Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макросоциологические парадигмы

Парадигмальность социологического знания

1. В социологии, как и в других социальных дисциплинах, имеется множество различных теоретических подходов (их называют парадигмами). Причина этого вполне объяснима: разрешить теоретические споры трудно даже в естественных науках, в социологии же мы сталкиваемся с затруднениями особого порядка, вызванными тем, что предметом изучения является наша собственная деятельность.

2. Важнейшими теоретическими подходами социологии в настоящее время являются структурный функционализм, символический интеракционизм и марксизм. В некоторой степени они дополняют друг друга; однако, между этими подходами существуют также и серьезные различия, бесспорно, оказывающие влияние на способы разрешения соответствующих теоретических вопросов авторами разной ориентации.

Структурный функционализм - это научный подход, осно­вывающийся на рассмотрении общества как системы - внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части кото­рой - структурные элементы, вносящие вклад в поддержание сис­темы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы, или паттерны (от англ. pattern - образец, шаблон), деятельности людей. Вклад каж­дой социальной структуры в воспроизводство социального поряд­ка, то есть ее положительная роль в социальной системе, - это функция данной структуры. Именно функциональность, полез­ность для социальной системы каких-либо действий обуславлива­ет их закрепление в качестве элементов системы, то есть превра­щение в паттерн - образец.

Исторический материализм (марксистская парадигма) —теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

 

* Фундаментальная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание [«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» — К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие].

* Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.[ «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации.» — К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие].

Критическая теория общества (неомарксистская парадигма)

Альтернативой классическому марксизму в отношении оценки интегрированности современного общества является неомарксистская критическая теория общества. Это подход, опи­рающийся на концепцию общества как системы тотального, все­проникающего контроля. В отличие от классического марксизма, в неомарксизме контроль связывается не с прямым принуждени­ем и эксплуатацией со стороны господствующего класса, а с не­заметной для людей, происходящей исподволь трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию лично­сти, а к укреплению сложившегося социального порядка. Все сфе­ры жизнедеятельности, регулируемые системой, - экономика, по­литика, искусство, образование, религия, семья и пр. - рассматри­ваются как проявления господствующей рациональности — спосо­ба восприятия, осмысления и организации человеком окружающе­го мира и своей жизни. Исследование господствующего типа ра­циональности и альтернативных форм рациональности, проявляющихся в образе жизни аутсайдеров (от англ. outside - вне, за пределами), то есть сообществ, не интегрированных в систему и потому свободных от нее, должно выявить перспективу эмансипа­ции (от лат. emancipatio - освобождение), то есть направление трансформации общества в более свободное и гуманное.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни социологического анализа | Символический интеракционизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.