КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество
Социетальное сообщество – это, по Парсонсу – коллективы с определенными нормами (государственные органы, правовые институты, другие общественные инстанции), регулирующие поведение индивидов, обеспечивающие их лояльность по отношению к обществу в целом. В системе норм, которые управляют лояльностями, права и обязанности различных коллективов должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом[15]. Функция интеграции способствует координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Через правовые нормы упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Когда же конфликт все же возникает, его, как правило, удается уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции других подсистем и общества в целом. Под фидуциарной подсистемой имеются в виду институты, занимающиеся генерализацией ценностей (семья, учебные заведения). Их главная функция – воспроизводство и поддержание существующих в обществе культурных образцов. Политическая подсистема мобилизует коллективы и ресурсы для достижения определенных общественных целей. Функция целедостижения выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность. Экономическая подсистема создает условия для регулирования трудовых ресурсов, их включение в производство. Прежде всего, через роли, выполняемые индивидами в экономической жизни, осуществляется функция адаптации. Для эффективного функционирования общества в целом особое значение имеет решение проблемы по обеспечению людей необходимым уровнем материальных благ.
Строение общества можно рассматривать и с точки зрения понятия «сфера общественной жизни». Существует традиционный для отечественной социально-философской мысли подход, выделяющий следующие сферы общества: • материально-экономическую, • социальную, • политическую, • духовную Сфера общественной жизни – не вся жизнедеятельность людей, а лишь ее целенаправленно организованные, структурированные формы, опирающиеся преимущественно на специализированные институты, осознанную и регулируемую функционально-ролевую деятельность людей. Она объективно существует, структурно оформлена и связана с другими сферами, с обществом в целом. Категориальное понимание сферы общественной жизни возникает тогда, когда выясняются те законы, которые объединяют все ее образования в нечто качественно целое. В чем состоит категориальная сущность основных сфер общественной жизни? Такая дифференциация четко выражена К.Марксом в предисловии к "К критике политической экономии" (1859).[16] Сказанное К.Марксом можно изобразить графически следующим образом: ФОС (формы общественного сознания) ↑↓ идеологическая надстройка ПН (политическая и юридическая надстройка) ↑↓ ПО (производственные отношения) – экономический базис СП ↑↓ ПС (производительные силы), где ФОС - формы общественного сознания – это экономическое сознание, политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, религиозное сознание, художественное сознание, философское сознание и др.; ПН - политическая и юридическая надстройка – это система государства и права; ПО - производственные отношения – это отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ с включенными в эти отношения формами собственности; отношения собственности, по Марксу, - это юридическое выражение производственных отношений; ПС - производительные силы, включающие в себя предмет труда, на преобразование которого в необходимый продукт направлена целесообразная деятельность производителя, средства труда, через посредство которых деятельная рабочая сила воздействует целесообразным образом на предмет труда и рабочую силу (совокупность физических и духовных способностей человека как производителя); предмет труда и средства труда выступают как средства производства, а самый труд – как производительный труд; СП - способ производства – единство производительных сил и производственных отношений.
Эта схема (см. слова К.Маркса) может быть представлена и иначе: ДЖО (духовная жизнь общества) ↑↓ ПЖО (политическая жизнь общества) ↑↓ СЖО (социальная жизнь общества) ↑↓ МЖО (материальная жизнь общества). Стрелки указывают на взаимодействие сфер общественной жизни. Сферы общественной жизни – относительно самостоятельные образования, каждая из которых выполняет необходимые функции и формируется исторически. Основные подсистемы - сферы общественной жизни
Экономическая сфера жизни общества. Экономическая сфера выступает в качестве основы общества и всех других сфер, которые «вырастают» из нее. Люди, согласно Марксу, чтобы «делать историю», должны жить, иметь материальные средства жизни. Экономическая сфера представляет собой своеобразный вектор для всех других сфер общественной жизни, эталон, по образцу которого они «строятся». Экономическая сфера – системообразующий элемент общества, интегрирующий все остальные сферы в некоторую целостность. В состав экономической сферы входят: а) материальное производство (деятельность) и б) материальное общение (общественные отношения). Само материальное производство состоит из 1) технологического аспекта производства (способ взаимодействия людей с предметами и средствами труда), соответственно - технологические отношения – это отношения, складывающиеся на определенной технической основе, отношения производителя к предмету и средствам труда, а также к людям, с которыми они взаимодействуют в ходе технико-технологического прогресса; 2) экономического аспекта производства (общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений), соответственно - производственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, включая отношения собственности на средства производства. Специфика отношений собственности состоит в том, что они не локализованы в какой-то части производственных отношений. Материальное производство имеет фазовую структуру. Производство – это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Распределение – процесс определения доли (количества, пропорции) каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Обмен – процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю – продажу товаров и услуг с применением денег. Потребление – процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Детерминирующая роль экономического фактора[17] вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам общественной жизни. Экономика детерминирует весь исторический процесс в конечном счете, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, т.е. могут играть господствующую роль. Существует определенная закономерность: чем меньше развиты экономические структуры общества, тем выше значимость и роль неэкономических факторов. Социальная сфера жизни общества – ближайшая к экономической сфере и возникающая на ее основе. Человеческое сообщество дифференцировано на множество социальных групп, взаимодействующих между собой и различающихся по следующим критериям: классово-стратификационным, социально-этническим, демографическим, поселенческим, профессиональным и т.д. Социальная сфера в сравнении с экономической раскрывает новые черты общества как целостности. Так, если в экономической сфере экономические отношения представляют сами по себе общественную форму экономических процессов, то в социальной сфере их определенный аспект – отношения положения людей – интегрированных в функционирование и развитие социально-исторических общностей и социальных групп. В экономической сфере человек представлен человеком-работником, в социальной сфере он обретает черты группового (коллективного) субъекта и выступающего социально-преобразующей силой. Суть дела в том, что социальные отношения (общественные отношения в узком смысле) требуют своего пространства для развития, отличного от экономических отношений, как и всех других. Это не исключает их взаимодействия с этими последними. По поводу статуса и структуры социальной сферы общественной жизни до сих пор идут дискуссии. По мнению исследователей[18], социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами жизни общества: материально-производственной, политической, духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы «перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы. К социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворения ее витальных и высших потребностей. К компонентам социальной сферы относятся ü социальная инфраструктура и производимые ею продукты потребления; ü процессы медицинского, социального и бытового обслуживания; ü система образования; ü органы и институты управления социальной сферой в целом (социальная политика); ü механизмы и нормативная база регулирования потребительского поведения населения. [19] В качестве критериев выделения социальной сферы и ее показателями служат деятельность человека, группы по удовлетворению потребностей. Главной функцией социальной сферы является функция социального воспроизводства различных слоев и групп населения в их целостности как субъектов исторического процесса, а также их всестороннего жизнеобеспечения. В социальной сфере складывается объективный общественный интерес социальных групп, который может реализовываться в политике. Политическая сфера жизни общества возникает вследствие существования социальных общностей и групп с различными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения и необходимостью их согласования. Это разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Она включает в себя: 1. Политические отношения – это отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, лидерами и т.п.) по вопросу устройства и функционирования политической, государственной власти. 2. Политические институты (организации) представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом (государство, политические партии, общественно-политические движения); 3. Политические принципы и правовые нормы: - регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы; - узаконивают политические устои; - определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации; - способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества. 4. Политическое сознание – это отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, выраженное в виде определённых понятий, идей, взглядов, теорий. Право — это система норм, охраняемых государством. Право возникает вместе с государством. Первоначально это совокупность обычаев. Первые исторические формы права — законы Драконта и Солона в Афинах, законы 12 таблиц в Риме, «Русская правда» Ярослава Мудрого. В первобытном обществе споры улаживались собранием или советом старейшин, в государстве же — судом. При буржуазном строе роль права резко возрастает, нормы права детально разрабатываются. В них нашли отражение демократические принципы, что впоследствии стало основой для создания правовых государств. Правовое государство — это государство, где господствует право, т.е. существует верховенство закона, реальность прав и свобод, функционирование государства на основе разделения властей, строгое следование принципам: а) презумпции невиновности, б) разрешено все, что не запрещено (для граждан), в) запрещено все, что не разрешено (для чиновников). Право закрепляет отношения собственности, выступает регулятором разделения труда и его продуктов (гражданское, трудовое), регламентирует деятельность государственного механизма (конституционное, административное право), определяет меры борьбы с посягательством на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное и процессуальное право), воздействует на межличностные отношения (семейное право).
Духовная жизнь общества генетически связана со всеми сферами общественной жизни. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками. 1) они основываются на формах общественного сознания, 2) включают определенные типы духовной деятельности, 3) они суть институционализированные подсистемы общества. Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага (ценности). Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д. В духовной жизни находят свою реализацию духовные потребности (познавательные, ценностно-ориентирующие, духовного общения, духовного самосовершенствования). Духовные потребности, в конечном счете, определяются материальными, которые выступают лишь в качестве условия, создающего возможность их появления, развития и совершенствования. Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Духовная деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек как духовное существо. Духовная деятельность осуществляется на обыденном, повседневном и специализированном уровнях, который организационно «отливается» в производство сознания (на первом уровне) и в духовное производство со своей структурой и функциями (на втором уровне). Это понятие сравнительно недавно появилось в отечественной литературе. Духовное производство - это производство сознания в его общественных формах, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические и религиозные и другие виды освоения действительности. Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания. Общественное сознание является продуктом духовного производства в его общественных формах (экономическое сознание, политическое сознание, правовое сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, философское сознание и т.д.). Любая форма общественного сознания включает в себя два уровня – общественную психологию (психику) и идеологию (систематизированное выражение группового интереса). Духовная жизнь общества включает наряду с производством сознания (в его общественных формах) также и потребление (освоение) его продуктов (идей, взглядов, учений и т.п.). Формы общественного сознания – это способы самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Их можно также определить как социально необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения[20]. Духовная жизнь общества предстает областью бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |