, путешествие и социализацию посредством автомобилизированного временного пространства.

Чтобы быть социологическим, исследование не обязательно должно быть на­правлено на особый объект, не изучаемый другими науками. Чтобы быть социологическим, исследование должно вестись с особой точки зрения — с точки зрения социальной обусловленности явлений. Со­циальная обусловленность явлений — это особый предмет, изучение которого и составляет суть социологии как науки.

Умение выявить социальную обусловленность явлений требует особого свойства мышления, которое можно назвать социологиче­ским воображением. Концепция социологического воображения была сформулирована знаменитым американским социологом Чарльзом Райтом Миллсом (1916—1962). В своей книге, которую он так и на­звал «Социологическое воображение» (1959), он заявил, что «исследо­ватель, обладающий социологическим воображением, умеет связать, скажем, развитие нефтяной промышленности и современной поэзии, семейный доход с мировым бюджетом».

Студентам-социологам Миллс рекомендовал вырабатывать у себя социологическое воображение, выявляя взаимосвязь и взаимовлия­ние человека и общества, биографии и истории, личности и мира. Со­циологическое воображение — это такое свойство мышления, которое поможет увидеть личные проблемы как общественные, рассматривать индивидуальные события как проявления общественной жизни.

Повседневные заботы, составляющие содержание жизни отдель­ного человека, осознаваемые и решаемые им проблемы — это факты индивидуальной биографии. Общественные проблемы, не подкон­трольные индивиду, но влияющие на повседневную жизнь данного человека, составляют иную категорию фактов (экономические кри­зисы, смена правительства, образовательная реформа, война и т. д.). Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что частные события — это проявление общих процессов. Например, когда в горо­де со стотысячным населением один безработный, то это его личная, частная проблема. Но когда в стране 145 млн. жителей и 5 млн. без­работных, то отсутствие работы у человека — уже не столько частная проблема, сколько проблема устройства общества. Социологический подход позволяет сказать об индивидуальной биографии больше, чем мог бы рассказать сам индивид.

В понимании социальной реальности исторически возникали альтернативные подходы.

Социологический реализм исходит из представления о том, что в социальной действительности существует множество социальных целостностей различного уровня. Сущность этого течения, писал П. Сорокин, состоит в утверждении, что общество есть реальность sui generis (лат. - в своем роде, своеобразная), отличная и даже независи­мая от реальности составляющих его индивидов; общество имеет свое существование, свои функции, свои органы, короче — оно живет как всякое подлинно существующее явление, говорят нам «реалисты».

Социологический реализм утверждает, что если мы используем «коллективные понятия», то под ними подразумеваем реальное существование надындивидуальных явлений: общество, социальные классы, социальные институты, организации, государство, право и т.д. Сторонниками реализма были О. Конт, Г. Спенсер, М. Ковалевский, Э. Дюркгейм. Социологический реализм исходит из признания приоритета целого над частью.

Социологический номинализм, в противоположность социоло­гическому реализму, утверждает: 1) единственно реальны индиви­ды, составляющие общество; 2) вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности; с удалением индивидов от общества не остается ничего; 3) нет общества как реальности ни в смысле физического тела, ни в смысле особого от сознания индивидов на­дындивидуального сознания или коллективной души.

Социологический номинализм возник позже и стал формироваться во второй половине XIX в. в Германии, а также в России. Его представители: Г. Зиммель, Л. фон Визе, М. Вебер, П. Новгородцев, Л. Петражицкий. Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупности отдельных субъектов.

Спрашивается, какое из этих двух направлений мы должны признать истинным? Прав ли социологический реализм или социологический номинализм?

П.Сорокин писал: «Общий вывод из всего сказанного о социологическом реализме и номинализме таков: ни то, ни другое из этих двух течений не­приемлемо. Каждое из них, в пылу спора, выставляет такие поло­жения, которые либо логически абсурдны, либо эмпирически не­верны. Общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаи­модействующих индивидов, существует. В качестве такой реаль­ности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, ко­торых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не «вне» и «независи­мо» от индивидов, а только как система взаимодействующих еди­ниц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов».

 

2. Система социологического знания. Парадигмальность [6] социологического знания.

Общество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии, новая дисциплина социальная психология описывает человека в непосредственном окружении. Она затрагивает взаимодействие людей в малой группе.

Рис. 4. Три науки, изучающие человеческое поведение

Социология, психология, социальная психология, а также экономика, политология (политическая наука), антропология и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам [7]. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему, дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квалифицированное знание. Социальной называется наука, изучающая поведение людей в обществе с использованием эмпирических методов и математического аппарата.

Гуманитарные знания не опираются в той же степени на сбор фактов, меньше используют эмпирические методы. У них нет математического аппарата и статистики. Вместо обобщенных эмпирических в них используются субъективные оценки и ценностные суждения, социальные науки, напротив, оперируют объективными суждениями, то есть истинность которых можно подтвердить фактами.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные — качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисциплины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные можно. Поэтому их называют еще бихевиориальными (поведенческими) науками.

По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, то есть традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

Таким образом, социология - это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам. Иначе говоря, социология выполняет функцию философии для этих наук, т.к. дает им знания о структуре и законах развития общества в целом.

Рис. 5. Особенности социологии как науки

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют еще естественные и технические. Например, физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехника и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.