Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство и время как философские категории

На уровне повседневного сознания бросается в глаза факт текучести времени: от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Не­которым представляется, что можно также "убить время", заявляют, что "время - это деньги" и т.п. Конечно, внимание заслуживают разные ме­тафорические представления о времени (можно насчитать несколько сотен таких метафор). Но в научном плане время соотносится прежде всего с изменяемостью. Изменение же можно определить как единство исчезающего, пребывающего и появ­ляющегося. Иными словами, изменение есть единство прошлого, на­стоящего и будущего. Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в раз­ных аспектах мысли: если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени. Именно тройственность времени и всякого изменения обнаруживает во времени другую его особенность, а именно проникающее его единство изме­няющегося материального бытия.

Идеалисты так или иначе отрывают реальное, физическое время от своего объективного содержания и делают его зависимым от субъекта или некоего Духа. Беркли, Юм, Мах полагают, что время есть форма индивидуального сознания. И. Кант трактует время как априорную форму чувственного созерцания. Для объективного идеалиста Гегеля характерно понимание времени как категории Абсолютного Духа, кото­рая реализуется в предметах природы. Французский философ А. Берг­сон сочетает в своих построениях субъективный идеализм, психологи­зируя время, с объективным идеализмом; для него "время" (немате­риальная "длительность") - первооснова всего сущего, а материя, время, движение - различные формы проявления "длительности" в человече­ском представлении и в рассудочных схемах науки; познание "длительности" доступно лишь интуиции.

В истории философии обращено внимание на некоторые парадоксы понятия "время". Один из них состоит в том, что сопоставляется про­шлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, и делается вы­вод, что настоящее - это момент, который неуловим; некоторые даже полагают, что времени вообще-то нет, это якобы наша иллюзия.

Теолог и философ средневековья Блаженный Августин писал, что "ни будущего, ни прошедшего не существует, и неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, на­стоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной дей­ствительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих пред­метов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоя­щего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (exspectatio)"1. Для него, как видим, тоже характерна субъективистская трактовка времени, не отрицающая "прошлого" или "будущего" предме­тов, но подчиняющая их, в конечном счете, духовным способностям человека. Вместе с тем он выразил (пусть и в свойственной ему форме) одну из трудностей в понимании соотношения прошлого, настоящего и будущего. Многие из идеалистов фактически заостряют внимание на перцептуальном (психологическом) времени. Действительно, есть наше воспри­ятие или наше ощущение времени. Оно относительно самостоятельно: в восприятии оно может "бежать", "стоять", течь "замедленно" и т.д. В своем сознании мы можем очень быстро воспроизвести события давнего прошлого, реально происходившие в течение ряда лет. Но в реалистиче­ской философии такое время трактуется иначе, чем в идеализме: в дей­ствительности физическое время приоритетнее перцептуального, именно оно лежит в основе психологического восприятия. Перцептуальное вре­мя помогает нам познавать реальное время и лучше ориентироваться в нем.

С точки зрения современной науки и философии понятие времени есть прежде всего отражение реального времени. Время - это совокуп­ность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (или явлений) - их последовательность и длительность. Вре­мя как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необратимой смены событий, последовательности и дления процессов и объектов в их существовании, движении и развитии.

Наиболее общими свойствами времени являются его одномерность и однонаправленность. Будущее как процесс реализует возможности, ко­торые переходят в действительность, в настоящее, а настоящее, чрева­тое прошлым, уже в момент становления "действительного" переходит безвозвратно в прошлое. "Мгновение" неотделимо ни от будущего, ни от прошлого; оно наряду с длительностью является свойством времени; мгновение - это некоторый, далее нерасчленяемый атом "длитель­ности"; из множества "моментов" и складывается прошлое, несущее в себе следы последствия "настоящего".

В отличие от времени физическое пространство макромира обрати­мо. Если во времени нельзя, к примеру, вернуться в прошлое (в прямом смысле слова), то в пространстве мы имеем возможность возвращаться на прежнее место пребывания многократно. Пространству свойственна также трехмерная система координат при одновременном рассмотрении явлений: высота, ширина, длина.

В каждой форме движения материи пространство специфицировано. Социальное пространство, например, это область, в которой скрещива­ются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии ин­дивидов, групп, классов. Говорят о "социальном расстоянии", "социаль­ном чувстве" (в пространственном смысле). Близкое социальное рас­стояние есть не что иное, как сочувственное взаимопонимание, сущест­вующее между субъектами (индивидами, социальными группами, клас­сами, государствами, народами).

Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает уни­версальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. По­нятие пространства в этом случае определяется еще и так: пространст­во - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуще­ствующих объектов, - их расположение друг относительно друга и от­носительную величину.

Пространство, как и время есть атрибут, т.е. существенное свойство, материи. Они есть коренные формы существования материи. Отмечая, что они есть формы, философы тем самым предполагали, что как фор­мы они определяемы и обусловливаемы содержанием, т.е. материей.

В философии и науке, кроме идеалистических и материалистиче­ских трактовок пространства и времени, существуют еще другие кон­цепции, среди которых важнейшими являются субстанциальная и ре­ляционная концепции. Они различаются между собой по вопросу о том, представляют ли пространство и время самостоятельные (наряду с материей) субстанции или же они производны от этой субстанции, оп­ределяются взаимодействиями вещей. В античной философии основы субстанциальной концепции пространства были заложены Демокритом (наряду с атомами он признал существование пустоты, в которой дви­жутся атомы; размеры атомов не зависят ни от каких факторов); суб­станциальную концепцию времени мы обнаруживаем уже у Платона. Реляционная же концепция пространства и времени впервые встречает­ся в работах Аристотеля. Неизменность пространства и времени, их неизменяемость были ведущей линией в их трактовке на протяжении многих столетий. Французский философ Гассенди, например, писал: "Я, по крайней мере, знаю одно-единственное время, которое, конечно (я этого не отрицаю), может называться или считаться абстрактным, по­скольку оно не зависит от вещей, так как существуют вещи или нет, движутся они или находятся в состоянии покоя, оно всегда течет равно­мерно, не подвергаясь никаким изменениям".

Классическое свое выражение субстанциальная и реляционная кон­цепции получили в конце XVII - начале XVIII в. в работах Ньютона и Лейбница. Ньютон во всей своей полноте представил точку зрения, со­гласно которой время, а также пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. По его представлению, про­странство есть гигантских размеров пустое вместилище, в котором не­зависимо друг от друга с неизменяющимися размерами (независимо от их скорости) движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных, т.е. возвел их наряду с материей в ранг субстанций. "Абсолютное пространство, - утверждал он, - по са­мой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда неподвижным и одинаковым". "Абсолютное время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно". Его оппонент - философ Лейбниц отстаивал, наоборот, зависимость пространства и времени от отношений вещей. Если для Ньютона, например, доска занимает какое-то про­странство, которое остается, если вы уберете ее, то для Лейбница про­странство - это и есть соотношение доски с окружающими ее предме­тами; вне этого соотношения нет и пространства. Для Ньютона про­странство есть субстанция (своего рода "вещь"), для Лейбница это есть своеобразное отношение.

В настоящее время реляционная концепция связана с именами А. Эйнштейна, В.А. Фока и др. Из теории относительности следовали два важных в философском отношении вывода: во-первых, при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокращаются примерно в 2 раза (ракета, имевшая 100 метров на Земле при движении с околосветовой скоростью по отношению к Земле будет иметь уже размер примерно 50 метров); во-вторых, темп течения временных процессов замедляется при скорости, близкой к световой (было подсчитано, что течение времени при этих условиях замедляется примерно в 40 раз). Теория относитель­ности показала зависимость пространства (протяженности тел) и време­ни (темпа длительности протекания процессов) от скорости движущихся тел. Кроме того, в геометрии Лобачевского и Римана была показана возможность искривления пространства в зависимости от массы тел. Иначе говоря, пространство и время - не независимые, а изменяемые свойства материальных систем.

К настоящему времени происходит сближение между собой суб­станциональной и реляционной концепций пространства и времени. Фи­зики, например, признают, что, будучи сторонниками реляционной кон­цепции, они обращаются вместе с тем при решении ограниченных задач к некоторым представлениям субстанциального характера (к статиче­ской концепции времени). Считается, что в дальнейшем основой теории времени все же останется реляционная концепция.

С точки зрения современного естествознания и соответствующих философских обобщений объективная реальность представляет со­бой нераздельную связь пространства, времени, движения и взаи­модействия видов вещества и поля. Современные ученые предпочитают говорить о некоем едином пространственно-временном кон­тинууме. Поскольку все существующие в мире тела пространствен­но ограничены именно тремя направлениями и самая плоская из всех фигур все же имеет длину, ширину и высоту, то трехмерность на­шего пространства является повсеместно эмпирически обнаруживаю­щим себя фактом. Итак, трехмерность пространства — эмпирический постулат. Это не значит, что вывод о трехмерности пространства ба­зируется на нашей интуиции, исходит из стремления удобства, це­лесообразности, экономии мышления, эстетических предпочтений или убежденности в совершенстве мира. Трехмерность пространст­ва обусловлена материальными взаимодействиями. Пространство, в котором мы живем, — трехмерно. Это не значит, что не может су­ществовать иного мномерного пространства, но в том, ином, про­странстве не было бы ни известных нам атомов, ни молекул, ни солнечной системы. Если бы пространство не было трехмерным, то нарушились бы все действующие физические закономерности, без всякой причины могли бы появляться и исчезать вещи (их причи­ны были бы в иных измерениях). Не могли существовать атомы, так как электроны мгновенно бы падали на ядра. И весь мир должен бы быть иным. В нашем мире считается, что любое событие определя­ется четырьмя числами: тремя пространственными координатами, фиксирующими местоположение событий, и его временным пара­метром. Таким образом, универсальным свойством объектов мате­риального мира является их принадлежность к 3 + 1 пространствен­но-временной структуре.

В качестве основных свойств пространства и времени следует выделить бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Когда говорят о порядке и направлении времени, обычно подразумевают ход его течения от прошлого через настоящее к бу­дущему. Время предстает как однонаправленный, асимметричный и необратимый процесс. Для временного упорядочивания явлений дей­ствительности использовались две серии временных понятий: серия А — «прошлое—настоящее—будущее» и серия В — «раньше-одновременно—позже». В тех случаях, когда фиксировались количе­ственные характеристики времени, предпочтения отдавались второй серии временных понятий, например на 4 минуты раньше, на 5 ми­нут позже и т.п. Структура нашего языка не позволяет строить пред­ложения типа: 4 часа «прошедшее», 5 минут «будущее».

Время — одно из уникальных явлений, для которого сущест­вуют два способа описания. Это связано с тем, что в осмыслении времени присутствуют эталонный количественный аспект и пси­хологическая окраска переживания временного потока, мировоз­зренческая оценка бренности мира. Понятия «прошлого—настоя- щего—будущего» более пригодны для передачи психологического, качественно содержательного описания времени. Для количествен­ного анализа применяется менее эмоциональное описание: «рань­ше—одновременно—позже».

Эти два временных языка были четко выделены и разграниче­ны в 1908 г. Дж.Мак-Таггартом. Он ввел представление о двух сериях понятий, разграничение которых позволяет уточнить постановку целого ряда проблем. С одной стороны, время осознается динамиче­ским или временным путем как воплощение потока и транзитивно­сти переноса свойств. События, существующие в прошлом, настоя­щем и будущем, непрерывно меняются по отношению к этим вре­менным определенностям. Прошлые события становятся все более прошлыми, будущие — все менее будущими. Этот процесс времен­ного становления часто выражается посредством метафор и афориз­мов: «река времени», «время течет», «завтра придет». Вместе с тем события, которые непрерывно изменяются, вытянуты в неизмен­ном порядке и конституированы отношением «раньше, чем — поз­же, чем». Здесь присутствует этакая «демократическая эквивалент­ность всех времен».

Всеобщность пространства и времени означает, что они сущест­вуют, пронизывая все структуры универсума. В связи с этим следует отметить специфические проявления пространства и времени не только в макро-, микро- и мегамире, но и в живой и социально организо­ванной материи. Специально анализируются биологическое время, психологическое время, социальное пространство и время.

Бесконечность Вселенной в релятивистской космологии. Современные представления о Вселенной основаны на_релятивистской космологии,у истоков которой стоят А.Эйнштейн и А.Фридман.

Веками и тысячелетиями складывались представления о бесконечности мира в пространстве и времени. Они уходили своими истоками в античную натурфилософию и космологию. В возникшей в связи с общей теорией относительности релятивистской космологии оказалось возможным строить как бесконечные, так и конечные в пространст­венно-временном отношении модели Вселенной. Поскольку реляти­вистская концепция Вселенной подразумевала поначалу всю мысли­мую материальную Вселенную, то идея ее «начала» вела, казалось, к полному перевороту и отрицанию идеи бесконечности. Утверждения космологов-релятивистов о единственности и всеохватности нашей расширяющейся Вселенной — Метагалактики напоминало многократно повторяемые в прошлом заявления о единственности Земли, со свети­лами вокруг нее, единственности солнечной системы или Галактики. На самом деле космологические модели Вселенной, хотя и строились, с целью объяснения мира в целом, объясняли лишь некоторый его фрагмент, описывали локальную область универсума.. Космологические представления относительно конечности— бесконечности пространства и времени, проинтерпретированные как относящиеся к данной ло­кальной области и не распространяющиеся на все мировое простран­ство и время, идею бесконечности не опровергали.

Вскоре после создания общей теории относительности в 1917г. Эйнштейн построил первую релятивистскую модель Вселенной. Он исходил из следующих предположений, которые впоследствии были подвергнуты критике:

1. Вещество и излучение распределено во Вселенной в целом равномерно. Отсюда следует, что пространство Вселенной одно­родно и изотропно. Хотя вблизи массивных объектов геометрия

пространства—времени изменяется, это изменение — лишь незна­чительное отклонение от однородного изотропного пространства Вселенной, обладающего постоянной кривизной.

2. Вселенная стационарна, неизменна во времени. В связи с этим геометрия пространства не может иметь эволюцию. Мир Эйн­штейна обычно называют «цилиндрическим», так как его можно представить в виде бесконечно протяженного четырехмерного ци­линдра. Вдоль образующей цилиндра простирается ось времени, она неограниченно направлена как в прошлое, так и в будущее. Сечение цилиндра дает пространство. В данной модели — это трехмерное сферическое пространство с постоянной положительной кривиз­ной. Оно имеет конечный объем. Это не следует понимать так, что имеется какой-то «край света», за которым ничего не существует. Просто пространство, выражаясь фигурально, «замыкается само на себя», благодаря чему в нем можно бесконечно кружить, никогда не наталкиваясь на преграду.

Однако «цилиндрический мир» Эйнштейна уже в прошлом. Попытки Эйнштейна построить стационарную модель Вселенной в настоящее время рассматриваются как дань традиционным пред­ставлениям о неизменном существовании Вселенной в вечности. Следует обратить внимание и на тот факт, что стационарная модель Вселенной получена Эйнштейном на основании специальных допу­щений.

Более современное решение этой космологической проблемы было дано советским математиком А.Фридманом и развито бельгийским космологом М.Леметром. Фридман отказался от предполо­жения о стационарности мира, сохранив постулат его однородно­сти и изотропности. При этом стали возможны три решения:

1.Если плотность вещества и излучения во Вселенной равна не­которой критической величине, то пространство является евкли­довым, т.е. обладает нулевой кривизной, и мир бесконечен.

2.Если плотность меньше критической, то пространство Вселен­ной описывается геометрией Лобачевского, обладает отрица­тельной кривизной и бесконечным объемом, оно открыто и выглядит как седловина.

3.Если же плотность вещества во Вселенной больше критической, то пространство имеет положительную кривизну, оно безгра­нично, но объем его конечен. Мир оказывается замкнут и ко­нечен. Он описывается геометрией Римана;

Мнения ученых расходятся. Одни приняли гипотезу бесконечно расширяющейся Вселенной и считают, что согласно концепции «большого взрыва» около 17—20 миллиардов лет назад Вселенная была сконцентрирована в ничтожно малом объеме в сверхплотном. сингулярном состоянии. Произошедший «большой взрыв» положил начало расширению Вселенной, в процессе которого плотность ве­щества изменялась, кривизна пространства разглаживалась. Другие считают, что на смену расширению вновь придет сжатие и весь про­цесс повторится. На этом основании выдвигается гипотеза пульси­рующей Вселенной, в которой приблизительно каждые 100 милли­ардов лет все начинается с «большого взрыва». В одной из наиболее поражающих воображение гипотез предполагается, что в результа­те «начального взрыва» в гравитационном сверхпространстве из син­гулярного состояния возникла не одна наша Метагалактика, а множество метагалактик. Каждая из них может иметь самые разнообраз­ные значения всех физических параметров: пространство особой то­пологии (локально-открытое или локально-замкнутое с разным количеством измерений) и свое космологическое время (возможно, неодномерное).

В современных концепциях «множественных миров»_рисуется удивительная картина Вселенной. И это согласуется с основным положением фундаментальной философии, согласно которому пространственно-временную бесконечность материального мира следу­ет понимать не в смысле метрической бесконечности, а как неис­черпаемое разнообразие пространственно-временного континуума.

Вопрос о том, будет ли Вселенная расширяться или начнется процесс сжатия, остается открытым. Хотя явление «красного сме­щения» в настоящее время является общепризнанными фактом, сви­детельствующим об удалении источника излучении; т.е. о том, что галактики «разлетаются» со скоростями, примерно пропорциональ­ными расстоянию до них. Так называемое «красное смещение» было открыто в 1912 г. В.Слайфером, который зафиксировал смещение спектральных линий излучения внегалактических туманностей к красному концу спектра. Спустя некоторое время (в 1929 г.) Э.Хаббл установил закон, согласно которому, чем дальше от наблюдателя находится туманность, тем больше величина красного смещения, тем больше скорость, с которой она удаляется от него. И на боль­ших расстояниях скорости галактик достигают гигантских значений.

Тем не менее существует теоретическая возможность того, что наряду с расширением можно предположить модель сжимающейся или даже пульсирующей Вселенной, в которой конечная в простран­стве, но бесконечная во времени Вселенная попеременно то рас­ширяется, то сжимается.

Философское понимание конечного и бесконечного. Бытие человека во Вселенной отражается философскими понятиями конечного и бесконечного. Конечное — это философская категория для обозна­чения такой характеристики предметов, явлений и процессов, ко­торая фиксирует их определенность и границу, в пределах которой существует объект. В принципе не было ни одного значительного философа, который не размышлял бы о неизбежной рожденного. Гегель отмечал, что «конечное вообще в том и состоит, что нечто имеет границу, т.е. в том, что здесь положено его небы­тие, что здесь это нечто прекращается». «Открытие» конечности че­ловеческого бытия указывало не только на жесткие границы суще­ствования, но и на бесконечность — ряд сменяющих друг друга по­колений. Исходными и наиболее очевидными моментами конечно­го выступают определенность и граница.

Границы бывают пространственно-количественными (например, территориальные границы государств) и качественными (возрастные периоды). Однако граница — это не только то, что разъединяет, но и то, что соединяет, дает возможность для соприкосновения, пере­хода через границу. Для обозначения этой противоположности Ге­гель ввел понятия «бытие в себе» и «бытие для другого».

Не следует понимать конечное как нечто застывшее, пребывающее

вне движения. Сущность конечного в том и состоит, что оно само себя отрицает, двигается к концу. Следовательно, конечное не может быть понято вне движения, а только будучи в движении.

Отрицанием конечности выступает бесконечность. С бесконечностью в философию и науку вошли парадоксы, антиномии, про­тиворечия. Для классической греческой мысли бесконечность выступает как негативное понятие: бесконечность лишена границ и формы, она недетерминирована, а следовательно, недосягаема для человеческого разумения. Древний символ круга или змеи, кусаю­щей себя за хвост, был призван для обозначения бесконечности.

Стремление постигнуть бесконечность неизменно сталкивалось с огромными трудностями. Существовало даже устоявшееся выраже­ние «horror infiniti» — «ужас бесконечного». Сознание не может ни вообразить, ни представить бесконечность, оно раздваивается. И если исходным пунктом конечного выступает ограниченность, то идея бесконечности существует в человеческом мышлении как интуитив­ное представление об отсутствии границ и о существовании некоего неограниченного пространства, процесса или последовательности. Однако безграничность не есть бесконечность. Возьмем, например, шар: двигаясь по его поверхности, мы нигде не упремся в границу. Это нечто безграничное, но в то же время конечное. Поэтому более су­щественными характеристиками бесконечного являются неисчерпаемость и наопределенность. Этo осознается уже в эпоху Возрождения, где бесконечность теряет свою негативную окраску, означая собой неизмеримое и неисчисляемое богатство реальности, силу человеческого интеллекта. Бесконечный универсум 'не полагает границ чело­веческому разуму, напротив, он побуждает его к движению. Глубо­кий философский анализ идеи бесконечности принадлежит Гегелю, который связывал бесконечность с развитием и различал истинную (качественную) и «дурную» (как непрестанное увеличение количе­ства) бесконечность.

Следует заметить, что человеческий опыт всегда ограничен и не может обнаружить бесконечное эмпирически. Для фиксации бес­конечности к данным органам чувств следует присоединить еще и деятельность мышления. Поэтому бесконечностъ не представляется, а понимается, ее выявляет человеческий интеллект. Однако именно то обстоятельство, что бесконечное нельзя охватить эмпирически, что человеческий опыт сталкивается только с миром.конечных ве­щей, послужило основой идеалистического представления о беско­нечности как о результате мыслительной деятельности. Идеалисты утверждают, что бесконечное — это мысль и существует бесконеч­ное не в реальной природе, но лишь в мышлении, в духе. Бесконеч­ное не имеет никакого объективного аналога. Субъективный идеа­лист Беркли, исходя из своего основного тезиса — «Существовать, значит, быть воспринимаемым», — заключает, что, поскольку бес­конечное чувственно невоспринимаемо, оно не существует. Неото­мизм, христианский экзистенциализм мистифицируют понятие бес­конечности, приписывая ему сверхприродное, сверхразумное зна­чение. Подлинная и высшая бесконечность заключена, по их мне­нию, лишь в божественном бытии, в потусторонней по отношению к чувственному миру трансценденции.

В неопозитивистской литературе проблема бесконечного сво­дится к анализу математических соотношений. В конечном и беско­нечном видят выражение потребности человеческого мышления в ограничении предметов мысли, с одной стороны, а также в неогра­ниченной свободе создания мысленных образов, с другой. Для неопо­зитивистской философии характерно стремление снять проблему отношения понятий конечного и бесконечного к реальности как псевдопроблему и ограничиться выяснением значения терминов в том или ином языке.

Обосновать онтологический статус бесконечного действительно очень трудно. Однако следует иметь в виду, что понятие бесконечного включает в себя актуальную и потенциальную бесконечность. Потен­циальная бесконечность фиксирует в принципе незавершаемый процесс количественных и качественных изменений. Потенциальная бес­конечность указывает на процесс становления, изменения и разви­тия, которые нельзя остановить, отменить или объявить несущест­вующими. Актуальная бесконечность — это абстракция от существующей как бы целиком в данных условиях бесконечности. Это как бы объект особого рода, образованный из неограниченного множества сходных объектов, например волос на головах всех живущих на Земле или цветов, произрастающих на планете. Актуальная бесконечность бе­рется как данное наличное бытие, но она всегда вызывает наибольшее возражение и неприятие.

 

Выдвинутое Аристотелем положение не теряет сил на протяжении двух тысячелетий. Бесконечность существует, но только потенциально, а не актуально. С точки зрения здравого смысла доводов на стороне Аристотеля достаточно. Если потенциальная бесконечность, образ, но говоря, позволяет к любому числу прибавить единицу и является абстракцией не очень высокого порядка, ее можно принять и с ней можно свыкнуться, то актуальная бесконечность парадоксальна по определению, ибо претендует на право явить «здесь и теперь» бес­конечность как оконеченную, сосчитанную, целостную. Приведем забавный пример. Если гусар в одной из оперетт заявляет, что он может выпить шампанского сколько угодно, плюс еще две бутылки, то это — потенциальная бесконечность. А вот если он скажет, что уже выпил бесконечное число бутылок, то к подобному заявлению следует отнестись как к абсурдному. И вместе с тем это попытка обозначить актуальную, бесконечность — бесконечностъ, существующую как реальный объект со всеми своими элементами. Постоянно развивающийся универсум не может быть охарактеризован как уже ставшая актуальная бесконечность. Однако сама идея актуальной бесконечности весьма плодотворна как источник творчества и пи­тательная почва эвристического поиска.

Со своеобразной трактовкой актуальной бесконечности можно встретиться в «Мыслях» Паскаля. Актуальная бесконечность не уве­личивается при прибавлении к ней любого числа и не уменьшается при его вычитании. Паскаль отождествляет актуальную бесконеч­ность с идеей Бога — бездонного абсолюта, «неделимого и беско­нечного Существа», а также с идеей божественной темноты. Ибо действительность, погруженная в непроглядный мрак бесконечно­сти, многократно превосходит возможности человеческого понима­ния. Потенциальную бесконечность Паскаль считает всего лишь вариантом конечного.

Актуальная бесконечность имеет разновидности. Это «бесконечность в большом» — бесконечность универсума и «бесконечность в малом», которая менее очевидна, но выдвигается в качестве реальной проблемы, в связи с развитием научной мысли в направлении изучения микромира. Во времена Паскаля таковую представляли явления микроскопии. Актуальная бесконечность непостижима для конечного человеческого духа. Человек, по мнению Паскаля, с трудом удерживается на грани двух бездн — «бездны бесконечно­сти и бездны небытия». Неисчерпаемость бесконечности обрекает человека на безмолвное созерцание.

Понятие актуальной бесконечности не могло не беспокоить и не волновать умы ученых. Так, математик Д.Гильберт, пытаясь истолковать феномен актуальной бесконечности, отмечает, что таковой мы имеем, например, рассматривая саму совокупность чисел 1, 2, 3,... n как некое законченное единство или точки отрезка как совокупность вещей, предстающую перед нами в законченном виде. Этого рода бесконечность мы будем называть актуальной бесконечностью. В математике существует определение бесконечного как мно­жества, равномощного своему истинному подмножеству.

С философской точки зрения бесконечность следует понимать, как процесс, отрицающий границы конечного, преходящий через эти границы. Это означает, что конечное, выходя за свои пределы, отрицая свое отрицание, становится бесконечным. Невозможно изу­чать конечное в отрыве от бесконечного и никогда нельзя опроверг­нуть существование бесконечного, сохраняя в то же время сущест­вование конечного. Конечное является формой или способом суще­ствования бесконечного.

Существование человека во Вселенной связано с постижением неисчерпаемости материи и вглубь и вширь. Неисчерпаемость материи вглубь охватывается представлением об интенсивной бесконеч­ности. Существование интенсивной бесконечности говорит о том, что в природе нет абсолютно элементарных, не имеющих внутрен­ней структуры объектов. Взаимопревращаемость частиц доказывает их более сложную природу.

 

Основная литература

1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской фи­лософии. М.,1986.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

3. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию рели­гии. Соч., М.,1990.

4. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М.,1993.

 

Дополнительная литература

1. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. 1993. № 3.

2. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии/ / Вопросы философии. 1995. № 1.

3. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.

4. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

5. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 279—290.

 

Вопросы для самопроверки

 

 

1. В чем смысл и предназначение философской категории «бытие»?

2. Каковы основные формы бытия?

3. Что такое субстанция?

4. Назовите формы и типы движения материи.

5. Каковы основные свойства времени и пространства?

6. Основные положения релятивистской концепции пространства и времени.

7. Каков смысл понятия «субстрат»?

8. Назовите структурные уровни организации живой природы?

9. Какие виды материи существуют?

10. Назовите раздел философского знания, занимающийся проблемой бытия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение | Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.