Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Организация как объект менеджмента




Цели и задачи менеджмента

 

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльной деятельности предприятия путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего функционирования организации, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, конъюнктуре в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянный риск. Целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Исходя из периода времени, необходимого для реализации цели подразделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). для краткосрочных целей характерна гораздо большая детализация и конкретизация действий. Сами по себе краткосрочные цели являются этапами на пути достижения долгосрочных целей.

По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепции развития предприятия в целом и по важнейшим комплексным направлениям его деятельности. В состав общих целей входит прежде всего генеральная цель, которая называется также миссией, и четыре - шесть общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание. Миссия дает представление окружающим о том, что собой представляет данное предприятие, каковы его философия, имидж. Общие цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков.

В результате на предприятии складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг с другом.

1. Организации и предмет дисциплины управление организацией

2. Определение, признаки и функции организации

3. Организация как объект управления

 

Организация (франц. оrganisation, от лат. оrganizo — сообщаю стройный вид, устраиваю) — 1) внутренняя согласованность, упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Термин «организация» применяют к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т.е. закономерности, относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; он обычно соотносится с понятиями системы, структуры, управленияБольшой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: СПб., 1997. С. 848..

Приведенное определение показывает, что понятие «организация» — неоднозначное и многоаспектное, оно используется в трех смыслах и применительно к трем типам объектов — биологическим, социальным и техническим. Какие же из них имеют отношение к управлению организацией как науке и учебной дисциплине?

Возникновение управления организацией — это результат дифференциации (особенно бурно происходящей, начиная со второй половины ХХ в.) науки, именуемой «Общая теория управления», а понятие «организация» здесь рассматривается применительно к социальным объектам и, более узко, — к управлению этими объектами. Причем это понятие используется во всех трех аспектах.

 


На обобщенной схеме управления (рис. 1.1.) видно, что термин «организация» присутствует сразу в нескольких элементах схемы, и это отражает тот факт, что «организация» в теории управления рассматривается в нескольких аспектах.

Менеджеры — это субъекты управленческого процесса, те люди, которые осуществляют управление.

Второй блок схемы — это средства управления, которые обычно разделены на три группы. Механизмы управления (координации) — это основные способы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие менеджера: власть, полномочия, структуры, правила. Вторая группа включает в себя организацию и технологию управления. Здесь категория «организация» рассматривается как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» — во втором смысле приведенной выше словарной статьи. А технология управления — это особым образом выстроенные действия менеджера, ведущие к достижению результата. Инструменты управления — это то, чем пользуется менеджер для осуществления власти и эффективного управления («кнут и пряник»).

Третий блок схемы — тоже организация. Но здесь эта категория представлена как нечто, чем управляют менеджеры, используя разнообразные вариации механизмов, технологий и инструментов управления, иными словами — как объект управления, или как «объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур».

Соответственно выделенным трем аспектам категории «организация» в общей теории управления достаточно четко выделяются большие разделы, которые относительно недавно выросли в отдельные научные и учебные дисциплины.

Менеджмент и его отрасли — менеджмент персонала, операционный, стратегический, маркетинг-менеджмент, финансовый, инновационный — изучают функции, технологии и инструменты управления организационными системами и людьми. Менеджмент изучает организацию во втором смысле исходного определения, которое условно можно назвать «технологическим».

Кроме того, в менеджменте термин «организация» применяется и в первом, «качественном», смысле — как качественная характеристика управления — для обозначения определенного уровня порядка и согласия (ср.: «хорошая организация работы»).

Организация же в третьем, «объектном» аспекте, в основном изучается такими дисциплинами, как «Экономика организации», «Социология организации», «Теория организации» и «Организационное поведение», а также в нашем курсе «Управление организацией». Необходимо отметить, что разграничение предметных областей этих дисциплин до сих пор довольно условно, определенная часть их проблематики пересекается. Тем не менее, определенные различия есть. Экономика организации (экономическая теория фирмы) в основном изучает организацию как хозяйствующий субъект, оперируя такими понятиями как экономическая эффективность, производительность труда, прибыль, фонды и т.д. Социология организации изучает роль, место и функции организаций как социальных групп в обществе; организационное поведение, как следует из названия, рассматривает источники, особенности и аспекты управления поведением людей в организациях как социально-трудовых группах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.