Согласно мнению американской исследовательницы С. Деллингер, человек ассоциирует себя с определенной геометрической фигурой. Она предлагает несколько “геометрических форм личности”: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг.
Фундаментальными источниками такого подхода можно считать учение о психологических типах К. Г. Юнга, а также теорию функциональной ассиметрии больших полушарий головного мозга человека.
Согласно исследованиям
16% всех людей — “квадраты”,
27% — “треугольники”,
15% — “прямоугольники”,
25% — “круги”,
17% — “зигзаги”.
Вполне естественно предположить, что человек-круг, приобретая товар, будет ориентирован на тождественную себе геометрическую форму. При этом, продавцу необходимо вовремя распознать, к какой психогеометрической форме относится покупатель, причем не проводя тестирования. Это можно сделать по внешнему виду покупателя, руководствуясь признаками, приведенными в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Отличительные признаки покупателя основных психогеометрических форм
Форма личности
Отличительные признаки покупателя
Действия продавца
Квадрат
1.Деловой внешний вид, консервативная одежда. 2. Выражение лица обычно хмурое, неодобрительное или непроницаемое.
3. Неторопливые, полные значения движения. Создается впечатление, будто Квадрат инспектирует “торговлю”.
1. Продавцу следует быть серьезным, соблюдать правила делового этикета.
2. Если Квадрат задумался, не следует говорить или суетится.
Продолжение табл. 3.3
4. К товарам, как правило, сразу не прикасается.
5. Задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробности, касающиеся интересующих его товара или услуги.
6. В группе нескольких первых вопросов будет и вопрос о цене, если она не указана на товаре или в перечне услуг.
7. Высоко ценит демонстрацию товара в действии.
8. Отрицательно реагирует на тактику “упорного намерения продать”.
9. Как правило, сразу ничего не покупает. Квадрату нужно время, чтобы подумать и сравнить ваши предложения с аналогичными предложениями ваших конкурентов
3. Среди покупателей, просящих жалобную книгу, также много Квадратов. Тщательность и обстоятельность, с которой они формулируют недостатки в работе продавца, помогают последнему улучшить свою работу.
Рекомендуется имитировать движения покупателя-Квадрата, давать полную характеристику товару, снабжать рекламными материалами.
Треугольник
1. Дорогая, модная, соответствующая ситуации одежда, которую Треугольники носят небрежно.
2. Спокойные, плавные, уверенные движения. Треугольники выглядят так, как будто они бывали здесь прежде.
3. Неторопливы, однако всем своим видом показывают, что их время дорого стоит и они не намерены тратить его впустую.
4. Проницательный, все подмечающий взгляд.
5. Властное рукопожатие (если оно полагается по протоколу).
6. Быстрый контакт, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция.
7. Короткий разговор, в котором вопросы кажутся случайными, напоминающими мысли, пришедшие в голову слишком поздно.
8. Не расположены тратить время на чтение проспектов, каталогов, прейскурантов; предпочитают рассказ о товаре (услуге).
9. Создают впечатление власти над людьми; многих неопытных продавцов (служащих) просто подавляют своей персоной
1. Продавец должен быть внимателен, сосредоточен только на нем, чтобы Треугольник почувствовал к себе должное почтение.
2. Представление товара должно быть лаконичным и правдивым. Необходимо подчеркнуть и недостатки товара.
3. Не стоит препятствовать стремлению Треугольника добиться снижения цены, льготной доставки товара и его обслуживания. Но даже при этом Треугольники часто так и не становятся постоянными клиентами.
Прямоугольник
1. Может быть одет как представитель любой из четырех форм личности (по настроению). Возможна небрежность (неряшливость) в одежде.
Плохо “вписывается” в ситуацию. Прямоугольники не в ладу с собой, и это отражается на всем, что они делают.
1. продавцу не стоит быть слишком навязчивым.
Следует задавать наводящие вопросы, проверить финансовую состоятельность Прямоугольника
Продолжение табл. 3.3.
Ориентируйтесь также на особенности речи, мимики и пантомимики Прямоугольника.
2. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно. Желания купить что-то определенное не показывает.
3. Может сделать несколько “заходов”, прежде чем начнет разговор о намерении купить тот или иной товар. При следующей встрече может задавать те же самые вопросы, которые задавал и в прошлый раз.
4. Невнимательно слушает ответы на свои вопросы. Может прервать ваш ответ вопросом по совершенно иному поводу.
5. Если выбор товаров или услуг велик, перескакивает от одного к другому.
6. Создает ложное впечатление о своих намерениях. Вам может показаться, что ему нравится товар или подходит услуга, однако 'он тут же может стать равнодушным или даже критически настроенным (из-за скачков настроения)
2. доказать практическое преимущество товаров, легкость и рациональность в использовании.
3. Прямоугольникам требуется много времени на разъяснения при покупке,
4. при доставке товара следует перепроверить готовность Треугольника принять приобретенное.
Круг
1. Круг часто первым устанавливает контакт с продавцом или служащим. В ход идет приятная улыбка, комплименты и все остальное из коммуникативного ассортимента Кругов.
2. Круг не торопится. Посещение магазина или какого-то другого учреждения с целью приобретения товара или получения услуги — это социальное событие, смысловым центром которого является общение с другими.
3. Круги могут заговаривать или обмениваться репликами с другими посетителями или клиентами, обсуждать с ними ваши товары или услуги, равно как и погоду.
4. Круги редко приходят одни. По магазинам обычно любят ходить с членами семьи или с друзьями. Кроме того, они часто делают покупки по просьбе друзей или знакомых или ищут для кого-то подарок. В случае крупных сделок на уровне организаций они чаще всего окружают себя группой консультантов и помощников.
5. Кроме вопросов о товаре или услуге. Круги задают продавцам вопросы личного характера.
В момент принятия решения о покупке Круг обычно прерывает общение и на время задумывается
1. Продавцу, обслуживающему Круга, лучше сразу расположить покупателя уютной атмосферой, беседой за чашкой чая или кофе. Личность продавца здесь играет решающую роль при покупке, даже большую, чем собственно сам товар.
2. В процессе беседы продавец оказывается в роли слушателя, получающего множество личной информации, которую-то и можно использовать далее.
3. Среди выигрышных методов работы с Кругом также следует отметить подчеркнутое использование продавцом того товара, который выбирает Круг, популярность товара, а также демонстрацию товара в действии.
Продолжение табл. 3.3
Зигзаг
1. Растрепанный или неряшливый и неопрятный внешний вид, который может не соответствовать положению и состоятельности клиента. Возможен и иной вариант оформления внешности — ориентация на супермоду.
2. Зигзаги всегда куда-то спешат. Создается впечатление, что они случайно “залетели” в ваш магазин или организацию и уже должны “лететь” дальше к более важной цели.
3. Быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому; служащий не успевает ответить на один вопрос, как от него уже ждут ответа на другой.
4. Быстро и откровенно, без всякого стеснения оценивают ваш товар (услуги) и состояние ваших дел.
5. В момент принятия решения уходит от общения и как бы погружается в себя
1.Говорить следует быстро и, по возможности, с юмором.
2. На Зигзагов обычно позитивно действует то обстоятельство, что они принадлежат к той небольшой избранной категории знатоков и ценителей данного товара, пусть даже он является новинкой.
3. В разговоре можно использовать несколько авторитетных имен ученых, изобретателей, имеющих отношение к товару.
4. Так как цена для Зигзагов не слишком важна, можно предложить наряду с основным товаром и дополнительные принадлежности, аксессуары.
Таким образом, психогеометрический подход к потребителю способен, несмотря на отсутствие серьезной научной базы, оказаться полезным с двух точек зрения.
Во-первых, покупатель ориентирован на приобретение товара с тождественной себе геометрической формой.
Во-вторых, продавец, непосредственно работающий с таким покупателем, может использовать приведенные выше элементы практической психологии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление