Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические взгляды Мажита Гафури

Мажит Гафури родился 20 июля (2 августа) 1880 года в семье деревенского халифа (учителя медресе) в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда.

С детства интересовался сокровищами устного поэтического творчества башкирского и татарского народов. Сказания, предания, народные песни оказали влияние на формирование его мировоззрения.

С детства под руководством отца Мажит Гафури изучил арабский и древнеперсидский языки. Это позволило ему читать в подлиннике Омара Хайама, Фирдоуси, Алишера Навои, Низами и других классиков Востока.

В 1893 году умирают родители Мажита Гафури. Мальчик остается круглым сиротой. Ему вместе с младшим братом пришлось батрачить на сельских баев. "зимой за кусок черствого хлеба прислуживает богатым шакирдам (учащимся медресе), переписывает для них книги, помогает учителю вести занятия в младших классах". Педагогическая деятельность увлекала Мажита. Вспоминая, он писал Сайфи Кудашу: "К этому делу я относился со всей серьезностью и всеми силами старался дать детям знания. Школьные уроки я вел по-своему, используя имеющиеся у меня знания и жизненный опыт".

В шестнадцать лет он уходит из родной деревни на заработки. Он устраивается подсобным рабочим на Лопатинский чугунолитейный завод, позже - рудокопом на золотые прииски известных татарских золотопромышленников, миллионеров Рамиевых. Видя неспра­ведливость, униженное состояние одних и процветание других, сердце будущего поэта наполняется благородным гневом. В этом положении оказался и сам Мажит Гафури. Работая на износ, он заболевает чахоткой и покидает рудник.

В 1902 году М.Гафури поступил в старометодное медресе ишана Зайнуллы в Троицке, где написал первое свое стихотворение "Шакирды - имаму", подвергнув в нем критике фанатизм и деспотическое отношение к учащимся имама. Сатира быстро распространилась среди шакирдов, а имам запретил ему появляться на занятиях.

Яркую картину обучения в мусульманской школе Мажит Гафури позднее изобразил в повести "Черноликие". В качестве примера приведем из нее отрывок:

"Хазрет, взяв со столика одну из книг, сухо сказал: "Хадый, читай текст".

Все шакирды старшей группы раскрыли свои книги и склонились над ними, а шакирд, которого звали Хадыем, стал медленно читать из какой-то неизвестной нам книги. Когда он немного прочитал, хазрет остановил его и, оставаясь некоторое время в раздумье, с торжественностью в голосе стал разъяснять мысль прочитанного. Внимание шакирдов было целиком приковано к нему. Все слушали, затаив дыхание, ловили каждое его слово, следили за каждым движением его рта и складок на лбу. Такое усердие вызывалось, может быть, не столько увлечением назидательной речью, сколько боязнью заслужить к себе плохое расположение хазрета. Хазрет говорил увлекаясь, подчеркивая глубокий смысл каждого своего слова. Шакирды постепенно втягивались в беседу, некоторые задавали вопросы, высказывали свои мысли и даже спорили. Мы же, молодые шакирды, сидели смирнехонько, боясь нарушить тишину и удивлялись смелости старших, которые с таким человеком, как хазрет, свободно говорили и даже осмеливались вступать в спор".

Т.О., образование в старометодных мусульманских учебных заведениях было ориентировано на формирование фанатичной религиозности, низкое смирение, подавление индивидуальности и воли учащегося.

Видя, что обучение в медресе не приносит ему никакой пользы, Мажит Гафури начинает заниматься самообразованием. Он читает произведения Пушкина, Крылова, Некрасова, Толстого, революционных демократов - Чернышевского, Белинского и Добролюбова. Под влиянием их просветительских идей он сам обращается к литературному творчеству.

Он был убежден в том, что нравственно-духовное развитие башкирского народа возможно лишь при условии "приобщения его к прогрессивному русскому образованию.

Большое значение Мажит Гафури уделял становлению образования в Башкортостане. Он требовал от учителей предельной ясности, доступности языка, изложения материала в логической последовательности и учета возрастных особенностей детей. Не ограничиваясь советами педагогам, он сам создавал научно-методическую литературу. Так, для детей Мажит Гафури написал "Милли шигерлэр" ("Национальные стихи").

Сам автор писал: "Я получил множество писем от мугаллимов' (учителей), которые пишут, что для коллективного чтения во внеурочное время совершенно нет книг, которые создали бы симпатию к нашей нации. Мы очень нуждаемся в национальных стихотворениях. Было бы полезно для детей и для нашей нации, если бы Вы написали и как можно быстрее издали свои стихотворения, и поскольку они про­сили, что нужны национальные стихи, так я и назвал эту книгу.

Если мои стихотворения понравятся детям, если они их примут, то в скором времени можно написать побольше. В эту книгу вошли стихотворения, написанные к настоящему времени. Надеюсь, что эта книга будет полезной не только учащимся школы, шакирдам, но и другим детям" [5].

Мажит Гафури не ограничивается педагогическими рекомендациями и стихами с этнопедагогической ориентацией. Он создает инновационную модель школы и нормы поведения учащихся на все случаи жизни: дома, в школе, на улице и т.д.

В соавторстве с Ш. Ахмадеевым в 1914 году Мажит Гафури пишет и публикует букварь под названием "Беренче мугаллим", предназначенный для мусульманских учебных заведений. Учебный материал разбит на тридцать уроков, что позволяет учащимся постепенно овладевать орфографическими навыками. Также издал книги для чтения "Азат мектеб", предназначенные для учащихся I-1У классов.

Поэт считал, что учебная литература должна быть на родном языке и не должна вызывать особых затруднений из-за чрезмерного употребления неясных и иностранных слов, должна доступно излагать научно обоснованные знания, связывать знания с современной жизнью и формировать у учащихся новое мировоззрение. В ней должен быть представлен богатый иллюстративный материал.

Привлекая средства национальной культуры башкирского и татарского этносов в образование, Мажит Гафури в свой учебной литературе включил переводы детских рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, басен И.А. Крылова, стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и А.В. Кольцова. Поэт считал, что межэтнический обмен ценностями национальных культур приведет к их взаимному обогащению.

Этнопедагогические взгляды и идеи Мажита Гафури постоянно развивались одновременно с ростом национального самосознания народов Башкортостана. В его педагогических работах нашли отражение элементы критики, старометодной школы, борьбы за гуманистическую и этнопедагогическую ориентацию современных учебных заведений и введение в национальных школах преподавания предметов как естественного, так и гуманитарного циклов на родном языке.

В наше время произведения Мажита Гафури помогают учителям при формировании гуманистического мировоззрения учащихся. Литературные произведения национального поэта включены в учебные программы национальных школ, педагогических училищ, педагогических институтов и университетов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гимназии и прогимназии | Капитальное строительство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.