Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема выделения научных парадигм в лингвистике

ЛЕКЦИЯ 1.

 

 

История языкознания и теория языкознания (общее языкознание) имеют дело с различными аспектами одного и того же объекта: теория языкознания интересуется, главным образом, результатами познавательного процесса, а история языкознания изучает тот же процесс в его становлении. История языкознания – это персонифицированная и драматизированная история языкознания (Кацнельсон С.Д.)

 

Наибольшую важность для лингвистики и ее истории в настоящее время приобрела проблема периодизации лингвистической мысли, то есть проблема выделения научных парадигм в лингвистике.

 

Понятие научной парадигмы было введено в научный оборот в начале 60-х годов 20 в. американским ученым Томасом Куном (физик, историк, философ) (1922 – 1996). В 1962 году вышла в свет его знаменитая книга «Структура научных революций». Т. Кун полагает, что наука в процессе развития переходит от одной парадигмы к другой.

 

Научная парадигма, по определению Куна, есть исходная концептуальная модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном обществе.

 

Смена научных парадигм происходит тогда, когда нарушается соответствие между основными проблемами данной системы научного знания и разработанными методами их решения.

 

В истории языкознания можно выделить два этапа:

 

1 этап – протолингвистика – охватывает античные и средневековые учения. Языкознание этого периода не является самостоятельной наукой и развивается в рамках философии или грамматического искусства. В основе протолингвистики лежит попытка описания языковых систем.

 

2 этап – этап лингвистической науки. Он появляется с появлением универсальной грамматики Пор-Рояля в 1660 г. Научное языкознание стремится объяснить законы построения языков. Так появляются разные научные парадигмы.

 

Среди лингвистов нет единства мнений относительно количества и характера научных парадигм в истории языкознания.

 

Ю.Н. Караулов: 4 парадигмы

– историческая,

– психологическая,

– системно-структурная,

– социальная.

 

А.М. Ломов: 3 парадигмы

– элементно-таксономическая, использующая метод сравнения (до 19 века имел синхронный характер, в первой четверти 19 в. был поставлен на историческую основу);

– системно-структурная;

– номинативно-прагматическая.

 

С.Г. Шулежкова: 3 парадигмы

– компаративистская,

– структуральная,

– современная полипарадигмальная.

 

Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский, И.И. Прибыток и др.:

- сравнительно-историческая,

- младограмматическая,

- системно-структурная,

- современная.

 

Общая характеристика последней группы парадигм

 

Сравнительно-историческое языкознание конца 18 – первой половины 19 века стремилось установить соотношения между родственными языками и описать их эволюцию во времени и пространстве. В качестве основного метода использовался сравнительно-исторический метод. Сравнительно-историческое языкознание не исчезло и продолжает функционировать в рамках многоликой современной научной парадигмы.

 

Младограмматизм второй половины 19 в. – начала 20 в. повернул языкознание на путь исследования явлений языка на основе непосредственных наблюдений и индуктивного метода. Теоретическим стержнем младограмматизма является взгляд на язык как на индивидуально-психологическое явление. Отчетливо выраженный психологизм и связанный с этим перенос центра внимания на речь, речевую деятельность индивида стал отличительным признаком новой научной парадигмы, оформившейся в 70-е годы 20 в. в Германии (Август Лексин, Герман Остгоф, Герман Пауль, Бертольд Дельбрюк и др.), а затем и в других странах.

 

Системно-структурная парадигма появляется в 20-е годы 20 в. Формирование этой парадигмы связывают с идеями Ф. де Соссюра. Основное внимание лингвистов направляется на характеристику языковых систем, специфику их единиц и уровней, общего и различного в организации систем разных языков.

 

Вопрос о характере современной научной парадигмы является сложным вследствие ее многоликости.

 

Во-первых, в современной лингвистике сохраняется понимание языка как системно-структурного образования.

 

Во-вторых, отмечается переход от дескриптивизма к генеративизму. Представители генеративной лингвистики пытаются вскрыть порождающую силу языка, определяющую многообразные возможности использования языковой системы.

 

В-третьих, определяющим признаком современной лингвистической парадигмы является, с одной стороны, антропоцентризм, то есть ориентация на человека, а, с другой стороны, влияние экстралингвистических факторов на говорящего человека. В рамках этой парадигмы развиваются такие направления в лингвистике, как психолингвистика, коммуникативная лингвистика, когнитивная лингвистика, дискурсивная лингвистика, прагмалингвистика, социолингвистика, семиотика и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные базовые понятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.