КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, сущность, структура и функции политической системы общества
Нормативная основа политической системы общества Внутренние и внешние факторы стабилизации политической системы Факторы стабильности и изменчивости в политических системах Современная российская политическая система Критерии классификации политических систем. Типы политических систем Применение социологического, структурно-функционального, исторического и других методов при анализе сущности политической системы Типологизация политических систем Понятие, сущность, структура и функции политической системы общества Эффективность моделей коммуникации Циркулярная модель У. Шрамма и Ч. Осгуда 7. · Коммуникация носит циклический характер · Ее участники взаимодействуют друг с другом и меняются ролями, обмениваясь сообщениями (сигналами). · В результате коммуникация превращается в диалог. · Механизм обратной связи позволяет минимизировать последствия «семантического шума» и сделать коммуникацию более эффективной
· Модели Де Флера, Шрамма и Осгуда и т.п. относятся к типу трансакционных, или циклических моделей коммуникации. · В этом случае вместо одноразовой смены коммуникативных ролей происходит многоразовое, попеременное выступление каждого участника коммуникации в роли коммуникатора (отправителя) и реципиента (получателя). · Каждый посылает и принимает сообщения на основе постоянно действующей обратной связи и адаптируется в коммуникационной ситуации, преодолевая шумы. · В результате такого мультинаправленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными и эффективными в плане взаимопонимания.
Термин «политическая система» был введен в науку о политике в середине XX в. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Преимуществом понятия «политическая система» является то, что оно охватывает сферу политической деятельности всех лиц и институтов. Система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого централизованно управляемого политической властью организма. Понятием «политическая система» обычно обозначают организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные взаимоотношения властвующих групп и подвластных, господствующих и подчиненных, обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений—государственных и иных институтов и учреждений. Система отличается от всякой совокупности политических субъектов и отношений тем, что предполагает такую взаимосвязь элементов, которая образует определенную целостность, единство. Политическая система детерминирует деятельность входящих в нее субъектов, но вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития. Политическая система, являясь орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором. Атрибутивным элементом системы является ее структура. Под структурой понимается строение, внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы свойств ее компонентов. Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств ее элементов, которые подчиняются общественным законам развития системы как целого. Существует несколько подходов к структуризации политических систем. Наиболее распространенным является выделение в ее структуре следующих подсистем: нормативной, коммуникативной, функциональной и культурной. Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические движения, группы интересов и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает значительными возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Государство—многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной власти, правовые институты, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональном уровне, институты местного самоуправления. Нормативная (регулятивная) подсистема включает политические и правовые нормы — принятые или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, уставов политических партий и организаций, политических программ, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Коммуникативная подсистема состоит из разнообразных форм и принципов, лежащих в основе взаимодействий и связей между ее отдельными подсистемами. Функциональная подсистема—это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, направленного на обеспечение функционирования механизма осуществления власти в обществе. Культурная подсистема представляет собой совокупность субъективных факторов, влияющих на участие граждан в политической жизни. Это комплекс ценностей, идеалов, идеологий, образцов поведения, характерных для данной системы. Специфика этого элемента — в его интегрированности во все другие компоненты системы, в способности быть своеобразным критерием прогрессивности политического общества в целом. В литературе встречается и другая классификация структурных элементов политической системы. В ее рамках выделяются следующие элементы политической системы: 1) окружающая среда как совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе; 2) связь — коммуникация (инфраструктура). Это институты, структуры, процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей степени политические партии, группы интересов, они отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти структуры выступают и в качестве инструментов управления; 3) система выработки решения состоит из структур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданные через систему коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт; 4) политический результат, т.е. какого рода политику вырабатывает система, характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах. Согласно другой концепции в структуру политической системы входят: 1) политические институты; 2) политические отношения; 3) политические принципы и нормы; 4) политическое сознание и культура. Среди политических институтов, оказывающих существенное воздействие на политический процесс, следует выделить государство и политические партии. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и т.д. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство. В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы. Не менее важным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Последним элементом политической культуры являются политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие. Ученые разделяют политические системы на несколько типов. В основу этой классификации положены сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важно также учитывать уровень экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы. Важным сущностным началом политической системы являются ее функции. В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия, ведущие к ее рассогласованию и дезорганизации, называются дисфункциями. Согласно Т. Парсонсу системы имеют следующие общие основные функции: система должна соответствовать модели в аспекте управления и контроля над обществом; она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами; она должна интегрировать свои задачи, определять отношения между составляющими ее элементами; система должна стремиться к достижению целей, мобилизуя для этого население, укрепляя единство общества. В литературе встречается и другая классификация функций. В числе важных функций политической системы выделяется функция политической социализации. Приобщение индивидов к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Взаимодействие различных компонентов политической системы обеспечивает интегративная функция. Реализация этой функции предполагает способность политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты. Жизнеспособность системы обеспечивается функцией адаптации — способностью приспосабливаться к окружающей среде, ее возможностям. Не менее важна функция реагирования. Благодаря ей политическая система оперативно отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Политическая система осуществляет свое влияние посредством регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм, правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, социальные группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |