Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к изучению потребителей

Поведение потребителей – относительно новая область знаний. В настоящее время учеными - экономистами продолжается изучение теоретико-методологических основ поведения потребителей.

Однако можно выделить два наиболее распространенных подхода к изучению потребителей: мотивационный и экономический.

1) Мотивационный подход основан на изучении сил, движущих человеком при совершении покупки товара или приобретении услуги.

В рамках этого подхода рассматриваются теории:

- нейрофизиологических механизмов мотивации, в разработку которой существенный вклад внесли физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. К. Анохин. Все акты поведения индивида интерпретировались как система условных рефлексов.

- демонстративного потребления Т. Веблена, которая объясняет показное потребление "праздного класса" как стремление доказать принадлежность к элитному слою общества;

- психология бессознательного З. Фрейда, основанная на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых;

- индивидуальных черт личности Дж. Маккина Кеттелла, утверждающая, что личность состоит из 16 характерных базовых черт, которые определяют поведение индивида. Оценка индивида проводится с помощью специального опросника, включающего более 100 вопросов;

- личного и коллективного бессознательного К. Г. Юнга. Личное бессознательное содержит персональные переживания человека. Формой проявления коллективного бессознательного являются архитипы – различные верования, мифы, предрассудки, отражающих опыт предыдущих поколений;

- теория толпы Г. Лебона. Люди склонны в своем поведении подражать большинству, т. е. толпе.

- мотивации А. Маслоу, которая исходит из определенной иерархии потребностей и объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности.

2) Экономический подход основан на предположении, что покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях. При принятии решения о покупке потребитель руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров. Изучает экономические факторы, влияющие на поведение потребителей: уровень доходов покупателей, цена товара, эксплуатационные расходы.

К экономическим теориям оценки потребительского поведения можно отнести:

- теорию предельной полезности. Основатели теории предельной полезности Уильям Стэнли Джевонс, Леон Вальрас, Карл Менгер, Эйген Бём-Баверк и др.) рассматривали поведение потребителя как поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ.

- теория эластичности потребления и спроса изучает способность потребления и спроса изменяться в определенных границах под влиянием экономических факторов. Основателями инструментария для оценки эластичности потребления и спроса являются А. Маршалл и П.. Э. Самуэльсон.

- теория рационального потребления (основы которой заложили советские экономисты С. Г. Струмилин и В. С. Немчинов, В.Майер и другие в рамках разработки “рационального потребительского бюджета”) рассматривает возможность определения целевых ориентиров потребления. В качестве таковых могут выступать физиологические потребности (продукты питания), функциональ­ные бытовые процессы (предметы длительного пользования), социальные требования (одежда). На основе этой теории возникли понятия потребительская корзина, прожиточный минимум и минимальная заработная плата.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История изучения потребительского поведения | Экономическая сущность поведения потребителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.