Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

 

Словом «художественность» обозначается, во-первых, включенность произведения в сферу искусства или, по крайней мере, причастность ей, во-вторых–яркое, последовательное и широкое раскрытие в произведении свойств и черт искусства. Художественность (во втором значении слова) наличествует там, где автор сполна проявил свою творческую одаренность, где ярко сказался нашедший себя талант. Будучи необходимым условием успешной деятельности в области искусства, талант вместе с тем не составляет единственной предпосылки появления произведений, отмеченных художественностью. По словам И.А. Ильина, талант как таковой еще не знаменует «полноты художественного дара»: он насущен, но не самоценен, ибо способен сочетаться со «сквозняком в душе», и добавим, с нечувствием, безмыслием, безволием и иными негативными чертами. Призвание таланта, полагает Ильин, — осуществлять и выражать «творческое созерцание, т.е. воплощать в произведениях духовный опыт, обладающий значительностью и глубиной». Говоря об этом, философ прибегает к таким выражениям, как «духовное прозрение», «ясновидение художественного предмета», «обостренная отзывчивость». И формулирует вывод: «Талант, оторванный от творческого созерцания, пуст и беспочвенен»1. Напомним и слова Е.А. Баратынского: «Дарование есть поручение».

Художественные достоинства произведений, говоря иначе, определяются не только мерой одаренности автора, но и направленностью его деятельности на решение творческих заданий, позитивно значимых для культуры данного народа и всего человечества.

 

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений1. Еще Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика». Гл. 1). В подобном же духе высказались Лессинг и Гегель. Современный искусствовед справедливо утверждает, что границы между видами искусства определяются «формами, способами художественного выражения (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т. п.) <...> С этих первичных «клеток» и следует начинать. Исходя из них, мы должны уяснить себе, какого рода перспективы познания в них заключены, какова главная сила того или иного искусства, которой оно не в праве поступаться» 2. Говоря иначе, материальный носитель образности у каждого вида искусства свой, особый, специфический.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения, которые тоже фиксируются в некоторых теоретических работах XVIII–XIX вв.), а также активизировавшаяся в XX столетии постановочная режиссура — искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Литература и средства массовой коммуникации

В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии; в русле этой традиции — трактат раннего французского просветителя Ж.-Б. Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии»1.

Впоследствии (в XVIII, еще более — в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия» 2. С еще большей энергией возвышал словесное искусство над всеми иными В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все элементы других искусств» и потому «представляет собою всю целость искусства»3.

В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Именно музыка, по убеждению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все иные искусства, а в конечном счете — преобразить мир. Знаменательны слова А.А. Блока (1909): «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего <...> Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира <...> Поэзия исчерпаема <...> так как ее атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке»4.

Подобные суждения (как «литературоцентристские», так и «музыкоцентристские»), отражая сдвиги в художественной культуре XIX — начала XX вв., вместе с тем односторонни и уязвимы. В противовес иерархическому возвышению какого-то одного вида искусства над всеми иными теоретики нашего столетия подчеркивают равноправие художественной деятельности. Не случайно широко бытует словосочетание «семья муз».

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

Своеобразное лидерство литературы в семье искусств, ясно ощутимое в XIX–XX вв., связано не столько с ее собственно эстетическими свойствами, сколько с ее познавательно-коммуникативными возможностями. Ведь слово — это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.

. В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обобщений автора. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке7, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом»8. Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно существенным в моменты и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И. Герцен, — литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»9.

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

Слово «литература» как термин может означать также любое произведение человеческой мысли, закреплённое в письменной форме и обладающее общественным значением. Существует техническая, научная, эпистолярная, справочная, техническая, мемуарная литература и т.д.

Художественная литература подразделяется: а) по содержанию – историческая, военная, фантастическая, приключенческая, детективная, юмористическая, сатирическая, публицистическая, социально-бытовая; б) по возрастным категориям: для дошкольников, младших школьников, подростков, для юношества и для взрослых: в) по реализации в конкретных формах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, художественный перевод. Беллетристика – синоним художественной прозы.

 

Другие виды искусства: театр, музыка, живопись и графика, скульптура, хореография, архитектура, цирк, художественная фотография, киноискусство, телевидение, прикладное искусство, декоративное искусство.

В западных эстетических воззрениях к видам искусства порой относят и другие виды человеческой деятельности, связанные с созданием вещей не только полезных, но и красивых. Среди них: косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, пластическая хирургия, гончарное, столярное ремесло, татуировка. Всего таких видов деятельности насчитывают около 400.

Одной из существенных черт искусства является его синтетичность – способность целостно отражать жизнь во взаимосвязи всех его сторон. Но вместе с тем искусство может отражать жизнь и в качестве индивидуального, единичного явления.

Искусства, и среди них художественная литература, обладают рядом общественных функций.

Познавательная – позволяет познавать мир с особой выразительностью и глубиной.

Информационная – искусство несёт определённую информацию, но дополнительно эмоционально насыщенную, оригинальную по форме подачи, ценностную эстетически.

Воспитательная – участие в формировании личности, воздействии на нравственность, мировоззрение человека.

Эстетическая – способность формировать художественные вкусы, нравственные ценности, пробуждать творческие возможности личности Мировоззренческая – выражает в художественной форме определённые чувства и представления.

Гедонистическая – способность доставлять наслаждение, радость приобщения к возвышенному.

Коммуникативная – художественное общение автора и рецепиента позволяет обмениваться мыслями, приобщаться к чужому опыту, даже далеко отстоящему от него географически и исторически.

Преобразующая – искусство может стимулировать общественную активность личности, желание преобразовывать мир.

Компенсаторная (утешительная) – искусство позволяет читателю в сопереживании его героем найти отзвук своим чувствам и настроениям.

Функция предвосхищения – писатели-гении способны опережать время, видеть те тенденции развития общества, которые ещё только едва наметились. Так, Достоевский предвидел негативные последствия деятельности революционеров в романе «Бесы». Фантасты предвосхищают некоторые технические достижения, моделируют возможные пути развития цивилизации.

Художественная литература существенно отличается от других видов искусств своим специфическим средством создания образности. Слово, в отличие от других изобразительных средств, обладает социальным содержанием, оно образно, ассоциативно и эмоционально нагружено порой даже вне контекста. Слово многозначно, пластично, оно опирается на жизненный опыт личности.

Литература тем не менее не стоит особняком среди других видов искусств, наоборот, она тесно взаимодействует со многими из них. Прежде всего, это относится к театру, которому служит один из литературных родов –драма. Пьесы, которые пишут драматурги, предназначены для постановки в театре. Для оперных театров пишутся либретто, для эстрады – песни, для кино и телевидения – сценарии, для цирка – репризы клоунов. Живопись помогает литературе там, где не хватает зрительных образов, она выступает в книге в качестве иллюстрации. В свою очередь на литературные сюжеты создаются картины, скульптуры, кино- и телефильмы, оперы и балеты, музыкальные пьесы и даже цирковые представления. Слово может пояснять, дополнять сюжет живописного полотна, скульптурной композиции, художественной фотографии.

Такая взаимосвязь уходит своими корнями в историю искусств, в те времена, когда они имели синкретический характер. Синкретизм – неделимое единство разных видов творчества, – существовал на ранней стадии развития человеческого общества. Это было связано с фантастическими представлениями первобытных племён о мире, в котором они жили, с антропоморфизмом в осознании природных явлений – одушевлением сил природы, уподоблением их человеку. Это выразилось в первобытной магии – представлении о способах воздействия на природу, попытках сделать так, чтобы она благоприятствовала жизни человека, его поступкам. Магия была отражением веры в то, что определённые явления в природе и человеческой жизни можно вызвать путём их имитации. Одним из первых проявлений магии был тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между родами и определённым видами животных или растений. Первобытные люди рисовали на стенах пещер зверей, вырезали их из дерева или камня, делали их своими заступниками, а чтобы задобрить их, танцевали и пели под звуки первых музыкальных инструментов. Так родились живопись и скульптура, пантомима и музыка, художественное слово.

Постепенно обряды становились разнообразнее, люди стали совершать ритуальные действия не только перед своими тотемами, но и собираясь на охоту, перед приходом весны, сбором урожая, а также перед войнами, в связи с рождением, бракосочетанием и смертью. Появились уже не только обрядовые, но и обычные лирические песни, а также другие не связанные с обрядностью жанры – сказки, позднее – легенды. Так стал развиваться фольклор – устное народное творчество.

Фольклор – это устная форма бытования художественного слова. Народ ещё на ранней стадии своего развития овладел образным строем языка, научился типизировать явления жизни.

Фольклор, как и художественная литература, развивался в различных формах. Он также классифицируется по родам и жанрам.

Народный эпос – легенды, сказки, басни, пословицы и поговорки, анекдоты.

Народная лирика – обрядовая лирика, песни, баллады, частушки, романсы.

Народная драма – кукольный театр, сценки.

Основные признаки, отличающие фольклор от художественной литературы: бытование в устной форме, анонимность, вариантность, краткость.

Художественная литература выросла из фольклора и до сих пор связана с ним. Она использует фольклорные сюжеты и образы, приёмы, развивает дальше некоторые родившиеся в фольклоре жанры. Несмотря на существование письменности и возможность записи устных рассказов, фольклор продолжает существовать. Он в свою очередь также заимствует из художественной литературы образы, персонажей, видоизменяет авторские тексты. В определённых случаях авторские стихи, афористичные строки становятся анонимными, имя автора забывается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство в свете аксиологии. Катарсис | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.