Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика этики и техники




До недавнего времени было принято восхвалять научно-технический прогресс и деятельность представителей технических наук. Технические, естественные, а также вся совокупная наука признавались необходимыми, а часто и решающими факторами развития общества. Все, что делали ученые, признавалось необходимым и правильным, полезным. Считалось, что науки активно способствуют утверждению гуманизма, так как освобождают человека от тяжелого и опасного труда, делают труд более производительным, вызывающим удовлетворение. Совершенствование техники и технологий обеспечивали комфортность быта, всей жизнедеятельности человека. Но сегодня в развитии техники и технических исследованиях появилось много негативного.

Острой критике подвергается деятельность ученых, и в первую очередь представителей технических наук, в сфере природопользования. Научно-техническое развитие сегодня обостряет существующие противоречия природопользования (например, по энергоресурсам, редким металлам, биоресурсам), но порождает и новые.

Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе природу и ход исторических событий, человек должен испытывать огромную ответственность за принимаемые решения. Точные науки и основанная на них техника достигли гигантских успехов. Однако науки о человеке, морали и обществе существенно отстают. Человек и наука оказываются не способными устранить негативные последствия природопользования и решить экологические глобальные проблемы.

На протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился. Но в будущем мы не можем себе позволить пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого и инженера. Ученые и инженеры должны осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией.

Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются не только инженерной, управленческой, государственной, но и этико-философской проблемой.

Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техническое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, человек может осуществить любое свое намерение; все меньше и меньше невозможного остается для человека, оснащенного техникой. Это существенно обостряет проблему последствий технического развития. Человек так глубоко проникает в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек - "соучастником" эволюции.

По мнению немецкого философа А. Хунинга, мы не можем "больше перекладывать ответственность за будущий мир на трансцендентного Бога или на внутреннюю эволюционную закономерность природы. Как соучастники, мы несем ответственность, и наша ответственность неизмеримо возросла".

Становясь соучастником эволюции, человек должен помогать ей. Нужно задуматься о том, должен ли человек делать все, что он может? Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно говорить об определенной самостоятельности техники, о способности действовать, направлять развитие общества, формировать мировоззрение. Один из распространенных сюжетов научной фантастики связан с победой техники над человеческой цивилизацией, установлением власти компьютеров и т.п. И действительно, для такой фантазии есть основание. Сейчас уже трудно понять, техника ли служит человеку или человек технике. Усовершенствуя технику, человек попадает под ее власть. И чем совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает свободу человека. Подобное широкомасштабное развитие техники, охватившее почти все сферы человеческой жизнедеятельности, сродни экспансии. Во многом оказывается справедливым утверждение Бертрана Рассела о том, "что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей - слепо, безрассудно, без определенной цели".

Стоит задуматься, нужно ли человеку делать все, что он может, на что способен его технический гений? Общество стоит перед проблемой выработки ясных ценностных и целевых представлений о достойной жизни в будущем. Поэтому дальнейшее развитие техники немыслимо без осознания социальной ответственности. Недостаточно говорить об ответственности какого-либо отдельного человека или оценивать возможные последствия какого-либо отдельного действия. В рамках философии техники этика должна быть ориентирована на все человечество. Наряду с этим ведутся серьёзные дискуссии в инженерной среде необходимости разрабатывать принципы профессионального поведения и этику социальной ответственности.

Этика инженера - конкретизация общих норм и принципов морали применительно к условиям инженерной деятельности, призванная показать пути разрешения тех нравственных проблем и ситуаций, которые возникают в профессиональной деятельности инженера и требуют от него определенной нравственной позиции. В ряде стран разработаны кодексы морали инженера - Кредо инженера (ФРГ), Кодекс инженерной этики (США) и др., детально определяющие нравственные обязанности инженера. Первичную ответственность инженер несёт за профессиональную правильную работу оптимальное функционирование, надёжные результаты. Инженер должен поставить технику на службу гуманизации человеческой жизни в этом мире, к чему относится также деятельность в целях сохранения мира, как условия сохранения человеческого существования в будущем. Инженер должен также принимать во внимание наряду с техническими целями общие социальные цели и ценности и активно реализовывать их. К сфере ответственности относится также и информация, выходящая за рамки его профессионального труда на данном рабочем месте. На компетентном специалисте лежит, прежде всего, ответственность за достаточную информацию лицам, принимающим решения, как технические, так и политические.

Поэтому этика научно-технического исследования и социальная ответственность ученого – не столько признаки научно-технического прогресса, сколько показатели человека, выступающего автором, исполнителем и объектом этого развития. Без гуманистического содержания научно-техническое развитие неизбежно заведет человечество в тупик, подчинит человека технике. Отчужденность и противоречивость существования народов и государств может быть усилена антигуманным использованием техники, особенно военной техники и оружия. Социальная ответственность ученого состоит сегодня в том, чтобы актуализировать совершенствование техники и технологий во имя укрепления доверия и мира на Земле, влиять на политических лидеров и правительства государств, на «народную дипломатию» с целью не использовать технику для насилия над людьми и природой.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика философского осмысления современных проблем техники?

2. Какова структура философии техники как раздела философского знания?

3. В чем проявляется взаимосвязь технических, естественных и социально-гуманитарных наук?

4. Назовите основные проблемы философии техники.

5. Дайте содержательную характеристику диалектики техники и этики.

 

Литература

1. Алексеев, В.П. Философия: учебник /В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.

2. Васильев В.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2012.

3. Зотов А.Ф, Миронов В.. Разин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012.

4. Краткий философский словарь: словарь /Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

5. Лекции по философии науки: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ» - Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2008. С. 74-83, 349-377.

6. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

7. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

8. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

9. Подопригора С.Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2012.

10. Тавризян Г.М. Философы ХХ века о технике и технической цивилизации. – М., РОССПЭН, 2009.

11. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов. М.: Высшее образование, 2008. С. 24-27, 112-129.

12. Философия: учебник /МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.

13. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.

14. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.


[1] См.: Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Статьи: Промышленность. Ремесло. Сельское хозяйство. М., 2000; Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. М.: Яуза, Эксмо, 2007. С. 266-483; Якеменко Б.Г. Быт и традиции Москвы XII – XIX веков: Часть 1. М.: ЦГО, 2003. С. 18-233.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.