Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная российская политическая система

Критерии классификации политических систем. Типы политических систем

На процесс формирования и функционирования политической системы оказывают влияние множество факторов: исторические традиции, экономическое, культурное, религиозное развитие, зрелость гражданского общества, географические, природные условия и многое другое. 88

Сочетание тех или иных факторов обусловливает уникальность политических систем, отличие их друг от друга.

Политические системы различаются на основе учета различных признаков (оснований). Одна из первых классификаций политических систем исходит из характера взаимоотношений политической системы с внешней средой. По данному критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем, они самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри таких систем.

Открытые системы поддерживают активные связи с внешней средой, они подвижны, динамичны, обладают высоким инновационным потенциалом.

По критерию политической стабильности и управляемости политические системы делятся на сильные и слабые. Сильные политические системы обеспечивают единство, стабильность, законность; слабые политические системы этих качеств не обеспечивают.

В соответствии с классическим принципом марксизма в зависимости от того, интересы какого класса выражает политическая система, выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая политические системы.

Политические системы разделяют на примитивные, традиционные и современные системы.

Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое остается для них без внимания. Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру. Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.

Современные политические системы знаменуют собой дальнейший прогресс в структурном и культурном плане. Они обладают и политическими структурами, и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой, коммуникации). Такой системе свойственна «культура участия». Граждане вовлечены в процессы артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане могут влиять на политическую систему посредством также выборов, демонстраций, митингов.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4) устанавливающиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами. Но наиболее распространенной классификацией является различение политических систем по политическому режиму. В зависимости от характера и способов взаимодействия власти, индивида и общества выделяют авторитарные, тоталитарные и демократические политические системы.

Авторитарная система основана на самовластии одного лица или группы лиц при сохранении определенных политических, экономических, социальных и духовных свобод. Для тоталитарной политической системы характерны всеобъемлющий и всепроникающий контроль над всеми сферами общественной жизни и полное подчинение личности и общества политической власти. Демократическая система полагает приоритетными интересы личности, ее прав и свобод, контроль со стороны общества над властью.

Большинство западных политологов выделяют следующие типы политических систем.

Политические системы англоамериканского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства.

В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Для них характерно взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности; партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм; представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима, т.к. политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 г.

В настоящее время политической системе России еще во многом присущи черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и функционируют новые политические институты.

Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. означало создание нормативно-правовой базы формирующейся политической системы российского общества.

Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Федеральная российская политическая система выражает волю и интересы всех народов, проживающих на территории страны.

Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в России.

Государственные органы Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех систем органов власти и управления самостоятельна и руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и другими правовыми актами.

Законодательная власть Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации, формирующегося из представителей субъектов Российской Федерации (по два от каждого региона) и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов, избираемых населением страны. Каждая палата располагает своей сферой деятельности, ответственностью и полномочиями по управлению государством. В 2001-2002 гг. произошло переструктурирование Федерального Собрания. С целью усиления профессионализма изменился механизм формирования Совета Федерации, усилилась партийно-политическая фрагментация Государственной Думы.

Исполнительная власть представлена Президентом и Правительством Российской Федерации, состоящего из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Конституцией Российской Федерации установлена судебная система страны, на высшем уровне она представлена Конституционным Судом, осуществляющим конституционное производство, Верховным Судом, в ведении которого находится гражданское, административное и уголовное судопроизводство, Высшим Арбитражным Судом, ведающим разрешением экономических споров.

К судебной власти в определенной степени примыкают органы прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом РФ и по представлению Президента Российской Федерации.

Российская Федерация — государство светское. Религиозные объединения отделены от государства. Система федеральных органов государственной власти России дополняется системой органов государственной власти субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Их структуру субъекты- РФ определяют самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных, исполнительных и судебных органов власти, установленных федеральным законом.

Значимым элементом российской политической системы являются органы местного самоуправления. Их роль определена Конституцией России. Они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских населенных пунктах.

Существенным элементом российской политической системы является наличие в ее составе различных политических партий, общественно-политических движений, избирательных политических блоков и союзов. Конституцией России предусматривается политическое многообразие и многопартийность.

Следует подчеркнуть, что современная политическая система еще молода. Ее становление и развитие продолжается. Не нашли еще разрешения многие острые проблемы государственного строительства, федеративных отношений. В России сохраняются авторитарные традиции, властные отношения отличаются закрытостью, что порождает коррупцию, злоупотребления властью.

В стране нет серьезного политического оппонирования действий властных структур. Политические партии слабы, не имеют четкой социальной ориентации. В стране сохраняется высокой поляризация населения, растет его маргинализация. В этих условиях возможности политической системы интегрировать общество, обеспечивать его единство и стабильность достаточно ограничены. Поэтому политическая система в России еще какое-то время будет балансировать между целостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение социологического, структурно-функционального, исторического и других методов при анализе сущности политической системы | Факторы стабильности и изменчивости в политических системах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.