Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мусульманские школы

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ

Начало ХУШ в. было ознаменовано повсеместным открытием архиерейских школ. Согласно "Духовному регламенту" каждый епископ обязан был организовать бесплатную школу.

В 1800 году в Уфе была открыта духовная семинария. Первоначально роль учителя ограничивалась опросом заданного по учебнику учебного материала. Но уже в начале XIX в. расширено содержание образования, пересмотрены цели обучения, разработаны методы преподавания, ориентированные на развитие самостоятельности учащихся. Лучшие ученики отправлялись в Казанскую духовную академию, обучение в которой являлось высшим этапом подготовки духовенства.

Обучение духовенства было многоуровневым. Свидетельством этому служило и открытие начальных духовных училищ, преподавание в которых носило исключительно религиозный характер. Училище было ориентировано на детей, поступавших в него безграмотными. В первый год обучения учащиеся изучали азбуку и повседневные молитвы; во второй - проходили рассказы из Священной Истории Ветхого и Нового Заветов; на третьем году обучения предполагалось осознание детьми истин веры и нравственности. Таким образом, у учащихся формировалось религиозно-нравственное сознание.

В 1876 году, 2 октября, была открыта Благовещенская учительская семинария. Учебное дело имело в своей основе фундаментальную методическую базу.

В 1862 году при епархиальном управлении было открыто женское училище в составе трех классов, которое позднее стало шестиклассным. В 1895 году при нем было открыто начальное училище для педагогической практики воспитанниц. Задача епархиального училища заключается в том, "... чтобы жены священников соответствовали образованию своих мужей и были истинными помощницами как в семейной жизни, так и в деле духовного служения народу". Начиная с шестого класса воспитанницы обучались методике преподавания, формам обучения в начальной школе, принципам и закономерностям дидактики. По окончании училища девушки получали учительское звание.

Т.О., епархиальные школы подготовили достаточное количество образованных людей. Несмотря на некоторую схоластичность традиционного религиозного образования, преподаватели духовных учебных заведений внушали ученикам высокие нравственные понятия, тем самым сделав их способными нести знания в народ.

Обучение мусульманского населения на его родном языке до 1789 года велось в частных школах. Ни государство, ни земство в открытии мусульманских школ никакого участия не принимали.

В 1789 году Екатериной П было учреждено мусульманское духовное управление. В это же время открываются мектебы и медресе. Мектебе, соответствующем начальным русским школам, открывались в основном по инициативе священнослужителей. К началу XX в. в Уфимской губернии насчитывалось 1579 мектебов.

Большое количество мектебов, открытых по инициативе имамов (мулл), объясняется тем, что избираемые в муллы лица по обычаю дают перед вступлением в должность обещание приходу не только исполнять религиозные обряды, но и обучать детей грамоте и канонам веры.

Наряду со школьным было развито домашнее обучение. Содержание образования было аналогично тому, что преподавали в мектебе. Единственное отличие домашнего обучения заключалось в том, что пока ученики не получат требуемых знаний от лица, взявшегося обучать детей, те не возвращались родителям.

При поступлении в мектеб шакирды не ограничивались возрастом, как в русских школах, и поэтому в мусульманских учебных заведениях наряду с шестилетними детьми учились молодые люди 18-19 лет. Это имело и положительные стороны: некоторый накопленный социальный опыт, естественная для старшего возраста легкость усвоения учебного материала, а также традиционная забота о младших способствовали более успешному процессу обучения.

Наряду с мектебами на Урале в то время открывались школы повышенного типа - медресе, готовившие будущих священнослужи­телей. Одним из первых учебных заведений подобного типа было медресе "Усмания», которое в XIX в. было реорганизовано в медресе "Галия". В учебном плане помимо богословских предметов глубоко изучались философия, психология, логика, педагогика, методика преподавания и воспитания, арабский язык и литература.

Одновременно с медресе "Усмания" было открыто медресе "Хусайния" и медресе при соборной мечети столицы. Шакирды занимались по новой перспективной методике. В программу были включены предметы как гуманитарного, так и естественно-математического циклов.

На Урале к 1913 году было открыто семь женских мусульманских учебных заведений. Педагогическая подготовка учениц велась на уровне аналогичных русских гимназий: наряду с обязательным вероучением и общеобразовательными дисциплинами преподавались дидактика и методика отдельных предметов. Педагогическая практика воспитанниц проходила обычно в младших классах училища.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Горнозаводские школы Урала и зауралья | Гимназии и прогимназии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.