Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подследственность уголовных дел




Подследственность  — это совокупность закрепленных в уголовно-процессуальном законе юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых устанавливается конкретный орган, правомочный и обязанный производить дознание и предварительное следствие. В соответствии со ст. 151 УПК уголовные дела расследуются следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Подследственность конкретных уголовных дел определяется по предметному (родовому), персональному, территориальному, альтернативному признакам, а также по связи дел.

В основе предметного (родового) признака подследственности лежат категория преступления (ст. 15 УК) и свойства конкретного преступления. В соответствии с этим признаком распределена компетенция следователей всех органов, в которых имеются следственные подразделения. При этом учитываются принципы их организации, задачи, специфика их деятельности — тем самым создаются условия для более быстрого и квалифицированного расследования преступлений.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях в отношении высших должностных лиц, а также должностных лиц правоохранительных и других органов власти и управления (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). К подследственности следователей органов федеральной службы безопасности отнесены дела о преступлениях, которые, как правило, выявляет данная спецслужба либо имеет опыт их расследования — это преступления против государственной безопасности (государственная измена, шпионаж и т.п.), другие особо тяжкие преступления (угон воздушного судна, терроризм, контрабанда).

Большая часть уголовных дел (около 80%) расследуется следователями органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК). Законодатель принимает во внимание структуру МВД России, решаемые им задачи, наличие в нем различных оперативных и милицейских служб, занимающихся выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием наиболее распространенных и массовых преступлений (квалифицированные кражи, мошенничества, грабежи, разбои и др.).

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют уголовные дела о преступлениях, связанных с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, незаконным приобретением или хранением в целях сбыта, изготовлением, переработкой, перевозкой, пересылкой либо сбытом, хищением или вымогательством наркотических средств и психотропных веществ, а также иные запрещенные уголовным законом деяния в сфере незаконного оборота наркотических и сильнодействующих веществ.

С помощью предметного (родового) признака разграничивается подследственность между дознавателями различных ведомств (органов внутренних дел, пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ).

Персональный признак учитывает особые качества субъекта, совершившего преступление, главным образом его должностное положение. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, например, ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных лицами, перечисленными в ст. 447 УПК (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и др.), либо в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

Территориальный признак позволяет распределить подследственность между равнозначными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от территории, на которую распространяется их юрисдикция. Расследование уголовных дел по месту совершения преступления создает наиболее благоприятные возможности для собирания и проверки доказательств.

Альтернативный признак подследственности означает, что дела о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК (квалифицированные виды краж, мошенничества, присвоения или растраты, незаконное предпринимательство, захват заложника и др.), расследуются следователями того органа, который выявил эти преступления.

По признаку связи дел подследственность установлена для ограниченного круга преступлений (например, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, злоупотребление должностными полномочиями), расследуемых следователем того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

В спорных ситуациях подследственность определяется прокурором с соблюдением правил, установленных в ст. 151 УПК.

Соединение уголовных дел, выделение уголовного дела и материалов уголовного дела

Правила соединения уголовных дел призваны обеспечить всестороннее и полное исследование обстоятельств расследуемых деяний. В ст. 153 УПК приведен перечень оснований для соединения уголовных дел в одном производстве. Может быть принято решение о соединении уголовных дел:

в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений;

в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

когда имеются достаточные данные полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

На практике инициатива соединения нередко исходит от следователя или органа дознания. В случае соединения дел срок предварительного расследования исчисляется по тому делу, по которому он является наиболее длительным.

Правила выделения из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела способствуют определению оптимального объема расследования и позволяют завершить его в предусмотренные законом сроки без ущерба для прав и законных интересов участников судопроизводства.

Согласно ст. 154 УПК выделение из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела допускается в отношении:

отдельных подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, если лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого), не установлено или подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, а также если место нахождения подозреваемого (обвиняемого) известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), привлеченного к уголовной ответственности вместе с взрослыми;

иных лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;

подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

В случае возникновения угрозы безопасности подо­зреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования возможно при наличии предусмотренных законом условий: а) если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования, разрешения уголовного дела; б) для уголовного дела характерны большой объем или множественность эпизодов.

Решение о выделении уголовного дела в отдельное производство оформляется постановлением дознавателя, следователя. Кроме оснований выделения дела в постановлении указывается, какие конкретно материалы подлежат выделению. В выделенном уголовном деле должны содержаться подлинники либо заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.

Если производство расследования по уголовному делу не входит в компетенцию дознавателя или следователя, в постановлении излагается его решение передать дело прокурору для направления по подследственности.

Уголовно-процессуальным законом регламентируется порядок определения срока расследования по выделенному в отдельное производство уголовному делу: он исчисляется со дня вынесения постановления о выделении дела по новому преступлению и в отношении нового лица. В остальных случаях срок расследования исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

Уголовное дело может быть выделено в отдельное производство и тогда, когда в ходе расследования преступления, совершенного в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления (ст. 436 УПК).

В УПК (ст. 155) впервые урегулированы вопросы выделения из уголовного дела в отдельное производство материалов, содержащих сведения о новом преступлении и не связанных с расследуемым деянием. Такие материалы выделяются из уголовного дела и направляются для принятия решения следователем — руководителю следственного органа, дознавателем — прокурору.

Производство неотложных следственных действий

Законом установлено общее правило, согласно которому уголовные дела о преступлениях, расследуемых в форме предварительного следствия, должны быть возбуждены самими следователями. В случаях, когда следователь не имеет возможности по объективным причинам (удаленность органа предварительного следствия от места совершения преступления, болезнь следователя и др.) своевременно возбудить подследственное ему уголовное дело либо обнаруженные органом дознания признаки преступления указывают на необходимость безотлагательного их процессуального закрепления, изъятия и исследования следов преступления, органу дознания предоставлено право возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

В отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР), в ст. 157 УПК не дается конкретного перечня неотложных следственных действий, их понятие раскрывается в п. 19 ст. 5 УПК. Поэтому круг неотложных следственных действий определяется органом дознания в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления.

Органы дознания, уполномоченные производить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, указаны в ч. 2 ст. 157 УПК. К ним относятся:

органы внутренних дел;

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

органы федеральной службы безопасности;

таможенные органы;

командиры воинских частей и соединений;

начальники военных учреждений и гарнизонов;

начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

После выполнения неотложных следственных действий в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить дело руководителю следственного органа. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания, если им обнаружено лицо, совершившее преступление, может производить по нему следственные действия и оперативно-ро­зыскные мероприятия только по поручению следователя.

Сроки предварительного расследования

Предварительное расследование ограничено жесткими временными рамками, что препятствует неоправданному затягиванию ведения уголовного дела, утрате доказательств, обеспечивает реальный доступ участников судопроизводства к правосудию. Для каждой формы расследования закон устанавливает самостоятельные процессуальные сроки.

Согласно ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть завершено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В случаях возбуждения уголовного дела органом дознания в лице капитана морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителя геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от мест расположения органов предварительного расследования, главы дипломатического представительства или консульского учреждения РФ срок дознания и предварительного следствия исчисляется с момента принятия ими такого решения.

Конечным моментом срока предварительного следствия установлен день:

направления прокурору уголовного дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия исчисляется месяцами и истекает согласно правилу ст. 128 УПК в соответствующее число последнего месяца. Если месяц не имеет соответствующего числа, срок заканчивается в последние сутки месяца. Если же истечение срока выпадает на нерабочий день, он заканчивается в первый следующий за ним рабочий день.

В срок предварительного следствия не включается время его приостановления по основаниям, указанным в ст. 208 УПК.

При невозможности завершить расследование в двухмесячный срок предварительное следствие может быть продлено до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

Если расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия находится в компетенции Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителей, разрешается в исключительных случаях.

Для решения следователем вопроса о продлении срока предварительного следствия он должен составить соответствующее постановление (в нем указываются сведения о возбуждении уголовного дела, обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему обвиняемого, состояние расследования, объем предстоящей следственной работы) и представить его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

Дознание производится в более сжатые сроки: в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненными к ним военными прокурорами и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в установленном порядке (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Порядок расследования преступлений следственной группой

В случае сложности уголовного дела или большого объема работы по нему предварительное следствие может быть поручено следственной группе (ст. 163 УПК). К сложным относятся такие категории уголовных дел, которым свойственны многоэпизодность расследуемых деяний, значительное число версий, большое число обвиняемых. Под большим объемом следственной работы понимается необходимость производства значительного количества следственных и процессуальных действий, выполнить которые результативно и своевременно одному следователю затруднительно. На практике оба указанных фактора в той или иной степени образуют основание принятия решения о создании следственной группы.

Постановление о создании следственной группы и ее количественном составе выносит руководитель следственного органа.

В нем перечисляются все следователи, которым поручается производство предварительного следствия, указывается руководитель следственной группы. Состав следственной группы объявляется подозреваемому (обвиняемому).

Руководитель следственной группы, который непосредственно принимает уголовное дело к своему производству, обязан организовать ее работу, осуществлять руководство действиями других следователей, составлять обвинительное заключение. Он принимает все ключевые решения по уголовному делу: о выделении уголовных дел в отдельное производство; о прекращении уголовного дела полностью или частично; о приостановлении или возобновлении предварительного следствия; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об объеме обвинения; о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока расследования, и др.

К работе следственной группы могут привлекаться оперативные работники. Их полномочия и взаимоотношения со следователями — членами следственной группы в общем виде регламентируются ст. 38 и 39 УПК, а более детально определяются ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

Правила производства, фиксации и удостоверения хода и результатов следственных действий

Учитывая, что следственные действия являются основным способом получения доказательств по уголовному делу, закон сформулировал общие правила их производства и протоколирования. Субъектом, уполномоченным законом производить следственные действия, выступает следователь или дознаватель. Следственные действия вправе также выполнять руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания.

До возбуждения уголовного дела допускаются лишь осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование. После возбуждения уголовного дела и принятия его к своему производству следователь вправе выполнять любые следственные действия при наличии на то фактических и юридических оснований. Фактическим основанием производства следственных действий являются доказательства и оперативно-розыскные данные, указывающие на возможность получения путем проведения следственного действия сведений, имеющих значение для установления обстоятельств уголовного дела. Юридическое основание производства отдельных следственных действий создает вынесение постановления и, когда этого требует закон, получение разрешения суда.

Все следственные действия, затрагивающие конституционные права граждан, включая право каждого на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность личности, право на неприкосновенность жилища и право частной собственности, производятся на основании судебного решения.

Органы дознания по уголовному делу, расследуемому следователем, могут производить следственные действия только по его письменному поручению (ч. 4 ст. 157 УПК).

По ходатайству лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела, к участию в следственных действиях могут быть допущены обвиняемые, подозреваемые и их защитники, потерпевшие, их представители. Следователь также вправе привлечь к участию в следственном действии оперативных работников.

Общим предписанием, относящимся к порядку производства следственных действий, является требование о проведении их, как правило, в дневное время суток. В ночное время они могут проводиться лишь в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК). Случаями, не терпящими отлагательства, следует считать ситуации, когда необходимо предотвратить совершение преступления, лишить заинтересованных лиц возможности спрятать следы преступления, фальсифицировать или уничтожить доказательства, скрыться.

Вызывая и привлекая к производству следственного действия различных участников, следователь обязан удостовериться в их личности, разъяснить им права, ответственность, а также порядок проведения действия.

При производстве следственных действий запрещается применение насилия, угроз и иных незаконных мер, создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164 УПК).

Ход и результаты следственного действия обязательно отражаются в протоколе, который составляется во время проведения следственного действия или непосредственно после его окончания. Следственное действие может сопровождаться стенографированием, фотографированием, киносъемкой, аудио- и видеозаписью. Стенограмма и стенографическая запись, негативы и снимки, аудио- и видеозапись хранятся при уголовном деле.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Протокол следственного действия подписывается всеми его участниками. Если кто-либо из них отказывается или по объективным причинам (например, наличие у лица физических недостатков) не в состоянии подписать протокол, данный факт должен быть удостоверен по правилам ст. 167 УПК.

Участие в уголовном деле специалиста, переводчика, понятых

В соответствии со ст. 168 УПК следователь по своему ­усмотрению вправе привлечь специалиста к участию в любом следственном действии. К специалистам относятся лица, обладающие специальными знаниями, которые способны оказать помощь следователю в обнаружении и закреплении следов преступления, изъятии предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, формулировании вопросов экспертам.

Привлечение специалиста к участию в деле не требует вынесения постановления, сведения о нем отражаются в протоколе следственного действия.

Специалист (в отличие от эксперта) не проводит исследований. Представленное им заключение, т.е. изложенное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным сторонами, не приравнивается к заключению эксперта и не может его заменить.

В случаях, когда участники следственного действия не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется расследование, следователь привлекает к участию в деле переводчика (ст. 18, 59, 169 УПК), о чем выносит специальное постановление. Права и обязанности перевод­чика перечислены в ст. 59 УПК. Перед началом следственного действия он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный перевод (ст. 307 УК).

В ходе следственного действия и оглашения протокола переводчик осуществляет устный перевод. Поскольку копия протокола обыска и выемки подлежит вручению лицу, у которого производились обыск или выемка (ст. 182, 183 УПК), указанные документы должны быть в письменном виде переведены на родной язык (или язык, которым он владеет) соответствующего участника следственного действия.

Следственные действия, связанные с непосредственным восприятием следователем следов, обстановки преступления и других обстоятельств, имеющих важное значение для дела, проводятся с участием понятых. Согласно ст. 170 УПК понятые привлекаются к производству:

осмотра;

эксгумации и осмотра трупа;

следственного эксперимента;

обыска;

выемки;

осмотра и выемки почтово‑телеграфных отправлений;

осмотра и прослушивания фонограммы с результатами записи телефонных и иных переговоров;

предъявления для опознания;

проверки показаний на месте.

В присутствии понятых также производится наложение ареста на имущество.

При проведении названных следственных действий вызываются не менее двух понятых для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Закон (ст. 60 УПК) запрещает привлечение в качестве понятых несовершеннолетних, лиц, участвующих в уголовном деле, их родственников, работников органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного расследования и ОРД.

§ 3. Иные общие условия предварительного расследования

а) Восстановление утраченного уголовного дела. В практике расследования уголовных дел нередко встречаются факты их утраты или частичной порчи имеющихся в них материалов. В связи с этим возникает необходимость восстановления содержавшихся в уголовном деле материалов, в которых были отражены сведения о преступлении либо иные данные, имеющие значение для разрешения дела по существу. Федеральным законом от 04.07.2003 № 92‑ФЗ в УПК введена новая статья 1581 «Восстановление уголовных дел», регламентирующая порядок восстановления утраченного уголовного дела либо его материалов.

В стадии предварительного расследования решение о восстановлении материалов уголовного дела принимает руководитель следственного органа и начальник органа дознания, о чем он выносит специальное постановление. Закон предусматривает два способа восстановления утраченных (испорченных) процессуальных документов: получением сохранившихся копий материалов уголовного дела и проведением процессуальных, следственных действий.

Копии материалов уголовного дела могут быть получены:

в суде, поскольку им дается разрешение на проведение ряда следственных действий и применение мер процессуального принуждения, а также рассматриваются жалобы участников судопроизводства;

в прокуратуре, осуществляющей надзор за дознанием и предварительным следствием;

от участников уголовного судопроизводства, которым направлялись копии процессуальных документов, сообщения и уведомления;

от физических и юридических лиц, у которых находятся процессуальные документы в связи с производством обыска, выемки, наложением ареста на имущество;

из экспертных учреждений и у экспертов, проводивших экспертизы по уголовному делу.

В результате повторного производства следственных действий (осмотра, допроса, следственного эксперимента и др.) также может быть восстановлена часть материалов уголовного дела.

Испорченные процессуальные документы могут восстанавливаться и путем проведения соответствующих криминалистических исследований, склеивания связанных между собой по содержанию и имеющих общие границы листов дела.

б) Обязательность рассмотрения ходатайств. Ходатайства могут быть заявлены участниками процесса для обеспечения их прав и законных интересов, установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Они заключаются в формулировании (устном или письменном) следователю, дознавателю требования осуществить определенные процессуальные действия.

Согласно ст. 159 УПК должностные лица, ведущие расследование уголовного дела, обязаны рассмотреть каждое ходатайство, заявленное в соответствии с правилами уголовно-процессуального закона. При этом они не могут отказать ходатайствующим в допросе свидетелей, назначении судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, имеют значение для уголовного дела.

Заявленное ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его поступления либо не позднее трех суток с момента заявления. В случае полного либо частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь, дознаватель выносит постановление, которое может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 16 УПК.

в) Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. В ст. 161 УПК установлено общее правило о том, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Это является определенной гарантией достижения целей уголовного судопроизводства. Неоправданное разглашение сведений, имеющихся в уголовном деле, может помешать не только всестороннему и объективному исследованию его обстоятельств, но и причинить вред законным интересам участников уголовного судопроизводства, особенно потерпевшим, свидетелям.

Для предотвращения несанкционированного распространения сведений об обстоятельствах расследования следователь, дознаватель предупреждают участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных уголовного дела, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК.

Вопрос о возможности и объеме разглашения данных предварительного расследования решается следователем, дознавателем с учетом конкретных обстоятельств дела и условий его расследования.

Разглашение сведений о частной жизни участников уголовного судопроизводства допускается только с их письменного согласия, которое дается в произвольной форме.

г) Необходимость принятия мер попечения о детях, других иждивенцах подозреваемого, обвиняемого, обеспечения сохранности его имущества. Применение отдельных мер процессуального принуждения, связанных с помещением подозреваемого и обвиняемого в места содержания под стражей, возлагает на следователя, дознавателя обязанность принятия мер попечения об их детях, иждивенцах и мер по обеспечению сохранности их имущества (ст. 160 УПК).

Несовершеннолетние дети подозреваемого или обвиняемого, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постоянном уходе, могут передаваться другим лицам при условии, если они согласны и способны реально обеспечить им присмотр и помощь. Перечисленные лица могут также помещаться в соответствующие детские либо социальные учреждения.

Меры обеспечения сохранности имущества и жилища задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого сводятся к передаче имущества на ответственное хранение родственникам, органам местного самоуправления, опечатыванию жилища задержанного или арестованного. Принятые на основании ст. 160 УПК меры должны гарантировать, что во время пребывания лица под стражей его жилище, имущество не будут утрачены, уничтожены, испорчены, противоправно отчуждены. О принятых мерах следователь, дознаватель в обязательном порядке уведомляют подозреваемого или обвиняемого.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие формы расследования преступлений предусмотрены УПК?

2. Каковы особенности дознания?

3. Какие установлены сроки предварительного следствия? Каков порядок их продления?

4. При каких обстоятельствах создаются следственные группы?

5. Какие причины вызывают необходимость соединения и выделения уголовных дел?

6. В чем заключается суть мер, ограждающих тайну предварительного расследования?

7. Какие следственные действия признаются законом в качестве неотложных? Кто уполномочен их проводить?

8. Каковы формы окончания предварительного следствия и дознания?

9. В чем, по вашему мнению, состоят сущность и значение такого понятия, как «подследственность»?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.