Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Культура безопасности жизнедеятельности - уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности

Культура безопасности жизнедеятельности - уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью норм безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Известно, что адресное воздействие на любые объекты, системы с учетом их специфики, особенностей структуры и функций, является более эффективным, чем универсальное. Поэтому для разработки методических основ формирования КБЖ нужен учет наиболее существенных характеристик людей, социальных групп, общества. Для этого необходимо определить объекты различного уровня, у которых будет формироваться культура безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, а также методы (мероприятия) воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Очевидно, что в качестве объекта формирования КБЖ начального уровня целесообразно рассматривать личность, как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности. Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей.

В тоже время из системного анализа известно, что свойства системы не определяются только свойствами составляющих ее элементов. Поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом будут обладать свойствами более высокого уровня – т.н. «системными» свойствами. Это свидетельствует о необходимости установления объектов формирования КБЖ более высокого уровня.

Местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно эта сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей. При этом по данным Национального совета по охране труда США подавляющее большинство нештатных и аварийных ситуаций в промышленности (свыше 90%) происходит вследствие неправильного поведения человека на производстве и лишь их малая часть является результатом технической неисправности оборудования.

В производственной сфере вырабатываются «приемы и правила решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правила, оправдавшие себя в прошлом и подтвердившие свою актуальность в настоящем», которые и составляют т.н. корпоративную культуру. Наряду с технологией производства и системой управления корпоративная культура является ключевым фактором, влияющим на эффективность функционирования предприятий, учреждений и организаций, профессиональных коллективов. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня представляется целесообразным рассматривать трудовые коллективы (корпорации).

И, наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов (т.е. того, что является наиболее социально значимым по мнению большинства членов общества с точки зрения личного и общественного благосостояния, стабильного существования, долгосрочного развития и совершенствования социальных отношений, государственной внутренней и внешней политики страны и т.п.) является системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому в качестве следующего уровня формирования КБЖ рассматривается общественно-государственный уровень.

Культурно-информационные воздействия для индивидуального, корпоративного и общественно-государственного уровня должны проектироваться и осуществляться с учетом основных, наиболее существенных характеристик объектов формирования КБЖ внутри каждого класса.

При установлении свойств объектов формирования культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном уровне учитывается то, что устойчивый успех любой деятельности индивидуума зависит, прежде всего, от его мировоззрения, системы ценностей и идеалов. Поэтому от того, какое место в системе ценностей и идеалов личности занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды и зависит безопасность его жизнедеятельности.

Другим существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют качества человека. Под ними понимают индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Часть из них генетически предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, напр. темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и т.п. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально – психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

Кроме того, успех в любой деятельности зависит от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов. Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Значительный опыт формирования культуры безопасности в атомной энергетике свидетельствует о том, что на корпоративном уровне такими свойствами могут выступать ценности организации, характеристики атмосферы психологической настроенности, степень развития у работников чувства персональной ответственности, параметры подбора, обучения и подготовки персонала, показатели системы морального и материального стимулирования, регламентации действий, контроля за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, охраны труда.

И, наконец, объекты формирования КБЖ на общественно- государственном уровне должны характеризоваться совершенством системы социальных ценностей и приоритетов, развитостью нормативного правового поля, параметрами политики обеспечения безопасности, мерой развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, степенью вовлечения религиозных институтов в процесс формирования природо и человекоохранного сознания, показателями системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования, страховых механизмов обеспечения безопасности.

Следует особо подчеркнуть, что определяющими для развития качеств личности, корпорации и общества безопасного типа будут являться высокие духовно-нравственные качества, профессиональная и общественная этика (мораль).

Говоря о методах, средствах, технологиях формирования КБЖ следует отметить, что наиболее эффективной с этой точки зрения является образовательная деятельность. Причинами этого являются:

целенаправленность,

длительность,

адресность,

комплексность воздействия на людей,

возможность осуществления в важнейший период развития и становления личности,

наличие действенного механизма контроля качества и коррекции процесса,

а также наличие возможности для воспроизводства культурных ценностей, их сознательного отбора, передачи и освоения.

При этом с учетом результативности достижения учебно-воспитательных целей ядром образования в области безопасности жизнедеятельности должны являться системообразующий общеобразовательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», а на более поздних этапах – обучение всех категорий населения в рамках Единой системы подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Не менее существенная роль в этом процессе отводится и семейному воспитанию. Ведь именно в семье, в самый важный период развития личности – до 4-5 лет, закладываются определяющие качества человека, которые будут способствовать или препятствовать безопасному его взаимодействию с социумом, окружающей средой, отчасти формируется его ценностно-мотивационная сфера, развивается направленность его потребностей и интересов.

Наряду с семейным воспитанием и образованием в настоящее время огромное значение с позиций формирования общей культуры и культуры безопасности жизнедеятельности играют современные средства массовой коммуникации. Оказывая ежедневное мощнейшее воздействие на население, они способствуют формированию идеалов и ценностей, отношений к окружающей действительности, знаний и эмоциональных состояний и т.п.

Существенную роль в развитии коммуникационного пространства безопасности жизнедеятельности играет и создаваемая в настоящее время Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Основными функциями данной системы являются:

подготовка населения в области безопасности жизнедеятельности,

своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических акций,

мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Для реализации этих функций используются современные средства отображения информации (наружные светодиодные панели, внутренние плазменные экраны, экраны «бегущая строка»), а также мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет и др. С их использованием до населения доводится информация в виде видеороликов, анимационных фрагментов, электронных плакатов, информационных сообщений по правилам безопасного поведения.

Кроме того, определенное влияние на формирование КБЖ оказывает самовоспитание и самообразование, внешкольная и вневузовская работа (в центрах «Юный спасатель», «Юный пожарный», в ходе участия во Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности», Всероссийском добровольном пожарном обществе, соревнованиях «Школа безопасности», полевых лагерях «Юный спасатель», Всероссийском студенческом корпусе спасателей), пропаганда знаний, культурно – просветительские воздействия, осуществляемые учреждениями культуры (музеи, театры, киноконцертные залы и т.п.), искусство, система материального и морального стимулирования, осуществление идеологической поддержки, проведение государственной политики в области безопасности жизнедеятельности, развитие нормативной правовой базы, осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения безопасности, развитие религиозного сознания и другие.

Данные методы, средства, технологии широко используются различными министерствами и ведомствами, организациями и учреждениями при формировании КБЖ. Практическая реализация указанных составляющих нашла отражение и в ряде научно – исследовательских и других работ, выполняемых и сопровождаемых нашим Центром.

Результатом этих работ является создание широкого спектра такой востребованной продукции, как Концепция формирования КБЖ, плакаты и раскраски для детей младшего школьного возраста, компьютерные тесты, мультимедийные и электронные учебники, мультфильмы, компьютерные обучающие программ по безопасности жизнедеятельности, учебно – методические комплекты для учреждений среднего профессионального образования, образовательный Web – сайт «Окно в безопасный мир», методические рекомендации по формированию КБЖ для различных групп населения, мультимедийная энциклопедия для детей, компьютерные анимационные фильмы, стенды для оснащения типового класса ОБЖ, комиксы и многое другое. Указанная продукция разрабатывается с учетом основных принципиальных положений КБЖ, тиражируется и внедряется в культурно – образовательную практику.

Данные методы и средства должны комплексно воздействовать на качества и свойства объектов формирования КБЖ. Это обуславливает необходимость проведения единой взаимоувязанной по целям, времени и месту деятельности по развитию культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне с единых идеологических, нормативных, научно-методических позиций, с использованием программно-целевых методов. Однако в настоящее время данные мероприятия проводятся разрозненн о, с различных методических позиций, не учитывают социальные особенности формирования КБЖ на различных уровнях. Это не позволяет в полной мере задействовать весь потенциал данного процесса. Для преодоления этого положения потребуется проведение масштабных (и по решаемым задачам и по охвату населения) социологических исследований по указанным вопросам, разработка теоретико-методологических основ, концептуально-методических подходов к формированию КБЖ, осуществление с единых методических позиций практических мероприятий в данной области. Только такая системная, регулярная деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности может позволить значительно повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными глобальными и локальными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Следует еще раз подчеркнуть, что в основе передачи и освоения культурных ценностей и лежат так называемые информационные технологии образования, средств массовой коммуникации, СМИ.

 

Для примера того, как может быть представлен культурно-информационный продукт мы просмотрим анимационный фильм по правилам поведения детей дома.

 

Кроме того, с аналогичной целью мы посмотрим фильм «Сам себе МЧС».

 


[1] В начале эпохи земледелия площадь лесов составляла 75% суши, а сейчас — 26%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развернутая характеристика информационного общества | Логические операции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.